I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА И УЧЕБНИКИ

Афанасьев Б. С, доц.—Унификация изображений и обозначений эпюрных построений по начертательной геометрии. (Новочеркасский индустриальный институт им. Серго Орджоникидзе.) Новочеркасск, 1940, 8 стр., с черт., 200 экз.

Содержание: I. Общие указания. II. Проектирование точки, прямой и плоскости. III. Методы начертательной геометрии (метод вращения, метод совмещения, метод замены плоскостей проекций). IV. Пересечение тел прямой, плоскостью и между собою. V. Проектирование винтовой линии и поверхности.

Бюшгенс С. С.— Диференциальная геометрия. Утвержд. ВКВШ в качестве учебника для гос. университетов. М.—Л., Гостехтеоретиздат, 1940, 300 стр., ц. в перепл. 9 руб., 10 000 экз.

«Ставя себе задачей дать учебник по диференциальной геометрии для студентов III семестра математического факультета университетов, я стремился,— говорит автор,— к наиболее доступному изложению, лишь постепенно усложняющемуся по мере продвижения вперед». По своему содержанию учебник несколько выходит за пределы существующей программы курса.

Георгиев Л. Г.— Сборник арифметических задач для самообразования учителя. (Ленинградский обл. институт усовершенствования учителей.) Л., 1940, 98 стр., ц. 3 руб., 3 000 экз.

«Назначение книги в том, чтобы быть пособием для учителя, самостоятельно занимающегося арифметикой с целью расширения и углубления своих знаний и навыков главным образом в решении задач». Книга содержит 588 арифметических задач различной степени трудности.

Гурвиц Л. Е.— Хозяйственные вычисления. Сокращенный курс. 2-е исправ. издание. (ЦУНХУ Госплана СССР, Управление подготовки кадров счетных работников. Московский межобластной учебный комбинат. Сектор заочного обучения.) М., Бланкоиздательство, 1940, 200 стр., ц. 8 р. 50 к., 3 130 экз.

Содержание: Дроби. Метрическая система мер. Вычисления площадей и объемов. Рационализация вычислительной техники. Счетные таблицы. Конторские счеты. Арифмометр. Отношения и пропорции. Вычисления средних величин. Вычисления процентов. Товарные вычисления.

Делоне Б. Н. и Фаддеев Д. К.— Теория иррациональностей третьей степени. (Труды математического института им. В. А. Стеклова, XI) М.—Л., изд. Академии наук СССР, 1940, 340 стр., ц. 30 руб., 1 000 экз.

«До сих пор в математической литературе не существовало монографии по теории кубических иррациональностей. Данная книга заполнила этот пробел».

Ежегодник диссертаций 1937 г. Год издания 2-й. М., изд. Всесоюзной книжной палаты, 1940, 172 стр., ц. в перепл. 20 руб., 2 500 экз.

На стр. 3—8 указаны диссертации, представленные в 1937 г. во всех научных учреждениях СССР по математике и физике.

Каменев В. И., проф.— Курс начертательной геометрии. Метод ортогональных проекций, ч. I. М., Издательский сектор Всесоюзной пром. академии им. И. В. Сталина. 1940, 164 стр., 1 000 экз.

Автор поставил своей задачей изложить курс начертательной геометрии с наибольшей простотой и ясностью и тем самым сделать его доступным для слушателей, обладающих пониженной предварительной подготовкой, не снижая при этом его теоретической углубленности.

Основные темы курса пояснены многочисленными чертежами и специальными моделями из бумаги: в отдельной папке к курсу приложены 116 отд. листов чертежей, брошюра «Рисунки моделей» (16 стр.) и 15 закроек для моделей.

Лазарев К. С.— Курс теоретической арифметики, ч. I. (Вологодский гос. педагогический институт им. В. М. Молотова.) Вологда, 1940, 44 стр., ц. 3 р. 25 к., 1 500 экз.

Содержание: I. Основные положения о делимости чисел. II. Признаки делимости чисел.

III. Общий наибольший делитель. Алгорифм Евклида. Общее наименьшее кратное.

Смирнов В. И., проф.— Курс высшей математики. Утвержд. ВКВШ в качестве учебника для физико-математических факультетов университетов, а также для технических вузов с повышенной программой. Л.— М., Гостехиздат, 1940, 10000 экз.;т. I, изд. 10-е, 408стр., ц. в перепл. 11 р. 50 к.; т. II, изд. 8-е, 528 стр., ц. в перепл. 14 руб.

Шереметевский В. П.— Очерки по истории математики. М., Учпедгиз, 1940, 180 стр., ц. в перепл. 3 р. 25 к., 20 000 экз. (Библиотека учителя.)

Содержание: Первые элементы науки в древней Греции (VI и V вв. до н. э.). Период систематизации научного материала (IV в. до и. э.). Первые успехи количественного изучения явлений природы. Упадок античной науки. Восточная математика индусов и арабов. Период усвоения Европою античной и восточной науки (XII—XVвв.). Самостоятельные приобретения европейской науки в эпоху возрождения (XV—XVI вв.). Успехи механического объяснения мировых процессов в XVII в. Арифметика и алгебра XVII в. Аналитическая геометрия Декарта. Очерк развития анализа бесконечно малых в XVII в. Книга перепечатана с издания К<26 г.

Школьник А. Г.— Двучленные уравнения и задача деления круга. М., Учпедгиз, 1940, 68 стр., ц. 65 коп., 5 000 экз.

Вопрос о возможности деления окружности циркулем и линейкой на равные части дан в книге в вполне научном изложении, но достаточно общедоступным языком, в частности без применения теории групп.

II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА,

Иванов И. Г.— Опыт изготовления наглядных пособий и использования их на уроках стереометрии. Свердловск, Обл. институт усовершенствования учителей, 1940, 17 стр., ц. 1 рубль, 500 экз.

В книжке даны указания по изготовлению пособий по стереометрии из проволоки, фанеры, картона и стекла (из педагогического опыта автора).

Карханин И. А. — Решение геометрических задач на построение в VI—VII классах средней школы. Чернигов, Обл. институт усовершенствования учителей, 1940, 60 стр., беспл., в перепл., 1 000 экз.

В книге даны указания по решению задач на построение по разделам: «Параллельные прямые», «Параллелограммы и трапеции» и др., взятых из учебника геометрии А. Киселева.

Методический сборник по математике. Для учителей V—VI классов неполной средней и средней школы. Л., Обл. институт усовершенствования учителей, 1940, 102 стр., ц. 3 руб., 2 000 экз.

В книге помещены 3 статьи: 1) «Основные типы арифметических задач и методы их решения». 2) «Первая тема систематического курса геометрии». 3) «Целые одночлены и многочлены и разложение на множители».

Мрочек В. Р., проф.—Краткое руководство к вычислениям при помощи нормальной логарифмической линейки «Спяр». М.— Л., Гизместпром, 1940, 12 стр., 200 000 экз.

Книжка дает ряд практических указаний и примеров работы с логарифмической линейкой.

Пильман С. (методист НКП БССР).— Составление уравнений по условиям задач. Минск, Гизбел, 1940, 16 стр., ц. 40 коп., 5 000 экз.

«Предлагаемая работа намечает пути, как можно на алгебраическом материале в VII классе повторить арифметику и одновременно подготовить учащихся к важному вопросу программы этого класса — составлению уравнений по условиям задач».

Проспект учебных приборов и моделей для технических учебных заведений и рабочего образования. Математика и черчение. Л., Техучпособие — ВКВШ при СНК СССР, 1940, 34 стр., беспл., 300 экз.

В проспекте указано 36 учебных пособий по математике и 4 пособия по черчению.

Устный счет, рационализация вычислений и решение задач в общем в и д е. (Сборник статей.) Под ред. С. А. Умрейко. (Управление средней школы НКП БССР.) Минск, Гизбел, 1940, 68 стр., ц. 1 р. 20 к., 3 000 экз.

В сборнике помещены 4 статьи: 1. Устный счет и рационализация вычислений. 2. Устные вычисления и преобразования на уроках математики в средней школе. 3. Устные вычисления и преобразования на уроках алгебры, геометрии и тригонометрии. 4. Решение задач в общем виде в старших классах средней школы.

Хинчин А. Я.— Основные понятия математики и математические определения в средней школе. М., Учпедгиз, 1940, 52 стр., ц. 50 коп., 20 000 экз. (Библиотека учителя.)

Книга имеет своей целью помочь учителю «разобраться — для некоторых важнейших математических понятий — в вопросе о том, в какой мере и какими путями изучение их в средней школе может быть приведено в соответствие с их трактовкой, принятой в современной науке». Книга имеет три основные раздела: I. Понятие числа в средней школе. (Нуль. Дроби. Отрицательные числа. Рациональные числа. Иррациональные числа. Комплексные числа.) II. Понятие предела в средней школе. (Исторический очерк. Концепция предела в школе. Методические замечания.) III. Понятие функциональной зависимости в средней школе.