I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Адлер А,— Теория геометрических построений. Перев. с немецк. проф. Г. М. Фихтенгольца. С приложением статьи проф. С. О. Шатуновского «Геометрические задачи и их решение с помощью циркуля и линейки». Изд. 3-е. Л., Учпедгиз, Ленинградское отделение, 1940, 232 стр., с черт., ц. в перепл. 5 руб., 5 000 экз.

«Появление настоящей книги вызвано желанием представить в связном изложении и с некоторой полнотой интересные и особенно увлекательные для начинающего методы и теории решения задач на построение. При этом не предполагается никаких более или менее подробных сведений из высшей математики» (из предисловия автора).

Вышедшая в свет в оригинале в 1906 г., а на русском языке (в 1-м издании) в 1910 г. книга пользуется заслуженной известностью по широте и ясности изложения теории задач на построение.

Гельфанд М. — Периодические дроби. Утвержд. НКП УССР. (Украинский научно-исследовательский институт педагогики. Киев, изд-во «Радян, школа», 1941, 96 стр.), ц. в перепл. 1 р. 40 к., 10 000 экз., на украинском языке.

В книге изложена теория периодических дробей и даны некоторые методические указания о работе с периодическими дробями в средней школе.

Голубев В. В.— Лекции по аналитической теории диференциальных уравнений. М.—Л., Гостехиздат., 1941, 398 стр., с черт., ц. в перепл. 8 р. 25 к., 4 000 экз.

«В настоящей книге изложено с некоторыми дополнениями содержание лекций, читанных автором в течение ряда лет студентам и аспирантам МГУ.

Дополнительный сборник алгебраических задач. Под ред. проф. М. К. Гребенча. Утвержд. НКП РСФСР. М., Учпедгиз, 1940. Часть первая. С. П. Алексахин, Е. Б. Кауфман и К. С. Сычугова. Пособие для учителей VI и VII классов неполной средней и средней школ. 60 стр., ц. 75 коп., 50 000 экз.; часть вторая. Б. И. Бляшов и В. Г. Чичигин. Пособие для учителей VIII, IX и X классов средней школы. 76 стр., ц. 1 рубль, 25 000 экз.

Сборник задач является дополнением к стабильному задачнику Шапошникова и Вальцова. В него вошли задачи из прежних изданий данного задачника (свыше 50»/о). а также из ряда других русских и заграничных задачников.

Известия Ростовского государственного педагогического института. Том X. Ростов-на-Дону, 1940.

Книга содержит в себе 15 статей: По поводу 40-летия научной, педагогической и общественной деятельности проф. Д. М. Мордухай-Болтовского. Геометрия как наука о пространстве. Методический коллоквиум при кафедре математики Ростовского пединститута. Математические ошибки в науке и в школе. О размерностях физических величин в преподавании физики. Периоды тригонометрических функций. Методы решения тригонометрических уравнений. Периодические дроби и их место в школе. Основные теоремы теории трансверсалей на плоскости Лобачевского. Некоторые проблемы динамики материальной точки в неэвклидовом пространстве. О несобственных треугольниках на сфере (плоскости Римана). Плоская задача об однородном намагничении тела заданной формы. Об одном свойстве двояким образом гомологичных тетраедров. Пример одевания поверхности плоской тканью при условии, что нити налагаются на кривые постоянной геодезической кривизны. Аналитическое доказательство одного обобщения теоремы Паскаля.

Креер Л. И., проф. — Сборник упражнений по диференциальным уравнениям. Под ред. проф. В. В. Степанова. М., Учпедгиз, 1940, 160 стр., с черт., ц. в перепл. 3 руб., 5 000 экз.

Одновременно книга вышла в Киеве на украинском языке (утвержд. НКП УССР в качестве пособия для физико-математических факультетов пединститутов) в тираже 4 600 экз.

«Главная отличительная черта этой книги состоит в том, что автор ставит своей целью научить студентов решать задачи, которые непосредственно не подходят под шаблонные типы, рассматриваемые в теоретическом курсе» (от редакции).

Курс высшей математики. Часть первая. Состав. Н. А. Глаголев, И. А. Звягинцев, Г. Б. Иоффе и др. М., Изд. Всесоюзной пром. академии им. И. В. Сталина, 1940, XLV + 436 стр., с черт., 450 экз.

Книга составлена применительно к программе Промышленных академий.

Ляпин С Е.—Диференциальная геометрия в пространстве (курс лекций). Л., Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Дзержинского. 1940, 82 стр., с черт., цена и тираж не указаны.

Книга имеет три главы: I. Диференцирование векторов. II. Кривые в пространстве. III. Теория поверхностей.

Петерсен Ю. — Методы и теории решения геометрических задач на построение. Приведено больше 400 задач. Утвержд. НКП УССР. Киев, изд-во «Радян, школа», 1940, 84 стр., с черт., ц. в перепл. 1 р. 65 к., 10 200 экз., на украинском языке.

Перевод с датского (Копенгаген, 1879).

Романовский Б. В. — Дополнительный сборник задач по стереометрии. Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 1940,32 стр., ц. 30 коп., 25 000 экз.

В книге помещено 306 задач, дополняющих стабильный задачник по геометрии Рыбкина. Расположение задач соответствует порядку изложения материала в стабильном учебнике геометрии Киселева.

II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Материалы 1-й научно-педагогической конференции учителей Ленинградской области. Под ред. Е. Я. Голанта и И. В. Владимирова. (Ленинградский областной институт усовершенствования учителей). Л., 1940, 160 стр., с илл., ц. 3 р. 75 к., 3 000 экз.

В числе 23 докладов, помещенных в сборнике и заслушанных 26—28 марта 1940 г. на конференции, имеется 4 доклада по вопросам преподавания математики: сознательное усвоение знаний по математике. Самостоятельная работа учащихся по геометрии. Закрепление знаний по арифметике. Внимание на уроках математики в средней школе.

Из опыта передовых учителей V—X классов. Сборник статей. (Архангельский институт усовершенствования учителей.) Архангельское областное государственное издательство, 1940,72 стр., ц. 1 р. 10 к., 5 000 экз.

В сборнике 2 статьи посвящены вопросам преподавания математики: «Решение типовых задач» и «Решение задач по алгебре в VII классе».

Из опыта преподавания математики в начальной и средней школе. Сборник статей. Ответ, ред. Д. В. Сенчуков. (Воронежский институт усовершенствования учителей. Опыт передовых учителей Воронежской области, вып. III.) Воронежское областное книгоиздательство, 1941, 26 стр., ц. 1 рубль, 1 000 экз.

Две статьи сборника говорят о преподавании математики в средней школе: «Как я готовлюсь к урокам по математике» (в X классе) и «Внеклассная работа по математике».

Наумов А. А. — О технике решения тригонометрических уравнений. Алма-Ата, Казгосиздат, 1940, 36 стр., ц. 1 р. 70 к., 3 000 экз. (Материалы к январским учительским совещаниям управления нач. и средн. школы Наркомпроса Казахской ССР).

Из опыта Петропавловской средней школы № 2.

Материалы к январским учительским совещаниям. Сборник № 12, Математика. (Управление нач. и средн. школы Наркомпроса Казахской ССР.) Алма-Ата, Казгосиздат, 1940, 44 стр., ц. 1 р. 65 к., 3 000 экз.

Сборник содержит 4 статьи: Геометрия в VII классе. Составление уравнений по условиям задач. Решение задач на построение в VIII и IX классах. Исследование уравнений I степени (в X классе).

Методы повышения успеваемости в школе.

Труды I Всероссийской научно-педагогической конференции учителей РСФСР, ч. 1, Допущено НКП РСФСР. (Гос. научно-исследовательский институт школ НКП РСФСР.) М., Учпедгиз, 1940, 248 стр., ц. в перепл. 4 р. 50 к., 25 000 экз.

Шесть последних статей (докладов) сборника освещают опыт преподавания математики в средней школе: Как я добиваюсь высокого качества урока и прочного усвоения учащимися учебного материала. Как я стремлюсь дать учащимся прочные знания по математике. Приемы устного опроса на уроках математики как средство активизации интереса и внимания учащихся на уроке. Самостоятельная работа учащихся в классе и дома. Как я обучаю учащихся самостоятельно работать. Об опыте лучших учителей математики.

Об улучшении преподавания математики в средней школе. Сборник статей. (Гос. научно-исследовательский институт школ НКП РСФСР. В помощь учителю, № 20.) М., 1941, 60 стр., с черт., ц. 2 р. 30 к., 1 500 экз.

В сборнике помещены 3 статьи: Арифметика в V классе (Е. С. Березанская). Алгебра в VI и VII классах (В. Г. Прочухаев). Геометрия в VI и VII классах (Е. Д. Загоскина и A. И. Фетисов).

Преподавание математики в школе и подготовка учащихся к практической работе. Сборник статей. (Гос. научно-исследовательский институт школ.) М., изд. Наркомпроса РСФСР, 1941, 48 стр., ц. 55 к., 15 000 экз.

В сборнике даны 3 статьи. Практические навыки в связи с преподаванием арифметики в I—IV классах школы (Г. Б. Поляк). Практические навыки в связи с изучением математики в V—X класах школы (Н. Н. Никитин). Геодезические работы в средней школе (Я. С Герценштейн).

В конце сборника помещены аннотации к книгам по вопросу о землемерных работах в школе (за 1889—1936 гг.).

Сборник кафедры педагогики Одесского государственного универиситета, т. I, Одесса, 1940.

В числе других статей сборника помещены 2 статьи по вопросам преподавания математики: Домашние задания по математике в старших классах средней школы (стр. 73—85). К вопросу с тождественных преобразованиях в курсе тригонометрии средней школы (стр. 87-100).

Труды I научно-педагогической конференции учителей Ленинграда. Март, 1940. Под ред. О. Ф. Маланюка, B. К. Петрова, Е. Н. Петровой и Л. Е. Раскина. Л., Ленинградский городской институт усовершенствования учителей, 1940, 418 стр., с черт., ц. в перепл. 25 руб., 1 000 экз. В третьей части книги помещено 12 докладов учителей математики V—X классов средней школы Ленинграда,