Скопец Залман Алтерович(01.01.1917 — 03.11.1984)

10
Записей показано: 10, всего у данной персоны: 10

Совет­ский матема­тик, док­тор физико-матема­ти­че­ских наук, про­фес­сор. Заве­до­вал кафед­рой элемен­тар­ной матема­тики и кафед­рой геомет­рии Яро­слав­ского педагоги­че­ского инсти­тута. Основ­ные науч­ные работы отно­сятся к про­ек­тив­ной, начер­та­тель­ной, неев­кли­до­вой и алгеб­ра­и­че­ской геомет­рии. Вме­сте со сво­ими уче­ни­ками напи­сал ряд мето­ди­че­ских и попу­ляр­ных книг по геомет­рии, соав­тор школь­ного учеб­ника геомет­рии, кото­рый исполь­зо­вался в шко­лах СССР в 1970-е годы.Биография

Биографияскрыть

Родился 1 января 1917 года в г. Кра­слав Витеб­ской губер­нии (ныне Лат­вия). Окон­чил Риж­ский уни­вер­си­тет (1938). В начале войны пере­ехал из Риги в Яро­слав­скую область, где препо­да­вал матема­тику в школе (1941—1942). С 1942 рабо­тал на кафедре элемен­тар­ной матема­тики Яро­слав­ского госу­дар­ствен­ного педагоги­че­ского инсти­тута им. К. Д. Ушин­ского (с 1953 — заве­дующий). После защиты док­тор­ской дис­сер­тации и полу­че­ния зва­ния про­фес­сора заве­до­вал кафед­рой геомет­рии там же (с 1964). Умер 3 ноября 1984 года. Дочь З. А. Скопеца — Р. З. Гушель.
Ста­нов­ле­ние З. А. Скопеца как матема­тика про­ис­хо­дило под вли­я­нием В. В. Степа­нова, Я. С. Дуб­нова, А. М. Лопшица, П. К. Рашев­ского. Основ­ные его науч­ные работы отно­сятся к про­ек­тив­ной, начер­та­тель­ной, неев­кли­до­вой и алгеб­ра­и­че­ской геомет­рии. З. А. Скопец создал науч­ную школу по кон­струк­тив­ной геомет­рии.
Вме­сте со сво­ими уче­ни­ками З. А. Скопец напи­сал ряд посо­бий по геомет­рии для сту­ден­тов, учи­те­лей и школь­ни­ков, в кото­рых излага­лись результаты его иссле­до­ва­ний в обла­сти элемен­тар­ной геомет­рии и про­паган­ди­ро­ва­лись раз­лич­ные нетра­дици­он­ные методы реше­ния геомет­ри­че­ских задач. З. А. Скопец являлся редак­то­ром учеб­ника геомет­рии для вечер­них школ (автор Г. Д. Глей­зер). Состоял чле­ном ред­кол­легии жур­нала «Матема­тика в школе» и вел в нем отдел задач (с 1964 до конца жизни).
В конце 1960-х гг. З. А. Скопец вошел в автор­ский кол­лек­тив учеб­ника геомет­рии для 9—10-х клас­сов, напи­сан­ного В. М. Клоп­ским и М. И. Яго­дов­ским (издан в 1966). Под его редакцией учеб­ник два­жды изда­вался в каче­стве проб­ного, а затем исполь­зо­вался в каче­стве основ­ного, ста­биль­ного (с 1975 по 1982). Глав­ные осо­бен­но­сти учеб­ника заклю­ча­лись в широ­ком исполь­зо­ва­нии акси­о­ма­ти­че­ского под­хода; век­то­ров, век­тор­ного и коор­ди­нат­ного мето­дов реше­ния задач; геомет­ри­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний; интеграль­ного и диффе­ренци­аль­ного исчис­ле­ний для вывода формул объемов и поверх­но­стей неко­то­рых тел; учеб­ник содержал большое коли­че­ство матема­ти­че­ской сим­во­лики.
В конце 1970-х годов реформа матема­ти­че­ского обра­зо­ва­ния и действо­вавшие учеб­ники под­верг­лись кри­тике со сто­роны уче­ных-матема­ти­ков, учи­те­лей и роди­те­лей учащихся. В том числе кри­ти­ко­вался и учеб­ник геомет­рии под редакцией З. А. Скопеца — за излиш­нее услож­не­ние курса геомет­рии и его форма­ли­за­цию (в част­но­сти, Л. С. Понт­рягин под­верг кри­тике опре­де­ле­ние век­тора). Реформа матема­ти­че­ского обра­зо­ва­ния была оста­нов­лена, учеб­ник геомет­рии для 9—10-х клас­сов был пере­ра­бо­тан в направ­ле­нии упроще­ния мате­ри­ала и в 1982 году вышел 8-м изда­нием, однако в том же году был заме­нен учеб­ни­ком А. В. Пого­ре­лова.

Авторские труды

Скопец З. А. Геометрические миниатюры. — 1990  Скопец З. А. Геометрические миниатюры / соост. [и авт. прим.] Г. Д. Глейзер. — М. : Просвещение, 1990. — 224 с.Скопец З. А. Конические сечения. — 1966  Скопец З. А. Конические сечения // Энциклопедия элементарной математики. — Кн. 5 : Геометрия. — М. : Физматгиз, 1966. — С. 557—608.Скопец З. А. Координатные формулы осевой симметрии плоскости и их применение. — 1981  Скопец З. А. Координатные формулы осевой симметрии плоскости и их применение // Внеурочная работа по математике в условиях сельской школы : сб. статей. — Вологда, 1981. — С. 3—19.Скопец З. А., Кузнецова Л. И. Пересечение обратимых отображений. — 1981  Скопец З. А., Кузнецова Л. И. Пересечение обратимых отображений // Внеурочная работа по математике в условиях сельской школы : сб. статей. — Вологда, 1981. — С. 67—82.Скопец З. А. Преобразования симметрии пространства в задачах. — 1978  Скопец З. А. Преобразования симметрии пространства в задачах // Подготовка студентов пединститутов к внеурочной работе по математике : сб. статей. — Вып. 3. — Вологда, 1978. — С. 4—14.Скопец З. А., Черепанова Т. П. Задачи на замыкание. — 1981  Скопец З. А., Черепанова Т. П. Задачи на замыкание // Подготовка студентов пединститутов к внеурочной работе по математике : сб. статей. — Вологда, 1981. — С. 3—14.

Составление, редактирование, переводы

Готман Э. Г. Совершенствование содержания геометрических задач и методов их решения... — 1968  Готман Э. Г. Совершенствование содержания геометрических задач и методов их решения, как средство повышения качества знаний учащихся по математике : 732 — методика преподавания математики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; [науч. рук. З. А. Скопец]. — М., 1968. — 12 с.Деттерер А. В. Формирование умений письменного выполнения работ по математике... — 1969  Деттерер А. В. Формирование умений письменного выполнения работ по математике у учащихся средней школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : (732) / Ленингр. гос. пед. ин-т ; [науч. рук. З. А. Скопец]. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1969. — 13 с.Марголите П. С. Вопросы конструктивной геометрии при изучении стереометрии в средней школе. — 1967  Марголите П. С. Вопросы конструктивной геометрии при изучении стереометрии в средней школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук (по методике преподавания математики) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена ; науч. рук. З. А. Скопец. — Л., 1967. — 16 с.

Литература о персоне и её трудах

Иванова Т. А. Вспоминая учителя. — 2014  Иванова Т. А. Вспоминая учителя // Математика в высшем образовании. — 2014. — № 12. — С. 81—92.
Про­должая исполь­зо­вать дан­ный сайт, вы выража­ете согла­сие с усло­ви­ями его исполь­зо­ва­ния