1. Александров А. Д. Геометрия. БСЭ, Изд. 2-е, т. 10, 1952. С. 546.

2. Александров А. Д. Лобачевского геометрия. БСЭ, Изд.2-е, т. 25, 1954. С. 320.

3. Алферов Ж.И., Садовничий В.А. Роль образования и науки в укреплении государства и развитии экономики страны // Образование, которое мы можем потерять / Сб. под общей ред. В.А. Садовничего. -М.: Изд-во МГУ: Ин-та компьютерных исследований, 2002.-288 с. С. 11-16.

4. Арнольд В.И. Что ждет школу в России? // Образование, которое мы можем потерять / Сб. под общей ред. В.А. Садовничего. -М.: Изд-во МГУ: Ин-та компьютерных исследований, 2002.-288 с. С.39-44.

5. Архив Академии наук СССР. Обозрение архивных материалов, т. 4. М.-Л. АН СССР, 1959. С. 17-20 (2). (Труды Архива АН СССР. Вып. 16).

6. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. -К.: Рад. Школа, 1983.

7. Башмакова И.Г., Маркушевич А.И. “Начала” Евклида. БСЭ. Изд. 2-е, т. 29, 1954. С. 311.

8. Башмакова И.Г, Ожигова Е.П. Исследования по истории математики // Вопросы истории естествознания и техники. Вып. 3-4.-М.: Наука, 1971.

9. Белозеров С.Е. Математика в Ростовском университете. Историко-математические исследования, Вып. 6, 1953.

10.Белозеров С.Е. Очерки истории Ростовского университета. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1959. С. 223-224.

11.Белозеров С.Е. Пять знаменитых задач древности (История и современная теория). -Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1975.

12.Белозеров С.Е., Миесерова С.И., Ткачева В.А. Механико-математический факультет Ростовского университета. Вып.2.-Ростов-н/Д, 1972.

13.Бердяев Н.А. Смысл истории. -М., 1990.

14.Бермант А.Ф., Маркушевич А.И. Теория функций комплексного переменного // Математика в СССР за тридцать лет 1917-1947. -М.-Л.:ОГИЗ., 1948.

15.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.-192 с.

16.Биркгоф Г. Математика и психология. -М., 1977.

17.Бобынин В.В. Цели, формы и средства введения исторических элементов в курс математики средней школы // Труды I Всероссийского съезда преподавателей математики. -СПб., 1913. Т. 1. С. 129-149.

18.Боголюбов А.Н. Математики. Механики. Биографический справочник. -К.: Наукова думка, 1983. С.334-335.

19.Боголюбов А.Н., Матвиевская Г.П. Всеволод Иванович Романовский. 1879-1954. -М.: Наука, 1997.

20.Боголюбов А.Н., Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. История математики. История отечественной математики в четырех томах, 1917-1967, т. 4, кн.2. -Киев: Наукова думка, 1970. С. 458. 459-461, 463, 468,490, 495.

21.Боголюбов А.Н., Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. История математики. История отечественной математики в четырех томах, т. 3, 1917-1967. -Киев: Наукова думка, 1968. С. 14, 28, 76, 134, 157.

22.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. -Ростов-н/Д: Изд-во РГПИ, 1991. -24 с.

23.Бородин А.И., Бугай А.С. Биографический словарь деятелей в области математики. -К.: Радянська школа, 1979. С.355-356.

24. Боярский М.Д. Реализация педагогического потенциала общего математического образования в развитии познавательных интересов личности. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. -196 с.

25.Бреус И.А. Развитие пространственного воображения будущих учителей математики в процессе их геометрической подготовки. Дисс. канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2002. -200 с.

26.Буймола Г.Л. Проективная геометрия. История отечественной математики в четырех томах, т. 3. 1917-1967.-Киев: Наукова думка, 1968. С. 430-431.

27.Бычков Б.П. Международная комиссия по математическому образованию // Математика в школе. №5, 1970. С.83-86

28.Бюшгенс С.С., Глаголов А.А. Синтетическая геометрия. Математика в СССР за тридцать лет 1917-1947.-М.-Л.: ОГИЗ, 1948.

29.Вендровская Р.Г. Ведущие тенденции развития методов обучения в отечественной школе советского периода // Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. -М., 1994. С.34-51.

30.Войцехович В.Э. Господствующие стили математического мышления // Стили в математике: социокультурная философия математики / Под ред. А.Г. Барабашева. -СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. С.495-504.

31.Выгодский М.Я. “Исследования” Мордухай-Болтовского. О книге Д.Д. Мордухай-Болтовского “Исследования о происхождении некоторых основных идей современной математики”. На борьбу за материалистическую диалектику в математике. -М.-Л.: Гос. науч.-техн. изд-во, 1931. С. 183-191.

32.Выгодский М.Я. О новых работах проф. Д.Д. Мордухай-Болтовского. (Исследования о происхождении некоторых основных идей современной математики). Естествознание и марксизм, 1929. № 3. С. 154-160.

33.Ганеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике: Монография. Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1996.-81 с.

34.Гегузин И.М. Невыдуманные истории // «Вечерний Ростов» №199 (8964) от, 30 августа 1988 г. С.3.

35.Гегузин И.М. Студенческие годы Александра Солженицына // Студенческий меридиан, 1990. №7. С.24-26.

36.Гельфонд А.О. Теория чисел. Математика в СССР за тридцать лет 1917-1947.- М.-Л.: ОГИЗ, 1948. С. 63-64, 67.

37.Геометрические построения. БСЭ, Изд. 2-е, т. 10, 1952. С. 532-533.

38.Гнеденко Б.В. Знание истории науки преподавателю школы // Математика в школе, 1993.№3.С.30-32.

39.Горностаев Н.В. Историко-педагогическое прогнозирование в области общего образования взрослых // Историко-педагогические исследования и проблемы развития современного отечественного образования. -М., 1993.

40.Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

41 .Гульчевская В.Г., Шевченко Т.М. Экспериментальная апробация личностно-ориентированного образования//Практические советы учителю.В.4.2002.

42.Гусев В.А. Геометрия. 5-6 классы: Учебное пособие. -Русское слово, 2002.

43.Далингер В.А. Содержание и роль курса «История методики преподавания математики» в подготовке магистров физико-математического образования // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Историко-математический и историко-методический аспекты. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.4. / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. -Калуга: Изд-во КГПУ, 2002. С.109-113.

44.Добровольский В.А., Пясковский Б.В. Математика в Ростовском университете, Варшавском, Донском и Рижском политехнических институтах. История отечественной математики в четырех томах, т. 2, 1801-1917.-Киев: Наукова думка, 1967. С. 527, 528, 530, 531, 559, 565, 567, 568, 572. 584. 588. 593.

45.Доклады читанные на 2-м Всероссийском съезде преподавателей математики в Москве. -М., 1915.

46.Дорофеев Г.В. Гуманитарно-ориентированный курс - основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе // Математика в школе, 1997. №4. С.59-66.

47.Дорофеев Г.В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе, 1990. №2.

48.Дорофеева А.В. Гуманитарные аспекты преподавания математики // Математика в школе, 1990. №6. С.12-13.

49.Дробышева И.В., Дробышев Ю.А. О факторах формирования духовных способностей учащихся при обучении математике // Формирование духовной культуры личности в процессе обучения математике в школе и вузе. Тезисы докладов XX Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. -Вологда: Изд-во «Легия», 2001. С.50-51.

50.Егоров С.Н. Образование и нравственность: опыт истории и прогноз // Историко-педагогические исследования и проблемы развития современного отечественного образования. -М., 1993. С.36-38.

51.Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций. Учебное пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. вузов. - Тобольск: ТГПИ, 1997. - 191 с.

52.Епишева О.Б. Специальная методика обучения геометрии в средней школе: Курс лекций. Учебное пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. вузов. - Тобольск: ТГПИ, 2002. - 138 с.

53.Ерусалимский Я.М., Коробейник Ю.Ф., Налбандян М.Б., Рожанская Н.Н. Механико-математический факультет Ростовского госуниверситета. Краткий исторический очерк. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1989.

54.Ефимов Н.В. Геометрия “в целом”. Математика в СССР за сорок лет. 1917-1957, т. 1.-М.: Физматгиз, 1959. С. 952.

55.Зинченко В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика, 1997. №5.

56.Зорина Л.Я. О воспитании творческого мышления на историко-научном материале // Научное творчество. -М.: Наука, 1968. С.419-422.

57.Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания: Монография. -М.: Высш. школа, 1981. -296 с.

58.Иванова Т.А. и др. Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие. -Н. Новгород: НГПУ, 2003.- 320 с.

59.Известия Северо-Кавказского университета. Посвящается 30-летнему юбилею научно-педагогической деятельности Дмитрия Дмитриевича Мордухай-Болтовского. -Ростов-н/Д, 1928, т.3(15).-231с.

60.Истратов Ю.П. К вопросу о динамике смены парадигм // Историко-педагогические исследования и проблемы развития современного отечественного образования. -М., 1993. С.45-47.

61.Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. -М.: Просвещение, 1964.

62.Каган В.Ф. Основания геометрии. Учение об обосновании геометрии в ходе его исторического развития. Ч. 1. Геометрия Лобачевского и ее предыстория. -М.-Л.: Гостехиздат, 1949.

63.Калинина Ю.М. Отец: Рассказ дочери. -М., 1974.

64.Кирищеев Р.И. Об одной теореме Д.Д. Мордухай-Болтовского // Успехи математических наук, 1956, т.П. Вып. 1. С. 207-208.

65.Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: в 2-х томах. Т.2. Геометрия: Пер. с нем. Под ред. В.Г. Болтянского. -М.: Наука, 1987.-416 с.

66.Князева Л.Е. Курс аналитической геометрии в наследии Д.Д. Мордухай-Болтовского// Наука и техника: Вопросы истории и теории. Вып. XVII.-СПб.: СПБФ ИИЕТ РАН, 2001. С.72-73.

61 .Ковалев М. Аспиранты // Молот, №5273 от 27 декабря 1938 г.

68.Коксетер Г.С.М., Грейтцер СЛ. Новые встречи с геометрией. -М.: Наука, 1978.

69.Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. -М.: Просвещение, 2001. -318 с.

70.Коробейник Ю.Ф., Рожанская Н.Н. Д.Д. Мордухай-Болтовской (1876-1952) // Путями познания: Биографические очерки. -Ростов-н/Д, 1985. С. 146-151

71.Кропотов А.И., Марон И.А. М.В.Остроградский и его педагогическое наследие. -М.: Учпедгиз, 1961. -203 С.

72.Крутецкий В.А. К вопросу о математических способностях у школьников // Способности и интересы. -М.: Наука, 1962.

73.Кудрявцев Л.Д. О реформах образования в России // Образование, которое мы можем потерять / Сб. под общей ред. В.А. Садовничего. -М.: Изд-во МГУ: Ин-та компьютерных исследований, 2002.-288 с. С.47-69.

74.Кузнецова Н.И. Наука в её истории (методологические проблемы).-М.: Наука, 1977.

75.Ланков А.В. К истории развития передовых идей в русской методике математике.-М., 1951.С.125-134.

76.Лозинский С.М., Натансон И.П. Метрическая и конструктивная теория функций вещественной переменной // Математика в СССР за сорок лет. 1917-1957, т. 1.-М.: Физматгиз, 1959. С. 378.

77.Локоть Н.В. Проблема интегрируемости в конечном виде в работах Д.Д. Мордухай-Болтовского и его учеников // Наука и техника: Вопросы истории и теории. Вып.ХУП.-СПб.: СПБФ ИИЕТ РАН, 2001. С.74-75.

78.Майер Р.А., Колмакова Н.Р. Статистические методы в психолого-педагогических и социологических исследованиях: Учебное пособие. Часть 1.-Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. - 149 с.

79.Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в познании. -М.: Мысль, 1971.

80.Малых А.Е. Организация и проведение историко-геометрического спецкурса // Интенсификация учебного процесса как средство профессиональной подготовки будущего учителя математики: Тезисы Всероссийского межвузовского семинара. -Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1990. С.79-80.

81.МамееваТ.Г, Налбандян М.Б. О некоторых неопубликованных работах Д.Д. Мордухай-Болтовского // Наука и техника. Вопросы истории и теории. Материалы годичной конференции Ленинградского отделения Советского национального объединения истории и философии естествознания и техники. -Ленинград, 1971. Вып.6. С. 101.

82.Мандзюк А.И. О некоторых теоремах проф. Д.Д. Мордухай-Болтовского и японского математика Огино Судзуки // Труды научно-технической конференции Военно-трансп. акад., т. 2.-Л.,1938. С. 61-64.

83.Мандзюк А.И. Обобщение теоремы проф. Д.Д. Мордухай-Болтовского о квадратичных диаметрах кривых третьего порядка // Труды московского зоотехнического института. №4.-М., 1936. С.133-135.

84.Математика в СССР за сорок лет. 1917-1957, т. 2. Библиография. -М., 1959.

85.Математика: Хрестоматия по истории, методологии, дидактике / Сост. Г.Д. Глейзер.- М.: Изд-во УРАО, 2001.-384 с.

86.Медведев Ф.А. О математической бесконечности в Древней Греции в толковании Д.Д. Мордухай-Болтовского. -М., 1990.

87.Метелька И. Замечания к статье Д.Д. Мордухай-Болтовского “Трехмерный и четырехмерный аналогон теоремы Паскаля” // Успехи математических наук, 1954. Т. 9. Вып.3. С. 383-384.

88.Метельский А.В. Очерки по истории методики математики. -М., 1979.

89.Микулинский СР., Родный Н.И. История науки и науковедение // Очерки истории и теории развития науки. -М.: Наука, 1696. С.35-66.

90.Минковский В.Л. К пятидесятилетию научно-педагогической деятельности профессора Д.Д. Мордухай-Болтовского // Математика в школе, 1949, № 2. С.45-47 с портр.

91.Минковский В.Л., Мокрищев К.К., Налбандян М.Б., Хапланов М.Г. Дмитрий Дмитриевич Мордухай-Болтовской (к 100-летию со дня рождения) // Вопросы Истории Естествознания и Техники. Вып. 3-4 (56-57), 1977. С. 102-103.

92.Монахов В.М., Малкова Т.В. О некоторых общеобразовательных аспектах принципа двойственности // Математика в школе, 1979. №3. С.59-61.

93.Мордкович А.Г. О профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущих учителей // Советская педагогика, 1985. №6. С.52-57.

94.Мордухай-Болтовской Д.Д. Буква Ъ // Ростовская речь, №284. 1917.

95.Мордухай-Болтовской Д.Д. Воскресший Лазарь // Ростовская речь, №296. 1917.

96.Мордухай-Болтовской Д.Д. Воспитание народа // Ростовская речь, № 16. 1918.

97.Мордухай-Болтовской Д.Д. Второй Всероссийский съезд преподавателей математики. Философские, методологические и дидактические очерки по поводу докладов съезда // Варшавские университетские известия, 1915. №1. С. 1-95.

98.Мордухай-Болтовской Д.Д. Геометрия как наука о пространстве // Известия Ростовского пед. ин-та, 1940, т. 10. С. 10-25.

99.Мордухай-Болтовской Д.Д. Демократически-индивидуальная педагогика // Ростовская речь, №252. 1917.

100. Мордухай-Болтовской Д.Д. Из истории метода наложения в элементарной геометрии // Математическое образование, 1928. № 3. С. 107-113.

101. Мордухай-Болтовской Д.Д. Из прошлого пятой книги «Начал» Евклида // Математическое образование, 1916. №7. С.255-263, №8. С.277-289.

102. Мордухай-Болтовской Д.Д. Исследования о происхождении некоторых основных идей современной математики // Известия Северо-Кавказского ун-та, 1928.Т.3. С.35-129.

103. Мордухай-Болтовской Д.Д. Исследовательская работа по математике за десять лет в Ростовском университете. XX лет Ростовского-на-Дону университета. Ученые записки (юбилейный выпуск).-Ростов н/Д, 1935. С.103-107.

104. Мордухай-Болтовской Д.Д. История и методика математического символа // Математика в школе, 1948. №1. С.24-28.

105. Мордухай-Болтовской Д.Д. К открытию физико-математического кружка в Ростове // Приазовский край, №5. 1917.

106. Мордухай-Болтовской Д.Д. Массовая психология // Ростовская речь, №261. 1917.

107. Мордухай-Болтовской Д.Д. Математика и логика в школе // Математическое просвещение. Сборник статей по элементарной математике и началам высшей, 1935. Вып. 4. С.113-128.

108. Мордухай-Болтовской Д.Д. Математика в Ростовском университете // Ростовский университет. Юбилейный сборник. XXV, 1915-1940/ Под редакцией С.Е. Белозерова. -Ростов н/Д, 1941. С.46-52.

109. Мордухай-Болтовской Д.Д. Математики и вычислители. Сообщение о докладе на заседании общества естествоиспытателей и психологии математического мышления 13 апреля 1928 г. //Бюллетень научных обществ и учреждений Северо-Кавказского края, 1928. №15/4. С. 4.

110. Мордухай-Болтовской Д.Д. Математические и умозрительно-философские исследования основного психофизического закона. -Варшава, 1907.-52 с.

111. Мордухай-Болтовской Д.Д. Математические ошибки в науке и школе // Известия Ростовского пед. инта, 1940. Т. 10. С.36-51.

112. Мордухай-Болтовской Д.Д. Метод исчерпывания // Математическое образование, 1928. №6. С.229-240.

113. Мордухай-Болтовской Д.Д. Методика геометрических определений // Математика в школе, 1940. №2. С. 1-8.

114. Мордухай-Болтовской Д.Д. Методические проблемы, относящиеся к поверхностям и объемам // Математика в школе, 1938. №1. С.34-40.

115. Мордухай-Болтовской Д.Д. Методический коллоквиум при кафедре математики Ростовского пед. ин-та//Известия Ростовского пед. ин-та, 1940. Т. 10. С.26-35.

116. Мордухай-Болтовской Д.Д. Некоторые проблемы школьной геометрической терминологии // Физика, химия, математика и техника в советской школе, 1932.№З.С.49-54.

117. Мордухай-Болтовской Д.Д. Ненатуральное и апагогическое доказательство в прошедшем и будущем// Математическое образование, 1929.№1.С. 19-34.

118. Мордухай-Болтовской Д.Д. О взаимных метрических теоремах. -Варшава, 1911.-22 с.

119. Мордухай-Болтовской Д.Д. О воспитании народа // Ростовская речь, №11. 1918.

120. Мордухай-Болтовской Д.Д. О гипертрансцендентности функции Ç(S,X) // Известия Варшавского политехнического института, 1914. Вып. 2. С. 1-13.

121. Мордухай-Болтовской Д.Д. О законе непрерывности // Вопросы философии и психологии, 1907. Кн. 2 (87). С. 168-184.

122. Мордухай-Болтовской Д.Д. О моделях ко второй книге «Начал» Евклида // Вестник опытной физики и элементарной математики, 1916. №655-656. С.1-18.

123. Мордухай-Болтовской Д.Д. О новейших немецких учебниках по элементарной математике // Физика, химия, математика и техника в советской школе, 1932.№1.С.93-97.

124. Мордухай-Болтовской Д.Д. О первом Всероссийском съезде преподавателей математики. -Варшава, 1912. -42 с.

125. Мордухай-Болтовской Д.Д. О школьном геометрическом доказательстве // Физика, химия, математика и техника в советской школе, 1931. №1. С.96-100.

126. Мордухай-Болтовской Д.Д. Об академиках, работавших в области физико-математических наук (к двухсотлетию Российской Академии наук) // Известия Северо-Кавказского университета, 1926. Т. 8. С.111-118.

127. Мордухай-Болтовской Д.Д. Об аспирантуре в педагогических институтах // Народное образование, 1948. №4. С.39-43.

128. Мордухай-Болтовской Д.Д. Об учениках - беженцах // Ростовская речь, №277. 1917.

129. Мордухай-Болтовской Д.Д. Об ученических и студенческих организациях // Ростовская речь, № 294. 1917.

130. Мордухай-Болтовской Д.Д. Опытные вычисления в уме // Бюллетень научных обществ и учреждений Северо-Кавказского края, 1928. № 13. С. 2.

131. Мордухай-Болтовской Д.Д. Основы арифметики в середине XVIII века // Математика в школе, 1941. №4. С. 1-5.

132. Мордухай-Болтовской Д.Д. Отчет о командировке депутатом на столетний юбилей института инженеров путей сообщения имп. Александра I // Варшавские университетские Известия, 1911. №4. С. 1-3.

133. Мордухай-Болтовской Д.Д. Очерк научной деятельности Н. Я. Сонина // Варшавские университетские известия, 1916. № 3. С. 1-32.

134. Мордухай-Болтовской Д.Д. Перевод и комментарии: Евклид. “Начала” Евклида. Пер. с греческого и комментарии Д. Д. Мордухай-Болтовского при ред. участии М. Я. Выгодского и И. Н. Веселовского. -М.-Л.: Гос. изд-во техн.-теорет. литры, 1948, [т. 1], кн. 1-6, 1948.- 455 с.

135. Мордухай-Болтовской Д.Д. Перевод и комментарии: Евклид. “Начала” Евклида. Пер. с греческого и комментарии Д. Д. Мордухай-Болтовского при ред. участии И. Н. Веселовского. -М.-Л.: Гос. изд-во техн.-теорет. лит-ры, 1949, [т. 2], кн. 7-10, 1949.-511 с.

136. Мордухай-Болтовской Д.Д. Перевод и комментарии: Евклид. “Начала” Евклида. Пер. с греческого и комментарии Д. Д. Мордухай-Болтовского при ред. участии И. Н. Веселовского. -М.-Л.: Гос. изд-во техн.-теорет. лит-ры, 1950, [т. 3],кн. 11-15, 1950.-331 с.

137. Мордухай-Болтовской Д.Д. Поход на интеллигенцию // Ростовская речь, №269. 1917.

138. Мордухай-Болтовской Д.Д. Принцип непрерывности и его методическое значение // Ученые записки Пятигорского пед. ин-та, 1950. Т.7. С.3-12.

139. Мордухай-Болтовской Д.Д. Психология и метафизика сновидений // Гуманитарные и социально-экономические науки, №1-3, 2002.

140. Мордухай-Болтовской Д.Д. Психология математического мышления // Вопросы философии и психологии, 1908. Кн. 4 (94). С.491-534.

141. Мордухай-Болтовской Д.Д. Систематический сборник элементарных упражнений по дифференциальному и интегральному исчислениям. Вып.1. Теория пределов, дифференцирование и интегрирование функций. -Варшава, 1907. -426 с.

142. Мордухай-Болтовской Д.Д. Систематический сборник элементарных упражнений по дифференциальному и интегральному исчислениям. Т.1. Дифференциальное исчисление. -СПб.: Изд-во Риккера, 1914. -XIV+356 с.

143. Мордухай-Болтовской Д.Д. Сказка о стеклянном доме // Ростовская речь, №4. 1918.

144. Мордухай-Болтовской Д.Д. Случай и бессознательное // Вопросы философии и психологии, 1912. Кн. 1(III). С.97-117.

145. Мордухай-Болтовской Д.Д. Социалистический сон // Ростовская речь, №25. 1918.

146. Мордухай-Болтовской Д.Д. Труды математического семинария Варшавского университета за 1912 г. -Варшава, 1913. -134 с. (литогр.).

147. Мордухай-Болтовской Д.Д. Труды математического семинария Варшавского университета за 1913 г. -Варшава, 1913. -99 с. (литогр.).

148. Мордухай-Болтовской Д.Д. Философия. Психология. Математика. -М.: Серебряные нити, 1998.

149. Мордухай-Болтовской Д.Д. Философско-математические идеи XVI века // Известия Донского университета, 1919. Т. 2. С. 1-48.

150. Мордухай-Болтовской Д.Д. Функции в арифметике//Общешкольный журнал. Орган школ взрослых повышенного типа. -Ростов н/Д, 1925. № 1. С.12.

151. Мордухай-Болтовской Д.Д. Четыре лекции по философии математики, прочитанные на курсах для преподавателей средней школы летом 1912 г. -Варшава, 1913. -78 с.

152. Мордухай-Болтовской Д.Д. Эволюция понятия функции в прошлом и настоящем // Ученые записки Научно-исследовательского института математики и физики при Ростовском ун-те, 1937. Т.1. С.50-52.

153. Мощанский В.Н. Принцип историзма в методических исследованиях // Советская педагогика, 1967. №2. С.30-32.

154. Мрочек В., Филиппович Ф. Педагогика математики. Исторические и методические этюды. -СПб., 1910. Т. 1.

155. Назаров Н.В. Методология применения периодизации историко-педагогического процесса в целях прогнозирования стратегии развития образовательных систем // Историко-педагогические исследования и проблемы развития современного отечественного образования.-М., 1993. С.48-50.

156. Налбандян М.Б. Из истории преподавания эллиптических функций в России // Материалы 2-й научной конференции аспирантов РГУ. -Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1960. С.12-14.

157. Налбандян М.Б. О некоторых неопубликованных работах Д.Д. Мордухай-Болтовского // XIII международный конгресс по истории науки. Материалы по истории физ.-мат. наук. -М.: Наука, 1971. С.33.

158. Налбандян М.Б. Работы петербургских математиков по теории абелевых интегралов и функций (конец XIX - начало XX вв.) // Наука и техника. Вопросы истории и теории. Вып. 10.-М.-Л., 1979. С.75-76.

159. Налбандян М.Б., Налбандян Ю.С. Из истории общества естествоиспытателей при Варшавском (Донском, Северо-Кавказском) университете. -Ростов-н/Д: УПЛ РГУ, 1995.

160. Налбандян М.Б., Налбандян Ю.С. Проблемы методики преподавания математики в научно-педагогической деятельности профессора Д.Д. Мордухай-Болтовского // VII Межд. конф. “Математика. Экономика. Экология. Образование”, Тезисы докладов. -Ростов-н/Д: Изд-во РГЭА, 1999. С.283-284.

161. Налбандян Ю.С. Научно-педагогическая деятельность профессора Д.Д. Мордухай-Болтовского в Варшаве (1898 - 1916) - Деп. в ВИНИТИ 20.07.1998, N 2290-В98.

162. Несторович Н.М. 30-летний юбилей проф. Д.Д. Мордухай-Болтовского // Бюллетень Научных Обществ и Учреждений Северо-Кавказского Края, 1928. №16. С.5.

163. Несторович Н.М. Геометрический кабинет СКГУ в его прошлом и настоящем //Известия СКГУ, 1928. Т.3 (15). С.22-30.

164. Несторович Н.М. К 30-летию научной и педагогической деятельности проф. Дмитрия Дмитриевича Мордухай-Болтовского // Известия Северо-Кавказского университета, 1928. Т.3(15). С.3-6.

165. Несторович Н.М. Краткий обзор деятельности методического colloquium'a при геометрическом кабинете СКГУ в 1928/29 учебном году // Физика, химия, математика и техника в трудовой школе, №8, 1929. С.94-95.

166. Несторович Н.М. О работе математического Семинария Варшавского и Донского университета, руководимого проф. Д.Д. Мордухай-Болтовским, за 14 лет его функционирования. 1911-1924 гг. // Известия СКГУ, 1928. Т.3(15). С.12-21.

167. Несторович Н.М. О работе методического Colloquium'a по математике при Геометрическом кабинете СКГУ, руководимой проф. Д.Д. Мордухай-Болтовским // Известия СКГУ, 1928. Т.3(15). С.31-34.

168. Несторович Н.М. По поводу 40-летия научной, педагогической и общественной деятельности проф. Дмитрия Дмитриевича Мордухай-Болтовского // Известия Ростовского пед. ин-та, 1940. Т. 10. С.3-9.

169. Несторович Н.М. Список печатных работ проф. Д.Д. Мордухай-Болтовского // Известия СКГУ, 1928. Т.3(15). С.7-12.

170. Никольский СМ. О математике в общеобразовательных школах // Образование, которое мы можем потерять / Сб. под общей ред. В.А. Садовничего. -М.: Изд-во МГУ: Ин-та компьютерных исследований, 2002.-288 с. С.81-92.

171. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской. -Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1995.-216 с.

172. Окунев А.А. Как учить не уча. -СПб: Питер Пресс, 1996. - 448 с.

173. Пинкевич А.П. Советская педагогика за десять лет ( 1917-1927).-М., 1927.

174. Пистрак М.П. Этюды по геометрии // Журнал Московского математического кружка, 1916. №8. С.303-317.

175. Платон. Собрание сочинений. -М.,1999.

176. Пойа Дж. Математическое открытие. -М.: Наука, 1976. -304 с.

177. Покровский М.Н. Вопросы преподавания исторических дисциплин.-М., 1926.-187 с.

178. Поляков А.Н. Роль развертки в системе упражнений по стереометрии // Ученые записки РГПИ. Вып.3, 1955. С.117-127.

179. Полякова Т.С. Исследование дидактических затруднений учителей и средств их предупреждения в процессе обучения в педвузе. Дисс. канд. пед. наук. -Ростов-н/Д, 1977.-199 с.

180. Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителя математики: Методический аппарат. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1977 - 64 с.

181. Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителя математики в педагогическом университете. Дисс. на соиск. уч. степ, д.п.н. - С.-Петербург, 1998.-391 с.

182. Полякова Т.С. История математического образования в России, -М., 2002. -624 с.

183. Полякова Т.С., Пырков В.Е. Учебные пособия для высшей школы Д.Д.Мордухай-Болтовского// Наука и техника: Вопросы истории и теории. Вып. XVII.-СПб.: СПБФ ИИЕТ РАН, 2001. С.77-78.

184. Полякова Т.С., Пырков В.Е. Тема интеллигенции в публицистике Д.Д. Мордухай-Болтовского 1917-1918 гг. // Наука и Образование. Известия Южного отделения Российской Академии Образования и Ростовского Государственного Педагогического Университета. Вып.2.- 2004. С.142-150.

185. Полякова Т.С., Пырков В.Е. Методическое наследие выдающихся отечественных математиков как источник создания современных методических систем обучения математике // «Математика в современном мире»: Материалы II Российской научно-практической конференции.- Калуга: Изд-во КГПУ, 2004. С.62-70.

186. Полякова Т.С., Романов Ю.В. Структура и содержание историко-математической подготовки будущих учителей математики в педуниверситете // Материалы VI межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики».-Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2001. Ч.4. С.38-40.

187. Попков В.В. Двойственность // Тектологический альманах. Вып.1. М.-2000. С.4-67.

188. Попков В.В. Двойственность: концепция и структура познавательной модели // Материалы международной конференции посвященной 100-летию со дня рождения Берталанфи., М.-2001.

189. Попков В.В. Теория двойственности: аксиоматический подход // Вестник международного института А. Богданова. Вып. 11. М.-2002.

190. Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект // Советская педагогика, 1991. №6.

191. Прилежаева М. Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2. С берегов Медведицы. -М., 1974

192. Профессора естественно-научных факультетов и институтов РГУ: Справочник (1915-2000 гг.),-Ростов-н/Д, 2000.

193. Пырков В.Е. “Я жил в других мирах ...” - о профессоре Д.Д. Мордухай-Болтовском// Гуманитарные и социально-экономические науки, №1, 2002.

194. Пырков В.Е. Анализ Д.Д. Мордухай-Болтовского работы Всероссийских Съездов преподавателей математики // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Историко-математический и историко-методический аспекты. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.4.-Калуга: Изд-во КГПУ, 2002. С. 131-136.

195. Пырков В.Е. Возможности использования метода двойственности в школьном курсе геометрии // Тезисы докладов студенческой научной конференции. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999. С.135-136.

196. Пырков В.Е. Дмитрий Дмитриевич Мордухай-Болтовской и его методическое наследие // Практические советы учителю: Методический журнал. -Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2003. №8. С.32-34.

197. Пырков В.Е. Как я организую общение учеников с математикой // Практические советы учителю: Методический журнал. -Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО,2003.№8.С.29-32.

198. Пырков В.Е. Математика: «Двойственные преобразования в геометрии». Программа предметно-ориентированного элективного курса по предпрофильной подготовке в 8-9 классах / в книге: Гульчевская В.Г. Курсы по выбору в предпрофильном обучении учащихся. Научно-методическое пособие. -Ростов-н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004. С.30-46.

199. Пырков В.Е. О возможности применения принципа двойственности в школьном курсе геометрии // Практические советы учителю: Методический журнал. -Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2003. №8. С.34-36.

200. Пырков В.Е. Применение принципа двойственности в задачах геометрии построения // Тезисы докладов студенческой научной конференции. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1998. С.221-222.

201. Пырков В.Е. Факультативный курс «Двойственные преобразования». Программа курса // Практические советы учителю: Методический журнал. -Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2003. №8. С.36-47.

202. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика, 1995. №5. С.87-90.

203. Равкин З.И. Теоретические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии современного отечественного образования // Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. -М., 1994.С.3-10.

204. Репрессированная наука / Под ред. Ярошевского М.Г. -Л. 1991 .-556 с.

205. Решетова Н.А. Интеллигенция Дона и революция (1917-первая половина 1920-х гг.).-М.: РОССПЭН, 1998.

206. Римская З.Н. Из истории Новочеркасских высших женских курсов (1910-1918 гг.) // Известия областного музея краеведения. Вып.8.-Ростов-н/Д, 2000.-172 с.

207. Рогаченко В.Ф. Рецензия на кн.: “Начала” Евклида. Пер. с греч. и коммент. Д.Д. Мордухай-Болтовского // Вопросы элементарной и высшей математики, 1952. Вып.1.С.92-95.

208. Родин А.В. Философская математика Дмитрия Дмитриевича Мордухай-Болтовского // Философия. Психология. Математика. М: Серебряные нити, 1998. С.5-11.

209. Розов Н.Х. Гуманитарная математика // Математика в высшем образовании. Вып.1. -Н.Новгород: Изд-во НГУ, 2003. С.53-62.

210. Романов Ю.В. Теория и методика историзации геометрической подготовки учителя математики в педагогическом вузе. Дисс. канд. пед. наук. -Ростов-н/Д, 2002.-198 с.

211. Руссьян Ц.К. Об ответе Д.Д. Мордухай-Болтовского на мою рецензию его докторской диссертации. [“Об интегрировании в конечном виде линейных дифференциальных уравнений”] // Записки Харьковского ун-та, 1915. Кн.1. С.1-12.

212. Руссьян Ц.К. Отзыв о диссертации Д.Д. Мордухай-Болтовского “Об интегрировании в конечном виде линейных дифференциальных уравнений” // Записки Харьковского ун-та, 1913. Кн.3. С.51-57.

213. Садовничий В.А. Пока не поздно - уже опаздываем // Образование, которое мы можем потерять / Сб. под общей ред. В.А. Садовничего. -М.: Изд-во МГУ: Ин-та компьютерных исследований, 2002.-288 с. С.93-104.

214. Саморуков Б.Н., Степанова А.С. Д.Д. Мордухай-Болтовской о зарождении и развитии математических идей //Историко-математические исследования, №32.- М., 1993.

215. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов - М.: Просвещение, 2002.-224 с.

216. Саранцев Г.И. Обучение математическим доказательствам в школе. -М.: Просвещение, 2000.

217. Сафронова И.И. Мордухай-Болтовской Дмитрий Дмитриевич. Серия: Деятели науки. -Ростов-н/Д, 1971.

218. Семушин А.Д. Формирование понятия «проекция» в курсе геометрии средней школы // Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. Труды научного семинара под ред. Проф. Н.Ф. Четверухина. -М.: Просвещение, 1964. Вып.1. С. 17-42.

219. Ситько Р.М. История становления и развития образования на юге России. -Ростов-н/Д, 1997.

220. Солженицын А.И. В круге первом. Книга 1.-М., 1991.

221. Стеклов В.А. Переписка с отечественными математиками. Воспоминания. «Научное наследие». Т. 17, 1991. С.220, 222

222. Степанова А.С. Неизвестные страницы жизни и научной деятельности Д.Д. Мордухай-Болтовского (1876-1952). По материалам архивного фонда. //Деятели русской науки XIX-XX веков. Исторические очерки. Вып.2.-СПб: ИИЕТ, 1993. С.92-101.

223. Умарова А.Т. Педагогические основы использования принципа историзма на уроках математики в средней школе. Дисс. канд. пед. наук. -Ташкент, 1989. -135 с.

224. Фельштинский Ю. Безумие во имя идеи // Родина, №10, 1990. С.40-47.

225. Финкельштейн В.М. О подготовке учеников к изучению нового понятия, новой теоремы // Математика в школе, 1996. №6. С.21-23.

226. Фискович Т.Т. К вопросу о сущности принципа историзма и стратегии его реализации в обучении математике // «Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущих учителей математики в педвузах: прошлое, настоящее, будущее». Труды Всероссийского научного семинара преподавателей математики педвузов. -М.: Изд-во МГПУ, 2000. С.62-71.

227. Фискович Т.Т. К вопросу о реабилитации принципа историзма в обучении математике // Профессиональная подготовка учителя математики, информатики и физики: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 1.-Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1998. С.120-122.

228. Фискович Т.Т. Общее и специфическое в понимании сущности геометрии // Математика и некоторые её приложения в теоретическом и прикладном естествознании. Вып.4.-Ростов-н/Д, 1970. С.63-71.

229. Ханин Е.П., Пырков В.Е. Курсы лекций по математическому анализу, составленные Д.Д. Мордухай-Болтовским // Наука и техника: Вопросы истории и теории. Вып. XVII.-СПб.: СПБФ ИИЕТ РАН, 2001. С.80-81.

230. Хапланов М.Г. Выдающийся математик Д.Д. Мордухай-Болтовской (1876-1952). Ростовский государственный университет. 1915-1965. Статьи, воспоминания, документы / Отв. ред. С.Е. Белозеров.-Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1965.С.145-160.

231. Хуторский А.В. О занятиях методом эвристического «погружения» // Методика «погружения»: за и против. Сборник научно-методических статей / Под ред. А.А. Остапенко. -Краснодар: АЭСПК, 1995. С.57-63.

232. Хуторский А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб: Питер, 2001.- 544 с.

233. Хуторский А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. -М.: Международная педагогическая академия, 1998.

234. Цыганкова Э.Г., Ковальчук Л.В. Советские математики (краткий биографический словарь)//История отечественной математики в четырех томах, т. 4

235. Чалов А.П. В поисках путей гуманизации // Математика в школе, 1989. №6. С.17-19.

236. Черняев М.П. Д.Д. Мордухай-Болтовской // Математика в школе, 1952, № 4. С.4-5.

237. Черняев М.П. Принцип двойственности при школьном преподавании геометрии // Математика в школе, 1935. №2. С.36-46.

238. Черняев М.П. Учебный опыт выдающихся русских и советских математиков // Ученые записки РГПИ. Кафедра математического анализа и кафедра геометрии. Вып.3, 1955. С.5-18.

239. Черняев М.П., Несторович Н.М., Ляпин Н.М. Дмитрий Дмитриевич Мордухай-Болтовской (1876-1952) // Успехи математических наук, 1953. Т.8. Вып. 4(56). С.131-139.

240. Четверухин Н.Ф. Начертательная геометрия. Математика в СССР за сорок лет. 1917-1957. Т.1.-М.: Физматгиз, 1959. С.895-897.

241. Четверухин Н.Ф. Изображения фигур в курсе геометрии. -М., 1958.

242. Четверухин Н.Ф. Стереометрические задачи на проекционном чертеже. -М.: Учпедгиз, 1955.

243. Черкасов Р.С. Очерк истории математического образования в России // Вестник московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. Вып. 1.-М., 2002. С.43-84.

244. Шарыгин И.Ф. О математическом образовании России // Образование, которое мы можем потерять / Сб. под общей ред. В.А. Садовничего. -М.: Изд-во МГУ: Ин-та компьютерных исследований, 2002.-288 с. С.93-104.

245. Щетников А.И. Геометрия: Учебник для 7-11 класса средней школы. -Новосибирск: Артель «Напрасный труд», 2000. - 176 с.

246. Щетников А.И. Материалы к проектированию курса геометрии для средней школы // Математическое образование, 2000. №3(14). С.35—42.

247. Щетников А.И., Щетникова А.В. Преподавание математики в историческом контексте // Математическое образование, 2001. №3(18). С.60-68.

248. Юбилей профессора Мордухай-Болтовского // Молот, №52-58 от 8 декабря 1938 г.

249. Юшкевич А.П. История математики // Математика в СССР за сорок лет. 1917-1957. Т.1.-М.: Физматгиз, 1959. С. 957, 960, 965, 966.

250. Юшкевич А.П. История математики // Математика в СССР за тридцать лет. 1917-1947.-М.-Л.: ОГИЗ, 1948. С. 996, 1000, 1005, 1006, 1008, 1009.

251. Юшкевич А.П. История математики в России до 1917 года. -М.: Наука, 1968. С. 49, 308, 313, 315, 385, 386, 433, 437.

252. Юшкевич А.П. Новые издания классиков математики. [Евклид. “Начала” Евклида. Пер. с греч. и коммент. Д. Д. Мордухай-Болтовского.] // Успехи математических наук, 1949. Вып.2. С. 217-218.

253. Яглом И.М. Геометрические преобразования. Ч.2.: Линейные и круговые преобразования. -М., 1956.

254. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование // Новые ценности образования: Тезариус для учителей и школьных психологов. Вып.1. М., 1995. С.55.

255. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.-М.: Педагогика, 1980.

256. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1994.-528 с.

257. Ястребов А.В. Научное мышление и учебный процесс - параллели и взаимосвязи: Монография. -Ярославль: ЯГПУ, 1997.-137 с.

258. Annuaire de la Noblesse de Russie. Troisième Année. 1900. St.-Petersbourg. Imprimerie de l'Académie Imperiale des sciences, p.378-381.

259. Hadamard J. Psuchologu of Invention in the Mathematical Field. Princeton University Press. 1945.

260. Henrici, Treutlein. Lehrbuch der Elementargeometrie. Leipzig, 1882-1883.

261. Mlodziejowski B.K. [О работе Mordouhay Boltovskoy: Sur quelques propriétés arithmétiques des soleotions des equotiolis différentielles algébriques. Aiinales de l'école normale supérieure, t. 27, 1910]. Revue semestrielle des publications mathématiques, 1912, t. 20, p. 2, p. 107.

262. Mordukhai-Boltovskoi D.D. Das Theorem über die Hypertranszendenz der Funktion Ç(s,x) und einige Verallgemeinerungen. The Tohoku Mathematical Journal, 1932, vol. 35, p. 2. S.19-34.

263. Mordukhai-Boltovskoi D.D. Insolubiles in Scholastica et paradoxos de infinito de nostro tempore. Wiadomosci Matematyczne. Warszawa. 1939. T.XLVII, p.l 11-117.

264. Mordukhai-Boltovskoi D.D. Sur les modèles du second livre des elements d'Eucklide. Bologna Zonidolli, 1933, 15 p. Estratto dal Periodico di matematiche storia-didattica-filosofia. Maggio. 1933, S. 4, vol. 13. №3. p.169-183.

265. Nalbandjan Yu.S. О dziiatalnosci profesora D.D.Morduchaja-Boltowskiego w Warszawie w latach 1898-1916 // XXII Szkola Historii Matematyki. Krakow: Wydawnictwo Wydzialu Matematyki Stosowanie Akademii Gorniczo-Hutnicze. 1999, c.162-168.