Г.B. Кондратьева

доцент МГОУ, кандидат педагогических наук

Педагогические журналы XIX века и судьбы их создателей (из истории отечественного образования)

Педагогические журналы играют немаловажную роль в сложном процессе совершенствования отечественного образования. Учителя, методисты, научные работники именно благодаря периодическим изданиям могут обмениваться опытом, рассказывать о своих достижениях, выражать сомнения в целесообразности вводимых новаций, критиковать коллег, вносить коррективы в свою работу.

Сегодня нет недостатка в периодических изданиях по педагогике. Самые разнообразные журналы, как старые, так и новые, появившиеся совсем недавно, предоставляют учителям широкий спектр материалов по педагогической проблематике. Преподавателям действительно есть из чего выбирать, каждый может найти журнал себе по душе. Но такая возможность выбора была не всегда.

На заре становления отечественной педагогической журналистики в России, а именно в начале XIX века, выходило буквально считанное число педагогических журналов. Во второй половине XIX века количество журналов выросло. Но интересно, что произошло это не благодаря поддержке государства или деятельности общественных организаций, а в результате активности, проявленной частными лицами.

Государство, в общем-то, весьма неохотно финансировало издание педагогических журналов. Можно перечислить лишь несколько журналов, издававшихся за государственный счет. Это, прежде всего, Журнал Министерства народного просвещения, который выходил с 1803 по 1917 год

(с 1803 по 1817 год он назывался Периодическим сочинением об успехах народного просвещения, в 1825, 1827, 1829 годах выходил под названием «Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения»). Кроме того, можно назвать Педагогический сборник, весьма уважаемое и солидное издание, находившееся под эгидой Главного управления военно-учебных заведений и выходившее с 1883 по 1917 год. Издавались и различные циркуляры по учебным округам.

Однако именно частные издатели на свои весьма ограниченные средства смогли создать для учителей обширный круг педагогических журналов. На страницах именно частных изданий поднимались самые злободневные и острые вопросы отечественной школы. Здесь публиковали свои статьи выдающиеся деятели отечественного образования: К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Д.И. Тихомиров, В.И. Водовозов, Н.А. Корф и многие другие.

Издание педагогического журнала было дело трудное, хлопотное и, к сожалению, не особенно благодарное. Израсходовав все свои личные сбережения, наслушавшись от коллег упреков и обвинений, издатели вынуждены были порой закрывать свои издания. В одиночку приходилось бороться за каждый номер журнала. Но именно благодаря этим подвижникам и началось полнокровное развитие педагогической журналистики в России. Какими же были те педагогические журналы далекого от нас XIX века? Как складывались судьбы их издателей и редакторов?

Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех выходивших тогда изданиях. Остановимся лишь на наиболее оригинальных или же известных изданиях. Первые педагогические журналы, издаваемые частными лицами, появились в России еще в 1830-х годах. Это «Радуга» (1832-1833, Ревель), «Педагогический журнал» (1833-1834, Санкт-Петербург), «Учебный математический журнал» (1833-1834, Ревель). Особенно известным оказался «Педагогический журнал», который издавался А. Ободовским, Е. Гугелем, П. Гурьевым. Впрочем, все эти журналы существовали очень недолго и имели ограниченное число подписчиков. Например, журнал К. Купфера «Учебный математический журнал», первый журнал, посвященный специально вопросам преподавания математики, имел около 200 подписчиков.

Только в конце 1850-х и начале 1860-х годов начинается действительно широкое издание педагогических журналов. «Характерной чертой этого десятилетия (1855-1865) вообще является то, что преобладающими темами даже общей журналистики были вопросы образования и просвещения »1.

В это время в России происходят колоссальные изменения. В 1861 году было отменено крепостное право. Россия вступила в новый этап своего развития. Нужно было срочно расширять слой грамотных людей. А значит, необходимо было перейти от педагогики для избранных к педагогике для всех. Увеличивалось и число учителей. Для них, еще неопытных, были нужны педагогические знания.

Одним из известных педагогических журналов того времени стал «Журнал для воспитания», выходивший в 1857-1863 годах. Издавал журнал известный деятель отечественного просвещения А.А. Чумиков (1819-1902).

Его биография типична для педагога XIX века. А.А. Чумиков закончил курс в Санкт-Петербургском университете. Затем он преподавал в Николаевском сиротском институте русский и немецкий языки, историю, а в классе надзирательниц для малолетних детей — «педагогические наставления». Для преподавания в институте он составил пособия «Первоначальное чтение», «Этнографический очерк истории и культуры древних народов».

Идея создать журнал возникла у А.А. Чумикова еще в 1840-х годах. Но из-

1 Соловьев И. Из прошлого нашей педагогической журналистики // Вестник воспитания. 1915. № 1. С. 92.

дание не было разрешено. Целое десятилетие Чумиков продолжал хлопотать об издании журнала. В октябре 1856 года он, снова подавая прошение о разрешении издавать журнал, писал: «Не одна душа человеческая погибла в руках неопытного воспитателя. Многие из этих тружеников едва знают, что есть целая наука воспитания; что, подобно другим знаниям, воспитание также имеет свою историю; что опыты их предшественников не потеряны для потомства»1.

Старания Чумикова в итоге завершились успехом, и в 1857 году вышел первый номер. Задачей журнала издатель поставил «способствовать успеху на поле воспитания, служить органом истинного просвещения и распространения здравых понятий в кругу образованного юношества»2. Кроме того, «журнал должен был обратить внимание на образование низшего сословия, находящегося большей частью еще в страшном невежестве». Грамотность — «единственное средство способствовать духовному развитию простого народа». Более того, необходимо было поднять домашнее воспитание средних и высших сословий. Наконец, требовалось повысить общественный и научный авторитет самих педагогов, пропагандируя идею «учреждения педагогического общества»3.

К участию в создании журнала А.А. Чумиков привлек лучших педагогов того времени. Сотрудниками журнала были известные деятели отечественного просвещения К.Д. Ушинский, П.Г. Редкин, И.И. Паульсон, Н.Х. Вессель и даже русский критик Н.А. Добролюбов. Отметим, что именно на страницах «Журнала для воспитания» впервые были опубликованы статьи К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы» , «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы».

Особенно широко был поставлен в журнале критический отдел. В нем проводился не только анализ учебных книг или педагогической литературы, но и давались обзоры как отечественной, так и иностранной детской литературы (преимущественно немецкой), а также детских журналов. Много места уделялось работам по психологии. По оценке современников, «направление журнала вполне отвечало просветительным идеям новой эры»4.

Издавать журнал было чрезвычайно трудно. Как скажет впоследствии А.А. Чумиков, своевременный выход книжки журнала иногда зависел от самых заурядных мелочей, например от дурной дороги, которая мешает фабриканту к сроку доставить бумагу5. Непросто было и вовремя обеспечивать доставку журнала подписчикам. В 1863, последнем году издания журнала А.А. Чумиков передает всю издательскую часть своему помощнику Ф.Ф. Кейзеру, сам же занимается только редакторской работой. Но число подписчиков не увеличивается. В итоге, как напишет сам Чумиков, «наша энергия и вера в сочувствие публики и пользу нашей деятельности уже надломаны», и Чумиков прекратил свою деятельность по изданию журнала.

Ф.Ф. Кейзер пытался продолжить издание педагогического журнала под названием «Журнал для родителей и наставников». Этот журнал просуществовал всего один год. Дальше продолжать работу уже оказалось не под силу.

Другим известным педагогическим журналом второй половины XIX века стал «Русский педагогический вестник», выходивший в 1857-1861 годах. Его начал издавать видный деятель отечественного просвещения Н.А. Вышнеградский. Этот журнал вышел практически одновременно с «Журналом для воспитания».

1 Цит. по: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М., 1976. С. 366.

2 Журнал для воспитания. 1858. № 1. Т. 3. С.13-14.

3 Соловьев И. Из прошлого нашей педагогичекой журналистики // Вестник воспитания. 1915. № 1. С.101-102.

4 Брокгауз ФА., Ефрон ИЛ. Энциклопедический словарь. Спб., 1903. T. XXXIX. С. 59.

5 См.: Журнал для воспитания. 1863. № 10. С. 393.

Как оказалось, подобное совпадение не было случайным. Вот что писал об этом уже известный нам А.А. Чумиков: «Задумав издавать педагогический журнал, я в конце 1856 г. пригласил Н.А. Вышнеградского как профессора педагогики участвовать своими трудами в моем издании. На это он мне ответил, что он сомневается в настоятельности и успехе у нас педагогического издания, — что, впрочем, поразмыслит и в скором времени сообщит о своем решении. В тщетном ожидании обещанного ответа я между тем узнал, что в Главное Правление Цензуры поступило прошение Н.А. Вышнеградского о дозволении ему издавать "Педагогический Вестник". Несмотря на это поспешное ходатайство Вышнеградского, первый номер опоздал на целый месяц перед книжкой "Воспитания"»1. Но пусть Н.А. Вышнеградский и самым бесцеремонным образом перехватил идею издания педагогического журнала, результат получился весьма положительный: Россия приобрела сразу два педагогических издания.

Свой журнал Н.А. Вышнеградский предусмотрительно посвятил императрице Марии Александровне2, которая покровительствовала женскому образованию. Впрочем, и журнал Вышнеградского был посвящен, прежде всего, вопросам создания бессословного женского образования в России. Это была главная идея всей жизни Н.А. Вышнеградского.

Николай Алексеевич являлся организатором первой всесословной женской гимназии. Эта гимназия, по некоторым данным, стала первой не только в России, но и в Европе3. Н.А. Вышнеградский говорил: «Я лбом пробил дорогу женским гимназиям». И это было действительно так. В 1858 году он обратился с готовым планом устройства женского образования к принцу Ольденбургскому, при посредничестве которого проект был утвержден. Вскоре в Петербурге открылось первое женское Мариинское училище, начальником которого был назначен Вышнеградский.

В 1862 году по типу устава этого училища утвержден устав всех женских гимназий ведомства учреждений императрицы Марии. За первым училищем последовало открытие еще трех в Петербурге, а затем в Вильне, Ковне, Гродне, Минске, Киеве, Саратове и других городах. Кроме того, по инициативе Вышнеградского в 1860 году при Мариинском училище был открыт особый педагогический класс, из которого в 1863 году образовались педагогические курсы с двумя отделениями: словесным и физико-математическим.

Современники весьма высоко ценили труды Вышнеградского на ниве просвещения. «Есть два рода педагогов... одни работают и практически, и теоретически, влияют устным словом, своей жизнью и деятельностью на современников и печатным — на последующие поколения... и долго живут и в последующее время на страницах своих сочинений; другие действуют только в практической сфере, словом и примером влияя на современников, и живут в потомстве лишь в воспоминаниях своих учеников, своих друзей и почитателей, пока живы эти друзья и почитатели... Последнее выпало и на долю Н.А. Вышнеградского. А между тем это был, безусловно, один из крупнейших наших педагогов по своей практической деятельности и во многих отношениях мог бы стоять наравне со своими знаменитыми современниками Пироговым и Ушинским»4.

Особенной любовью пользовался Вышнеградский у своих многочисленных учениц. Приведем здесь любопытный рассказ лишь одной из них. Девочке было 7 лет, когда отец привел ее к Н.А. Вышнеградскому для поступления в приготовитель-

1 Чумиков А.А. К вопросу о женских гимназиях // Русская старина. 1888. № 5. Т. 58. С. 524.

2 См. : Речь И.В. Скворцова на вечере в память Н.А. Вышнеградского в Петровской женской гимназии 3 апреля 1909 года. Спб., 1909. С. 5.

3 Там же. С. 9.

4 Там же. С. 3.

ный класс. Она была напугана, совершенно не хотела идти учиться и энергично протестовала: «Я ничего не знаю». «А вот спрошу тебя по Закону Божию... Молитвы знаешь?» — спросил Вышнеградский. «Никаких молитв не знаю», — решительно отвечала девочка. «Ну, а молишься по утрам?» Молчание. «Молюсь». — «А что ты говоришь?» — «Господи Иисусе Христе Сын Божий, помилуй мя грешную», — отрапортовала девочка. «Великолепно», — засмеялся Н.А. Вышнеградский. Экзамен сошел благополучно. «Отец мой, — отмечает рассказчица, — стал после этого экзамена великим почитателем Николая Алексеевича»1.

В своем журнале Н.А. Вышнеградский подробно обсуждал вопросы женского образования. В «Педагогическом вестнике», прежде всего, подвергалась критике система обучения и воспитания в закрытых женских воспитательных учреждениях, в том числе за ее оторванность от жизни.

Несмотря на то что журнал поднимал важные вопросы педагогики, в целом он был слабее «Воспитания» Чумикова. Из крупных педагогов в «Педагогическом вестнике» сотрудничал только В.Я. Стоюнин. «Педагогический вестник» не был избалован вниманием читателя. За все годы его существования количество подписчиков не превышало 600 человек в год2. Поэтому журнал вынужден был прекратить свое существование.

Особое место в истории отечественной педагогической журналистики занимает журнал «Учитель». Выходил «Учитель» с 1861 по 1870 год. Журнал был весьма популярным и влиятельным изданием своего времени. Основали его известные педагоги И.И. Паульсон и Н.Х. Вессель.

И.И. Паульсон3 (1825-1898) родился в семье небогатого петербургского портного, шведа по происхождению. Образование получил в Петропавловском училище, но вынужден был выйти из заведения раньше срока, чтобы не быть в тягость родителям. Успешно сдав экзамен на звание домашнего учителя, Иосиф Иванович приступил к педагогической деятельности. Первое время он давал уроки в частных пансионах и домах. Затем был приглашен в качестве преподавателя элементарного курса учебных предметов к великой княжне Марии Александровне, великим князьям Александру Александровичу (впоследствии император Александр III) и Владимиру Александровичу. С 1877 года Паульсон являлся экспертом начальных петербургских школ. Много работал в различных комитетах и обществах. В 1886 году Иосиф Иванович прекратил свою деятельность и выехал за границу.

Другим редактором-издателем «Учителя» был Н.Х. Вессель4 (1837-1906). Он окончил курс университета и поступил наставником в дом князя А.Н. Горчакова. С 1864 по 1882 год Вессель редактировал журнал «Педагогический сборник» — издание Главного управления военно-учебных заведений. В 1882 году Вессель был назначен чиновником особых поручений при Главном управлении военно-учебных заведений, в 1884 году он стал членом учебного комитета, а в 1897 году — членом Совета министерства.

Каким же был журнал, издаваемый И.И. Паульсоном и Н.Х. Весселем? «Учитель» основное внимание на своих страницах уделял вопросам начальной школы. Значительное место отводилось вопросам организации школы и методике учебных предметов. Часто в журнале помещались руководства по различным предметам начального обучения, а также примерные уроки по различным предметам, которые

1 Речь И.В. Скворцова на вечере в память Н.А. Вышнеградского в Петропавловской женской гимназии 3 апреля 1909 г. Спб., 1909. С. 17-18.

2 Чумиков АЛ. К вопросу о женских гимназиях // Русская старина. 1888. № 5. Т. 58. С. 523-524.

3 Сведения из жизни И.И. Паульсона приводятся по книге Ельницкого: Русские педагоги второй половины XIX столетия. Пг., 1915. С. 54-60.

4 Сведения из жизни Н.Х. Весселя приводятся по вступительной статье В.Я. Струминского к книге Н.Х. Весселя: Педагогические сочинения. М., 1959. С. 5-44.

«служили хорошим подспорьем для собственной практической деятельности неопытным в деле преподавания учителям и учительницам »1.

Журнал знакомил читателей с жизнью зарубежной школы. Но несколько повышенное внимание к развитию немецкой педагогической мысли привело к обвинениям журнала в германофильстве. Определенные основания для таких обвинений, безусловно, были. Так, например, в программе журнала «Учитель» за 1861 год можно прочитать следующее: «Германия есть настоящая родина науки вообще и педагогики в особенности; будучи знакомы с богатою литературою ее, как популярно-научной, так и специально-педагогической, мы будем пользоваться этим источником и брать все годное для нашей цели»2.

В оправдание издателей-редакторов можно сказать, что общее увлечение немецкой педагогикой было характерно для того времени. Педагог и историк отечественного образования П.Ф. Каптерев так оценивал общую ситуацию: «Когда настала крайняя нужда в педагогических знаниях, а их не было, что же было делать русским педагогам? Ждать было нельзя. Винить их за то, что они впопыхах хватали все, что находили подходящего у немцев, и, не переработав, переносили на русскую почву, нет основания: следует винить наше предшествующее педагогическое невежество... Пятидесятые, сороковые, тридцатые и ранние годы виной тому, что в шестидесятых и семидесятых годах мы набросились на немецкую педагогику»3. По мнению советского исследователя журнала «Учитель» Ф. Гольдина, «можно признать, что журнал допускал некоторую переоценку немецкой педагогики... но не эти статьи определяли лицо журнала»4.

В «Учителе» активно работали видные российские педагоги и общественные деятели того времени: П.Г. Редкин, Ф.Н. Медников, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, А.Н. Страннолюбский и другие. Журнал был тесно связан с Петербургским педагогическим обществом и являлся в определенной мере его печатным органом, так как на страницах «Учителя» можно прочитать протоколы заседаний данного общества.

Журнал был весьма популярен. Так, спустя год после начала издания, в 1862 году, число его разосланных экземпляров составило 3655. Журнал распространялся в 73 губерниях, областях и землях Российской империи. Наибольший интерес к нему сначала проявили уездные училища, затем журнал активно стали выписывать гимназии и полковые школы, прогимназии, приходские и сельские училища. Среди частных подписчиков больше всего журналом интересовались чиновники, матери семейств, городское и сельское духовенство, военные, помещики. Любопытно, что среди подписчиков невелико число учителей. Это связано, прежде всего, с недостаточным материальным обеспечением педагогов. К тому же библиотеки учебных заведений выписывали журнал «Учитель», и педагоги могли бесплатно им пользоваться.

Впрочем, несмотря на популярность, журнал пришлось закрыть. Дело здесь было, видимо, в независимой позиции журнала, твердом отстаивании реального образования и решительной борьбе с «лазаретно-классической эпидемией» (так метко окрестил журнал классическую гимназию). Поэтому неудивительно, что журнал «Учитель» был исключен из списков, рекомендуемых учебным заведениям для приобретения, — это было равносильно запрещению. В 1871 году очередной номер «Учителя» уже не вышел в свет.

Оригинальным, очень непохожим на другие педагогические издания был жур-

1 Семенов Д.Д. Очерк педагогической дейтельности И.И. Паульсона. М., 1898. С. 4.

2 Цит. по: Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика. Спб., 1914. С. 29.

3 Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика. Спб., 1914. С. 31.

4 Гольдин Ф. Педагогический журнал «Учитель» (К столетию со дня выхода) // Народное образование. 1961. № 6. С. 100.

нал «Ясная Поляна». Его издавал наш великий писатель Л.Н. Толстой в 1862 году. Надо сказать, что Лев Николаевич весьма увлекался педагогической деятельностью. Так, он организовал в Ясной Поляне школу, в которой сам учил деревенских ребятишек. По инициативе Л.Н. Толстого в родном ему Крапивенском уезде было открыто свыше 20 школ. Л.Н. Толстой написал «Азбуку», «Книги для чтения» и многие другие до сих пор популярные произведения детской литературы.

Кроме того, Лев Николаевич стал также создателем и вдохновителем педагогического журнала «Ясная Поляна». Вместо теоретических педагогических статей и критических обзоров журнал предлагал читателю описание реальной жизни народной школы.

«Цель журнала педагогическая, — писал Л.Н. Толстой, — но с тою особенностью, что для того, чтобы сделаться наукой, педагогике, по нашему убеждению, нужно перестать основываться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот»1. Особое внимание журнал уделял именно описанию опыта преподавания. Л.Н. Толстой призвал искренне описывать опыт «со всеми колебаниями, изменениями, неудачами и ошибками». Это «гораздо поучительнее и дороже для науки, чем изложение будто бы непогрешимой методы»2.

Подобная установка позволяла журналу поднимать самые болезненные проблемы не только отечественной школы, но и всего общества. В журнале читаем: «Вдруг перестал ходить Гришка, не заплативши за учение 50 копеек серебром. Как ребята к нему ни придут, всегда дома его нет. Потом стали объяснять, догадываться: "должно быть стыдно, коли дома не сидит". Сказывали казначеевские, что видели его на большой дороге; знать, нечем заплатить — вот и работает. Через месяц он пришел и принес полтинник. Нужно было видеть при этом его радость»3.

Необычный факт издания журнала в деревенской школе, а также то, что в связи с этим в доме Л.Н. Толстого постоянно проходили совещания студентов и учителей, вызвал определенную настороженность у властей4. Летом 1862 года в доме Л.Н. Толстого был произведен обыск. Министерство внутренних дел признало «Ясную Поляну» вредным журналом. Цензура пристально просматривала каждую книжку журнала.

Журнал просуществовал всего один год. На закрытие журнала повлияло и небольшое количество подписчиков (около 400), что привело Толстого к существенным материальным издержкам.

Интересна и поучительна история еще одного педагогического журнала, выходившего под названием «Детский сад» в 1866-1876 годах и «Воспитание и обучение» — в 1877-1917 годах. Журнал никогда не являлся «звездой» педагогической журналистики, он всегда оставался несколько в тени, но при этом смог просуществовать удивительно долго. Журнал время от времени менял свое направление и название. Это зависело от взглядов очередного редактора и издателя, а также от читательского спроса.

Основательницей этого журнала-долгожителя была А.С. Симонович5. Аделаида Семеновна интересовалась воспитанием и обучением маленьких детей. Именно она в далеком 1866 году основала один из первых детских садов в России. С целью пропаганды передовых идей в воспитании малышей был создан и журнал «Детский сад».

1 Цит. по: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М., 1976. С. 369.

2 Ясная Поляна. 1862. Апрель. С. 7.

3 Там же. С. 36.

4 Подробнее см.: Струминский В. Журнал «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого // Советская педагогика. 1942. № 1-2.

5 Подробнее об А.С. Симонович см.: Шахрай Б. А.С. Симонович // Дошкольное воспитание. 1975. № 12.

А.С. Симонович активно ратовала за создание детских учреждений. Она писала в своем журнале: «Матери богатого сословия предоставляют в настоящее время своих новорожденных детей уходу кормилиц и нянек... Матери среднего сословия больше занимаются своими детьми, но у них нет столько знаний, чтобы они сумели развивать физические, нравственные и умственные силы ребенка... Но что можно сказать о матерях бедного сословия... Матери, отправляясь на работу, принуждены оставлять одних своих детей дома на произвол судьбы»1. Таким образом, делает вывод А.С. Симонович, детские сады необходимы для всех сословий как в городе, так и в деревне. Особое внимание в журнале Симонович уделяла эстетическому воспитанию малышей. Недаром все дочери А.С. Симонович и племянник В.А. Серов, воспитывавшийся в ее семье, стали художниками.

Впрочем, редактору-издательнице «Детского сада» не удалось сформировать вокруг журнала круг единомышленников. Статьи принадлежали главным образом самой А.С. Симонович. Даже небольшой тираж первого года издания не удалось продать полностью. В 1869 году А.С. Симонович вынуждена была передать издание журнала Елизавете Бороздиной.

Новая издательница с целью привлечения подписчиков изменила программу журнала. Вот что писала редакция по этому поводу. «Три года издавался наш журнал по довольно тесной программе, которая дозволяла только говорить о воспитании маленьких детей. На четвертом году программа наша расширена, и мы начнем говорить об образовании более взрослых детей. Цель нашего журнала — улучшение домашнего и общественного воспитания всех сословий в России»2.

Выдвигается новая программа детского сада:

статьи по воспитанию вообще;

обучение в школе и детских садах;

образцовые уроки по разным предметам преподавания;

педагогическая хроника (русская и заграничная);

критика и библиография по детской, учебной и педагогической литературе;

смесь (детские характеристики, работы, игры, забавы, разные новости и мелкие известия).

Журнал продолжал издаваться шесть раз в год. Но из известных педагогов в журнале сотрудничал только П. Бунаков.

С 1877 года журнал «Детский сад» фактически переходит под руководство М.К. Цебриковой (1835-1917)3. Это была выдающаяся женщина своего времени. Воспитанная под руководством дяди, декабриста Н.Р. Цебрикова, Мария Константиновна рано вступила на литературное поприще, публиковалась в педагогических изданиях, потом была сотрудницей некрасовских «Отечественных записок». Человек активной жизненной позиции, в 1889 году она опубликовала открытое письмо императору Александру III, за что и была сослана4. В этом письме Цебрикова наряду со многими другими, более серьезными общественными пороками резко критиковала коррупцию в образовании, в частности выражавшуюся в практике репетиторства учителей гимназий.

В 1877 году журнал «Детский сад» из-за того, что название уже не соответствует программе, получает новое название — «Воспитание и обучение». При этом подчеркивалось, что новый журнал будет продолжать линию бывшего «Детского сада». Подобное изменение названия не всеми было оценено положительно. «Жаль, что журнал своим новым названием слишком расширя-

1 Чувашев И.В. «Детский сад», первый русский журнал по дошкольному воспитанию // Дошкольное воспитание. 1937. № 3.

2 Детский сад. 1869. № 1. Предисловие редактора.

3 См.: Аблов Н.Н. Педагогическая периодическая печать (1803-1916): Библиографический обзор. М., 1937.

4 См.: Русские ведомости. 1863-1913: Сборник статей. М., 1913. С. 190; Голицын Н.Н. Библиографический словарь русских писательниц. Спб., 1889.

ет свою программу»1, — писали другие педагогические журналы. И действительно, вопросы начального и дошкольного воспитания требовали детальной разработки и именно «Детский сад» был очень нужен.

В конце 1880 года М.К. Цебрикова продала право на издание журнала Екатерине Алексеевне Сысоевой (1829-1893). Екатерина Алексеевна была весьма образованной женщиной для своего времени. Она закончила с золотой медалью Екатерининский институт. По окончании института вышла замуж, но не замкнулась на семье. Полученное образование ее не удовлетворяло, и она усиленно занялась пополнением его: изучала иностранные языки, педагогику, музыку. Она много переводила, писала для детей, постоянно сотрудничала в ряде журналов.

Став издательницей «Воспитания и обучения», Е.А. Сысоева разделила журнал на две части. Первая — самая главная — «Родник» являлась детским журналом, вторая — собственно «Воспитание и обучение» — переродилась в тоненькое приложение, которое издавалось всего три раза в год. Для этого приложения писал свои статьи известный отечественный педагог П.Ф. Каптерев. Кроме этого, заслуживают интереса регулярно публиковавшиеся протоколы заседания так называемого родительского кружка, в котором принимали участие С.И. Шохор-Троцкий, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев.

Одним из первых журналов, специально посвященных вопросам народного образования, стал журнал «Народная школа» (1869-1889), который издавал и редактировал Федор Николаевич Медников (1821-1877).

Сегодня это имя практически забыто, а в свое время это был весьма значимый авторитет в области образования. Выходец из очень богатой купеческой семьи Ф.Н. Медников поразил всех тем, что, вместо того чтобы продолжить семейное дело, решил посвятить всю свою жизнь делу просвещения народа. Молодой Медников, расставшись с университетом, уехал уездным учителем в провинцию. Шаг за шагом, пройдя ступени надзирательства и учительства в низших классах гимназии, дошел он наконец до штатного смотрителя училища и прогимназии2. Весьма нетипичная карьера для выходца из купеческой семьи, особенно если учесть еще и деятельность Медникова по изданию педагогического журнала.

Его бескорыстие в отношении издания журнала было так велико, что, даже имея свыше 3 тысяч (!) подписчиков, он никогда не получал от журнала чистого дохода, обращая излишек средств на увеличение объема книжек и на прибавку гонорара сотрудникам3. В конце 1874 года Комитет грамотности присудил Ф.Н. Медникову золотую медаль Императорского вольно-экономического общества именно за полезную деятельность по изданию «Народной школы». В докладе комиссии говорилось: «Старания Медникова оживить и укрепить народное образование привлечением к нему лучших педагогических сил увенчались полным успехом: в его журнале всегда можно встретить имена лиц, уже снискавших себе почетную известность в педагогическом мире. Всякое заявление школьного учителя, всякая дельная мысль, всякий вообще труд, им предпринятый и основанный на здравых педагогических началах, могут найти — и уже находили не раз — гостеприимное помещение на страницах "Народной школы"»4.

На страницах «Народной школы» остро ставился вопрос обязательного обучения, разворачивались дискуссии по поводу методики обучения различным предметам. В журнале печатали статьи видные деятели отечественного просвещения: Л.Н. Модзалевский, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, E.H. Водовозова, И.И. Паульсон, Д.Д. Се-

1 Женское образование. 1876. № 10. С. 520.

2 См.: Народная школа. 1877. № 12. С. 2.

3 Там же. С. 5.

4 Там же. С. 6.

менов, K.K. Сент-Илер, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский. В журнале выходили приложения, например «Летопись Петербургского педагогического общества» и «Летопись комитета грамотности».

Закрытие «Народной школы» было типичным для того времени. В связи с резкой критикой журналом вмешательства духовенства в работу народных школ святейший синод и министерство исключили журнал из списка рекомендуемой литературы.

Противоречивым и неоднозначным был журнал «Школьная жизнь» (1872-1874). Его издавал Николай Петрович Столпянский, личность сложная и натура деятельная. Кто-то из современников называл его выдающимся педагогом, другие считали вообще неспособным преподавать. В начале 1860-х годов Столпянский был одним из организаторов воскресных школ, руководил курсами учителей и учительниц земских народных школ в петербургском, новгородском, рязанском, ярославском, смоленском земствах, а также обучением солдат в войсках Финляндского округа и в Петербурге. Азбуки, созданные Столпянским, разошлись общим тиражом около двух миллионов.

Н.П. Столпянский предложил свой метод обучения, который буквально формулировался его автором так: «Об этом рассуждать нечего, а нужно делать так, как приказано». Многие педагоги того времени резко критиковали подобное обучение, считая, что оно способно образовывать идиотов и дуботолков1. В защиту Николая Петровича можно сказать, что он стал одним из первых пропагандистов звукового метода. А положительной стороной его приема обучения грамоте в войсках было, что предварительно из старых солдат приготовлялись учителя, которым и поручалось обучение новобранцев.

Главную задачу своего журнала Столпянский видел в том, чтобы «содействовать самообразованию и самовоспитанию учителей элементарных школ»2. Девиз журнала — «Знание — деньги, знание — богатство». Журнал Столпянского был очень недружелюбно встречен многими педагогами. Его называли «трактирным изданием».

В то же время необходимо отметить, что на страницах «Школьной жизни» поднимались многие весьма интересные вопросы, зачастую не находившие отражения в педагогической печати того времени. Это, прежде всего, проблемы образования взрослых. Например, были опубликованы материалы об обучении фабричных рабочих и их жен, обучении в войсках, организации школ при тюрьмах.

Известным педагогическим изданием прошлого века был журнал, выходивший в 1876-1889 годах как «Женское образование», а с 1892 года под названием «Образование».

Основателем журнала, редактором и издателем был В.Д. Сиповский (1844-1895). Это был удивительный человек. Василий Дмитриевич окончил университет, преподавал в самых знаменитых учебных заведениях своего времени: первой петербургской прогимназии, киевской коллегии Павла Галагана, Василеостровской женской гимназии, Мариинском институте, Пажеском корпусе, на женских педагогических курсах. В последние годы жизни был директором училища глухонемых. Педагог по призванию, он был горячо любим своими учениками и ученицами, которые посвятили ему следующие стихи:

Мы все пойдем различными путями, И жребий в жизни нас различный ждет, Но все, все сказанное вами До гроба с нами доживет.

Пройдут минуты, дни и годы,

Меж нас иные отживут,

Иные встретят лишь невзгоды,

Иные ж радости найдут.

Как знать, что нам судьба готовит?

Но, верьте, памяти о Вас

1 См.: Семья и школа. Кн. II. 1873. № 6. С. 51.

2 Школьная жизнь. 1872. № 1. С. 1.

Ничто мирское не изгонит, Жить будет век она средь нас.

Журнал «Женское образование» был любимым детищем В.Д. Сиповского. «Средства на издание были скудны, и В.Д. совмещал в своем лице редактора, издателя, секретаря и присяжного сотрудника-хроникера... Он сам лично держал и корректуру всех статей. Журнал брал у него не только много времени, но и поглощал массу денег, так как всегда щедрый редактор не только никогда не отказывал сотрудникам в авансах, но и платил часто гонорары за статьи еще не написанные, которые потом так и не появились в свете... Невзирая на размеры журнала, он сумел сгруппировать вокруг него сотрудников с такими блестящими педагогическими именами, как В.П. Острогорский, А.Н. Страннолюбский, Д.Д. Семенов»1.

Женский вопрос был центральным в журнале. Здесь обсуждались проблемы начального, среднего, а также возможности высшего женского образования. Публиковались исторические заметки о положении и образовании женщин. Важное место отводилось опыту организации женского образования за рубежом.

Впрочем, тема женского образования была все-таки достаточно узка для периодического издания, и постепенно журнал начинает заниматься и вопросами воспитания, начального обучения в целом. Большое место занимал критический обзор педагогической и учебной литературы, давались рецензии на журналы и книги для детей, книги для народного чтения, учебники и учебные пособия.

С 1892 года журнал начал выходить под новым названием — «Образование». Редакция объясняла изменение названия следующим образом: «Дело идет уже не только о выработке новых методов и приемов преподавания, но об учебных системах, о переустройстве всей школьной жизни. Следить за разработкой этих вопросов, делать ей надлежащую оценку в пределах лишь женского образования было бы крайне трудно»2. Расширив программу журнала и тем увеличив подписку, а следовательно, и доход, В.Д. Сиповский стал выпускать такие номера, которые своим объемом поглощали весь приход, и продолжал опять работать в ущерб своему бюджету3.

После смерти В.Д. Сиповского в 1895 году журнал постепенно перестает заниматься педагогическими проблемами. В начале XX века происходит превращение педагогического журнала в журнал литературный. И в 1907 году «Образование» как педагогический журнал перестал существовать.

Влиятельным журналом прошлого века, сгруппировавшим вокруг себя многих известных педагогов, был журнал «Русская школа» (1890-1917). Журнал выходил 12 раз в год. В нем участвовали П.Ф. Каптерев, Н.Х. Вессель, А.Н. Острогорский, А.Н. Страннолюбский, A.M. Калмыкова и другие видные деятели отечественного образования.

Появление журнала совпало с интенсивным развитием отечественной педагогической мысли. Прошло время, когда заграничные ученые являлись непререкаемыми авторитетами. Вспоминая о недавнем преклонении перед западными авторитетами, журнал писал: «Вне народности — смерть для школ и для народа, которого такая школа убивает, а не развивает, та смерть, которая, с народной точки зрения, уже коснулась нашего верхнего, отравленного ложным воспитанием слоя общества... при неразумном рвении может отравить и тот народ, потом и кровью которого он вскормлен и воспитан по чуждым, а потому и гибельным образцам»4.

1 Избранные педагогические сочинения В.Д. Сиповского с кратким литературно-библиографическим очерком, составленным Н.Л. Леонтьевой. Спб., 1911. С. 11-17.

2 Образование. 1892. № 1.

3 Поздняков Н. Памяти В.Д. Сиповского // Русская школа. 1895. № 11. С. 28.

4 Модзалевский Л.О народности в воспитании по Ушинскому // Русская школа. 1895. № 12. С. 77-78.

Хорошо был поставлен в журнале критический отдел. Резко и безжалостно громил журнал плохие учебные книги, называя их образчиками учебно-издательской спекуляции. Несмотря на общепедагогическую направленность, много места на его страницах занимали вопросы методики преподавания отдельных предметов, например вопросы преподавания математики. «Русская школа» публиковала основные работы С.И. Шохор-Троцкого, В.А. Латышева.

В 1904 году журнал получил золотую медаль на международной выставке «Детский мир».

Главная заслуга в подобном признании журнала принадлежала его редактору и издателю Якову Григорьевичу Гуревичу. Один из современников Я.Г. Гуревича так вспоминал о его редакторской работе: «Когда в 1890 году Я.Г. задумал издавать педагогический журнал, он знал, что дело это чрезвычайно трудно и в материальном отношении безнадежно. Он не остановился ни перед какими трудностями, привлек в число сотрудников журнала известных педагогов и ученых, и издание журнала началось... Замечательно отношение Я.Г. к этим рукописям: он все рукописи прочитывал от начала до конца. Он говаривал, что главным образом важна мысль, а форму можно исправить, и он во всякой рукописи искал новой мысли... Он никогда не останавливался перед авторитетной, хотя бы и неблагоприятной рецензией на книгу и работу кого-либо из сотрудников и друзей... такое отношение к делу повлекло за собой порчу отношений, которыми он дорожил. Но правдой он дорожил больше»1.

После смерти Я.Г. Гуревича редакцию в 1906 году возглавил его сын. Журнал продолжал поддерживать традиции «Русской школы». Но наступили непростые времена. 1917 год. Журнал еще пытался отражать происходящие в образовании, да и в стране коренные изменения. Печатались статьи, посвященные самоуправлению в школе, анализировался вопрос светской школы. 1917 год стал последним годом существования «Русской школы». Наряду со многими старыми журналами он прекратил свое существование.

В ограниченных рамках статьи нельзя, конечно, рассказать подробно обо всех педагогических журналах XIX века. Между тем история этих журналов, тесно связанная с развитием отечественного образования, поучительна, интересна и, к сожалению, малоизвестна. Ведь жизнь журнального номера быстротечна. Пожелтевшие страницы и старая орфография журналов прошлого — это сегодня уже библиографическая редкость, которая находит почетное место в музеях и в редких фондах библиотек.

Впрочем, справедливо ли рассматривать старые журналы только как музейные экспонаты? Ведь многие проблемы, над решением которых бились педагоги прошлого, весьма актуальны и сегодня. Взять, например, проблему контроля знаний, задачу построения школьного учебника или наболевшую язву всего нашего общества — практику репетиторства. На страницах старых изданий можно найти еще много плодотворных идей для совершенствования нашей сегодняшней школы.

Подобная содержательная ценность старых журналов далеко не случайна. Ведь над их созданием трудились действительно уникальные люди. В подавляющем большинстве издатели, редакторы, сотрудники педагогических журналов были бескорыстными людьми, искренне преданными делу просвещения. Они посвящали свои жизни развитию народного образования в России. И их имена мы обязаны сохранить в нашей памяти.

1 Памяти Якова Григорьевича Гуревича (1843-1906). Пг.,1906. С. 26.