Г.В. Кондратьева

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (1861-1900 ГГ.)

G.V. Kondratyeva

FORMATION OF MATHS TEACHERS' PEDAGOGICAL COMMUNITY IN RUSSIA IN THE POST-REFORM PERIOD (1861-1900)

В статье рассмотрен процесс формирования педагогического сообщества учителей математики средних учебных заведений. Показано, как от простой совокупности людей, формально связанных выполнением профессиональных задач, начинается активное движение по пути создания целостной социальной группы с общими ориентирами, задачами, нормами поведения, менталитетом. Подчеркнуто, что ведущим двигателем данного процесса стала частная инициатива. Выявлены факторы, препятствовавшие формированию педагогического сообщества учителей-математики.

The article deals with the problem of creation of pedagogical society by secondary school teachers of mathematics. Reader can watch an evolution from simple group of professionals, formally united by their area of expertise, to an organized social organization with common guiding lines, mission, code of behavior and mentality. The author highlighted, that a driving force behind this process was a private initiative. The article analyzed the circumstances which put obstacles in the way of creation of the above mentioned society.

Ключевые слова: педагогическое сообщество, преподавание математики, отечественное школьное образование, история школьного образования.

Keywords:

pedagogical society, teaching of Math, national secondary school education, history school education.

Успешная модернизация школьного образования зависит во многом от учительских кадров. С заинтересованностью и подготовленностью педагогического сообщества напрямую связана эффективность вводимых новаций. Именно педагогическое сообщество является одним из решающих факторов, определяющим результаты совершенствования школы. Оно может как поддержать проводимую модернизацию, так и свести на нет все начинания. Так, хорошо известен тот факт, что одной из главных причин неудачи реформы математического образования 1970-х гг. стало ее неприятие учительством. Однако педагогическое сообщество не всегда представляло собой столь мощный фактор в развитии отечественной школы. От простой совокупности людей, объединенных общим видом деятельности, сообщество педагогов развилось в достаточно сложную структурную целостность с общими ориенти-

рами, задачами, нормами поведения, своим менталитетом. Формирование такого профессионального сообщества учителей было достаточно длительным и сложным процессом в истории отечественной системы образования, начавшимся еще в XIX в.

Особенно непростым был этот процесс для учителей математики, так как именно для этой категории преподавателей отсутствовало в рассматриваемый временной интервал специальное высшее профессиональное образование. Закрытие в конце 1850-х гг. педагогических институтов и замена их двухгодичными курсами при университетах, а затем в 1868 ликвидация даже и этих курсов, привели к тому, что практически вся специальная профессиональная подготовка учительских кадров для средних учебных заведений была отдана инициативе самих учителей. Заметим, что в 1865 г. были открыты педагогические курсы при 2-ой Петербургской военной гимназии для подготовки учителей младших классов. Просуществовали курсы до 1883 г. и, собственно говоря, не меняли общее положение дел с подготовкой педагогических кадров для средних учебных заведений.

Однако учителя математики находились в значительно худшем положении, чем преподаватели других предметов. Дело в том, что практически одновременно с закрытием курсов в 1867 г. был открыт императорский Санкт-Петербургский историко-филологический институт. В нем готовились педагоги по древним языкам, русской словесности, истории, географии. Количество выпускников колебалось в пределах от 10 (1895 г.) до 28 (1878 г.) [5,С.8,58]. В 1875 г. был открыт еще один историко-филологический институт в г.Нежине, преобразованный из Нежинского лицея князя Безбородко. В 1876 г. при Санкт-Петербургском университете была учреждена семинария для приготовления учителей новых иностранных языков. Конечно, эти учебные заведения не могли обеспечить массовую подготовку педагогических кадров для средней школы. Однако все-таки это была некоторая база, позволяющая получать не только научную, но и собственно педагогическую подготовку. Преподаватели же математики должны были ограничиваться строго научным образованием, которое получали в классических университетах. Министерство считало, что «особое специальное приготовление по математическим наукам, по причине точности их содержания и строгой определенности метода их преподавания, менее необходимо, чем по предметам историко-филологического факультета»[4, С. 65].

Таким образом, преподаватели математики оставались фактически без педагогических знаний. И это при том, что математика была наряду с древними языками од-

ним из ведущих предметов гимназического курса. Вся специальная профессиональная подготовка учительских кадров по математике для средних учебных заведений в пореформенной России XIX в. отдана инициативе самих педагогов. Отсутствие специального профессионального образования препятствовало образованию целостного педагогического сообщества педагогов-математиков.

Кроме того, серьезным препятствием на пути формирования профессиональной идентификации был низкий социальный статус педагогов в целом, определявшийся невысокой оплатой учительского труда.

Один из педагогических журналов пореформенной России «Учитель» публиковал о материальном положении преподавателя гимназии следующее: «Получая за уроки самое неудовлетворительное вознаграждение, учитель волею-неволею вынужден свыше сил своих заниматься, давать по 35 и даже 40 часовых уроков в неделю. ... предположим, например, что холостой учитель еженедельно преподает в Петербурге по 30 часовых уроков (максимум для педагога, пользующегося притом крепким здоровьем). Считая по 50 рублей за урок он получит в год 1500 рублей... Необходимые его издержки...: комната с прислугою 16 рублей, платье, белье, стирка белья, сапоги и прочее 30 рублей, обед 15 рублей, свечи, чай, сахар, хлеб и проч. 10 рублей, книги, писчие принадлежности, расходы на извозчиков и другие мелочные расходы 15 рублей; всего же в месяц 86 рублей, а в год 1032 рублей. Увеличим эту сумму до 1100 руб., в том предположении, что недостающее до этой суммы учитель истратит на скромные увеселения, которые ему в такой же мере, если еще не более, необходимы, как и всякому другому, - останется 400 рублей; в случае каких-либо выплат за чин, в пенсионный капитал и проч., только 300 до 350 рублей, или менее того. А если он женат, то каким образом на эти остающиеся у него деньги может содержать он жену и детей?... Если у него четверо детей, то уже одни расходы на школу и школьные принадлежности поглотят все 300 рублей. Чем же пополнить остальное?.. Чтобы учитель был педагогом, чтобы, следовательно, был предан своему призванию, воодушевлялся преподаванием, чтобы много читал, много наблюдал, размышлял, - никак не должен он давать более 25 часовых уроков в неделю, и притом должен получать не менее 2000 руб. в год»[3,С.649]. Конечно, учитель мог для пополнения своего бюджета одновременно работать в нескольких учебных заведениях. Но место в другом учебном заведении найти было также не просто. Приходилось довольствоваться частными уроками, которые давали определенную материаль-

ную поддержку, но не рассматривались общественностью как престижное занятие. Современники так оценивали сложившуюся ситуацию «... учителя, получающие оклад крайне недостаточный, изнуряются уроками как почтовая лошадь, не имеют ни покоя, ни досуга, и чуют гораздо чаще кнут на избитых боках, чем сено (об овсе и говорить нечего) в пустом желудке»[7,С. 461].

Тем не менее, не взирая на указанные неблагоприятные факторы (отсутствие специального профессионального образования и низкая оплата труда), именно в пореформенный период происходят значительные подвижки на пути формирования сплоченного педагогического сообщества педагогов-математиков. От простой совокупности людей, формально связанных выполнением профессиональных задач, начинается активное движение по пути создания целостной социальной группы с общими ориентирами, задачами, нормами поведения, менталитетом. Происходит становление группы, которая:

1. Активно участвует в решении профессиональных задач, в частности обсуждая их через специально созданные по ее же инициативе печатные органы, пытаясь обобщать и систематизировать накопленные знания;

2. Заявляет о своем существовании, защищает и отстаивает свои интересы, поднимает свой авторитет посредством временных или постоянных организаций (съездов, музеев). Действительно, именно в пореформенный период мы наблюдаем создание и работу педагогических обществ, музеев, организацию педагогических съездов, развитие педагогической периодики, при этом показательно активное участие в этих процессах именно рядового учительства.

Так, для работы с учительством был создан Петербургский педагогический музей военно-учебных заведений (1864 г.). Музей являлся центром распространения педагогических знаний. По аналогии с ним были созданы педагогические музеи в других городах. В 1890 г. было 10 музеев по всей стране, но затем наблюдается их резкое увеличение в 1903 г. - 67 музеев [6,С114]. С апреля 1885 г. при Петербургском музее военно-учебных заведений организован математический отдел, на 70-ти заседаниях которого только в первое десятилетие существования было прослушано 200 докладов по вопросам преподавания математики. В заседаниях принимали участие такие видные педагоги-математики как А.Н. Страннолюбский, 3.Б.Вулих, А.И.Гольденберг, С.И.Шохор-Троцкий и др.

Важной формой объединения учительства стали педагогические общества. Первое массовое педагогическое общество возникло в 1859 г. в Петербурге. Оно работало в течение 20 лет. Членами обще-

ства за время его существования стали свыше 500 человек. На заседаниях общества нередко обсуждались вопросы преподавания математики. Например, в 1871 г. ряд заседаний был посвящен методике обучения арифметике по способу Грубе. Протоколы заседаний были опубликованы в журнале «Семья и школа» за этот же год. Интересной формой профессионального объединения учительства были уездные и губернский педагогические съезды, которые стали проводиться с начала 1860-х годов. Но в 1875 г. и в 1881 г. министерство народного просвещения специальными циркулярами определило довольно жесткие условия для организации съездов, а в 1888 г. съезды были запрещены на целый ряд лет.

Значительную роль в формировании педагогической культуры, повышении квалификации педагогов-математиков, а также формировании педагогического сообщества учителей математики играла отечественная периодика. Именно в пореформенной России начинают активно развиваться педагогические и методические журналы. Надо отметить, что в области методики математики не существовало специального издания. Известные журналы Журнал элементарной математики (1884/1885-1885/1886, издатель-редактор В.П.Ермаков); Школа математики чистой и прикладной. Ежемесячный журнал для учащих, учащихся и всех любителей физико-математических наук (1885, Издатель-редактор Н.П. Сенигов); Вестник опытной физики и элементарной математики (1886-1915, Издатель-редактор Э.К. Шпачинский (1886-1897), издатель В.А. Гернет (с 1898 г.), редактор Циммерман (1896-1903), редактор В.Ф. Коган (с 1904)) нельзя в полном смысле слова отнести к методическим изданиям. Это были журналы, занимающиеся скорее популяризацией математического знания, хотя отдельные методические вопросы и поднимались на их страницах. Например, уже в первые годы существования Вестник опытной физики и элементарной математики печатает следующие статьи:

Рецензии на статьи А. Путяты «Об употреблении метрической системы в школе» и «К вопросу о постановке курса тригонометрии в средних учебных заведениях»// Вестник опытной физики и элементарной математики. 1887. № 26. С. 39;

III. О необходимости преподавания счетоводства в средних учебных заведениях.// «Вестник опытной физики и элементарной математики». 1887. № 33. С. 193-196;

Пржишиховский Р.В. Несколько замечаний о преподавании математики// Вестник опытной физики и элементарной математики. 1888. № 42. С.129-137.

Многие вопросы преподавания математики дискутировались и на страницах общепедагогических журналов. К журналам наиболее активно публикующим материалы по методике математике можно отнести: Русский педагогический вестник (1857-1861. Редакторы-издатели: Н.А.Вышнеградский (1857), Н.А.Вышнеградский, П.С.Гурьев (1858 - до 3 тома), П.С.Гурьев (1858-1859), А.Григорович (1860-1861)), Воспитание (1860-1863). Редакторы-издатели: А.Чумиков (1860-1863). Издатель Ф.Ф.Кейзер), Учитель (1861-1870. Редакторы-издатели: Н.Х.Вессель, И.И.Паульсон (1861-1864), И.И.Паульсон (1864-1870), Семья и школа (1871-1888. Редакторы-издатели: Юл.Симашко (1871-1874), ред. Ю.Симашко (1874-1876), изд. A.M.Котомин, изд. К.Д.Краевич, ред. Ю.Симашко (1876-1878), изд.-ред. К.Д.Краевич (1878-1881), изд-ред К.H.Модзалевский (1882-1888)), Народная школа (1869-1889. Редакторы-издатели: Ф.Ф.Медников (1869-1877), В.А.Евтушевский, А.П.Пятковский (1878-1882), А.П.Пятковский (1882-1889)), Русский начальный учитель (1880-1911. Редактор-издатель В.А.Латышев), Русская школа (1890-1917. Редакторы-издатели: Я.Г.Гуревич (1890-1906), Я.Я.Гуревич (1906-1917). Перечисленные журналы не были посвящены только проблемам преподавания математики, но вопросам школьного математического образования уделялось немалое внимание. Так, на страницах Русского педагогического вестника, Русского начального учителя активно обсуждались вопросы преподавания арифметики. Журнал Учитель впервые в отечественной методике поставил вопрос о пропедевтическом курсе геометрии. Журнал Семья и школа, всегда интересовавшийся вопросами преподавания математики, в 1877-1878 гг. имеет как небольшой "журнал в журнале" специальный математический отдел, преобразованный затем в летучие заметки. Особое внимание педагогических журналов к вопросам математики связано, прежде всего, с тем, что данные журналы часто создавали и работали в них видные методисты-математики своего времени: П.С.Гурьев (1807-1884), В.А.Евтушевский (1836-1888), А.И.Гольденберг (1837-1902), В.А.Латышев (1850-1912), С.И.Шохор-Троцкий (1853-1923) и др.

И, наконец, нельзя не подчеркнуть, что задачи совершенствования школьного математического образования стали в рассматриваемый нами временной интервал личностно-значимыми для многих рядовых педагогов, которые готовы были тратить свое время, силы, материальные средства на благо просвещения. Многие учебники, задачники, методические разработки рассматриваемого нами периода

были написаны рядовыми по своему положению педагогами. А.П. Киселев служил учителем реального училища, преподавателем кадетского корпуса, А.Ф. Малинин написал свои популярные учебники («Руководство к прямолинейной тригонометрии», «Руководство арифметики. Для гимназий» (в соавторстве с К.П.Бурениным), «Собрание арифметических задач (в соавторстве с К.П.Бурениным), «Руководство алгебры и собрание алгебраических задач для гимназий», будучи преподавателем гимназии. Став затем директором Московского учительского института, А.Ф.Малинин еще больше увеличил свою служебную нагрузку. Он энергично хлопотал о расширении деятельности института, поднимал всегда болезненный вопрос об оплате труда преподавателей[8] и так далее, но при этом активно продолжал работать над усовершенствованием своих многочисленных учебников. В.А. Евтушевский начинал службу преподавателем в гимназии. Сегодня почти забытый педагог-математик А.А.Леве (1824-1893), автор широко издаваемых в XIX веке учебников по арифметике и алгебре, трудился преподавателем в кадетских корпусах (наиболее известные его труды: «Арифметика и собрание арифметических задач» (1857, имела 17 изданий), «Начальные основания геометрии (1868, 4 издания), «Начальная алгебра и собрание алгебраических задач» (1865, 4 издания). А.А.Леве являлся также сотрудником журнала «Народная школа»[2, С.154]. Методист-математик 3.Б.Вулих (1844-1897) также успешно совмещал работу в различных учебных заведениях с написанием учебников. Он работал штатным преподавателем военной гимназии, преподавал математику на педагогических и женских курсах. Служил инспектором кадетского корпуса, экспертом городских начальных училищ, заведовал Мариинским женским училищем[1]. Барон М.О.Косинский, автор первого учебника по наглядной геометрии, был активно практикующим учителем. О своей загруженности на педагогическом поприще он так писал К.К.Сент-Илеру: «Избыток работы, которую мне приходится выполнять по необходимости, произвела на мою грудь и голову такое влияние, что мне приходится поневоле дорожить всякой секундой отдыха»[9]. С.И.Шохор-Троцкий совмещал работу в самых разных учебных заведениях (женской гимназии М.Н.Стоюниной, женской гимназии А.А.Оболенской, Николаевском кадетском корпусе, Павловском институте), чтение лекций на многочисленных земских курсах с глубокими методическими исследованиями.

Данные факты (обмен опытом через журналы, работа над повышением профессиональной

культуры в рамках деятельности педагогических музеев, съездов, активность педагогов при написании учебной литературы) позволяют сделать вывод о поступательном движении в направлении формирования педагогического сообщества учителей математики. Однако, полное его формирование можно будет считать завершенным лишь вне рамок рассматриваемого нами периода.

Только в 1910-х гг. были организованы всероссийские съезды учителей математики (1911/1912 и 1913/14 гг.) и, наконец, промышленником П.Г.Шелапутиным создан в 1911 г. на частные средства (что исключительно показательно) педагогический институт, который начал осуществлять подготовку преподавателей математики для средних учебных заведений.

Литература:

1. Библиографический указатель материалов по истории русской школы. Приложение к журналу «Педагогический вестник». - 1900. - № 1. - С. 59-60.

2. Библиографический указатель материалов по истории русской школы. Приложение к журналу «Педагогический Сборник». -1900. - №.9. - С. 150-160.

3. Гейлер П. Геометрия, как необходимое образовательное средство в каждом мужском и женском учебном заведении//Учитель. -1864. - №17. - С.649.

4. Журнал Министерства народного просвещения// 1867. - Ч.XXXIV. - С.65.

5. Памятная книжка императорского Санкт-Петербургского историко-филологического института. - СПб., 1898. - 60 с.

6. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1979. - 216 с.

7. Приватные уроки// Учитель, 1862. - С 461.

8. Отдел рукописей российской государственной библиотеки. Дост/М. Дело 6. Ед. хр. 55. Малинин А.Ф. Письмо к Сент-Илеру К.К. ЛЛ. 1-2.

9. Отдел рукописей российской государственной библиотеки. Дост/М. Дело 5. Ед. хр. 131. Косинский барон, Михаил Осипович. Письмо к Сент-Илеру К.К от 16 сентября 1862. Л.1.