Решение арифметических задач

1. „Решение задач сложного тройного правила посредством одной пропорции“, Спб., 1873, ц. 10 коп., 1200.

2. С.— „Анализ и решение арифметических задач, для учащих и учащихся в низших и средних учебных заведениях“, Одесса, 1880, 8°, 25 стр., ц. 20 коп., 1000. Рец.: С. Корытин — „Обзор учебной литературы“, Спб., 1897, стр. 128.

3. Никульцев П. — „Образцы решения арифметических задач. Пособие для учащихся“, М. 1881 (80), 8°, 34 стр., ц. 20 коп., 3600. Рец.: С. Корытин — „Обзор учебной литературы“, Спб., 1897, стр. 129. („Пригодна больше для учителей“.)

4. „Письменные задачи по арифметике“,„Женское образование“, 1881, стр. 553—555.

5. „Арифметика — искусство и роль задач в начальной школе“, „Семья и школа“, 1883, отд. II („Воспитание и обучение“), III, IV, V.

6. Щелкунов Ф. А. — „Краткое пособие для решения письменных практических арифметических задач с простыми дробями, когда при условии задания не дана единица, а только части ее“. Из курса вторых классов гимназий и вообще средних и низших учебных заведений, Спб., 1883, 8°, 14 стр., ц. 30 коп., 1000. Рец.: „Ж. М. Н. Пр.“, 1884, ч. 232, III, отд. 3, стр. 49-54.

7. Пламеневский И.—„Арифметические задачи на нахождение общего делителя и кратного числа“, „Журнал элем, математ.“, I, Киев, 1884, IV, стр. 80—81. .

8. Конашевич Е. Д. — „Опыт систематизации арифметических задач“, изд. А. Карцева, М., 1885, 8°, 91 стр., ц. 60 коп., 1200. Рец.: „Нар. школа“, 1885, X, стр. 50—51; „Ж. М. Н. Пр.“, 1885, ч. 242, XI, отд. 3, стр. 13—15; Б. Воленс — „Нар. школа“, 1888, XI, стр. 41; С. Корытин— „Обзор учебной литературы“, Спб., 1897, стр. 116.

9. Офицеров Н. — О задачах по арифметике“, „Женское образование“, 1885, VIII (окт.), стр. 581—584.

10. Александров И. И. — „Методы решений арифметических задач“. Для старших классов средних учебных заведении (с приложением 80 типичных задач), Киев, 1886, 8°, 29 стр., ц. 30 коп., 600. Изд. 2-е, переем, и испр., Киев, 1887, 8°, 32 стр., ц. 30 коп., 600. Изд. 3-е, Киев, 1889, 8°, 39+ 11 стр., ц. 30 коп., Ю00. Изд. 4-е, испр.. М., 1891, 8°, 36 стр., ц. 30 коп., 1200. Рец.: „Ж. М. Н. Пр.“, 1889, ч. 262, IV, отд. 3, стр. 64— 73; „Русск. нач. учитель“, 1889, V, стр. 207—209.

11. Конашевич Е. Д. — „О методах решения арифметических задач“, „Пед. сборник“, 1886, V, стр. 438—459.

12. „Задачи по арифметике“, „Пед. сборник“, 1886, XI, стр. 363—366.

13. Офицеров Н. — „О решении наиболее трудных задач из элементарного курса арифметики“, „Женское образование“, 1886, X (дек.), стр. 706—714.

14. Офицеров Н. — „О задачах на проценты“, „Русск. нач. учитель“, 1887, X, стр. 429—434.

15. Гольденберг А. И.— „Задача остатков“, „ВОФЭМ“, 1887, № 35, стр. 247—253.

16. Киричинский Р. — „О методе решения арифметических задач по данным произведению и сумме или разности двух искомых чисел, „ВОФЭМ“, 1889, № 78, стр. 114—116.

17. Комаров А. Ф. — „Методическое решение типических арифметических задач в начальных училищах“, Воронеж, 1889, 8°, 99 стр., ц. 40 коп., 1200; изд. 6-е, К. И. Тихомирова, М., 1889, 8°, 108+Н стр., ц. 40 коп., 3000; изд. 14-е, К. И. Тихомирова, М., 1916,94 стр., ц. 50 коп., 5000 (всего 56 000). Рец.: „Русск. нач. учитель“, 1889, VIII—IX, стр. 299—300; В. Л-е в — „Воспитание и обучение“, 1891, IV, стр. 121—122; С. И. Корытин—„Обзор учебной литературы“, Спб., 1897, стр. 119-123; „Ж. M. Н. Пр.“, 1904, XII, стр. 171—176.

18. Киричинский Р.— „Методы решений арифметических задач с историческими примечаниями и подробным решением технических задач“, „Гимназия“, Ревель, 1890, I, стр. 66—102 и отд. отт. —Ревель, 1890, 8°, 38 стр.

19. Острейко С.— „Заметка о решении задач на вычисление времени“, „ВОФЭМ“, 1891, N2 119, стр. 208—209.

20. Стеблов А. — «Руководство к решению арифметических задач на тройные правила“, Спб.,.

1891, 8°, 136 стр., ц. 65 коп., 1200. Рец.: „Ж. М. Н. Пр.“, № 1892, ч. 279, 1, отд. 3, стр. 46-47.

21. Шпакович Н. — „К вопросу о решении арифметических задач4*, „Школьное обозрение', 1891, IX-X.

22. Анастасиев А. — „Особенности обучения в начальных школах и примерные уроки как указатели этих особенностей“ (уроки: счисление, примерное решение устных задач), „Образование“, Спб., 1892, XII, стр. 1—34 (прилож.).

23. „Какое значение имеет систематизация арифметических задач при начальном обучении“ „Пед. листок“, 1892, I, стр. 63—67.

24. Ларионов — „К вопросу о приемах решения арифметических задач“, „Русск. нач. учитель“, 1892, XI, стр. 401—406.

25. Сенигов Н. — „Образцы объяснительного решения задач в практическом курсе арифметики“ (отдельно напечатанная статья, вып. 1-й издававшегося Н. Сениговым сочинения под заглавием „Опыт усовершенствования элементов математики“), М., 1893, 8°, 87 стр., ц. 50 коп., 1200.

26. Синский И.— „Простая задача и отдельное действие в арифметике“, „ВОФЭМ“, 1893, № 176, стр. 181-184; № 177, стр. 201—205; № 178, стр. 224—227.

27. Терешкевич А. А. — „Опыт систематизации употребительнейших арифметических задач по типам“. С приложением численных примеров на четыре действия с целыми числами. М., 1893, 8°, 100+II стр., ц. 30 коп., 2700. Рец.: Н. 3.—„Русск. школа“, 1894, I, стр. 181—183.

28. Шпакович Н. В. — „Ключ к решению арифметических задач на все правила“, Киев, 1893, 8°, 39 стр., 1200. Рец.: „ВОФЭМ“, 1893, № 169, стр. 13—17; „Школьное обозрение“, 1893, № 24—26, стр. 6.

29. Агапов Д. В. — „Подробное решение и объяснение типических задач по арифметике“, Оренбург, 1894, 8°, 84 стр., ц. 50 коп., 1000; изд. 2-е, Оренбург, 1898, 8°, 132 стр. ц. 50 коп. Рец.: „Школьное обозрение“, 1894, № 40—42, стр. 3—4; № 51—52, стр. 2—4.

30. Куприянов В. Н. —„Начальные уроки арифметики с приемами устного решения задач на четыре арифметические действия“. Для элементарного обучения и для подготовления к поступлению в средние учебные заведения, М., 1894, 8°, 95 стр. ц. 35 коп., 1200.

31. Воробьев А. Н. — „Учебник начал математики“, в двух частях. Составлен по министерским программам для средних учебных заведений, ч. 1-я—Элементарное счисление. Алгебраическое (или буквенное) счисление. Алгебра (теория элементарных уравнений). Алгебраический анализ. С приложением: 1) оснований теоретической арифметики, 2) методов решения арифметических задач, 3) таблицы четырехзначных логарифмов, 4) таблицы чертежей и 5) собрания задач, Казань, 1896, 8°, 445 + XXIV + VII стр., ц. 1 рубль. Рец.: „Ж. М. Н. Пр.«, 1898, IV, отд. 3, стр. 20—25.

32. Павлов Н. — „Методические заметки о решении сложных задач начальной арифметики“. Учебное пособие при прохождении арифметики в начальных школах, изд. А. Дубровина, Казань, 1896, 8°, 61 +IV стр., ц. 30 коп., 1200. Рец.: „Русск. нач. учитель“, 1899, стр. 31.

33. Шпакович Н. В. — „Типы и группы задач в наших учебниках арифметики“ (к решению арифметических задач алгебраического характера), „Жизнь и школа“, 1896, № 46—47, стр. 3—4.

34. Плетнев И. — „Как научиться решать задачи. Целые числа“. Пособие для учащихся и для лиц, поступающих в специальные низшие и средние учебные заведения, Спб., 1899, 8°, 97 стр., ц. 65 коп. Изд. 2-е, Спб., 1908, 8°, 118 стр., ц. 65 коп.

35. Бобиков В.— „Арифметические задачи. Методические разъяснения“, „Нар. образование“, Спб., 1900, X.

36. Шохор-Троцкий С. Н. — „Об арифметических задачах алгебраического характера“, „Русск. школа“, 1900, II, стр. 186—195.

37. Цветков П. — „Методические заметки о решении арифметических задач, составляющих курс начальной арифметики, и новые систематизации задач“, Спб, 1905,8°, 56 стр., ц. 15 коп., 25000.

38. Рафаилов А.— „Наглядный аналитико-синтетический прием решения арифметических задач“, „Нач. обучение“, Казань, 1906.

39. Лукашевич Ф. — „Основные приемы решения арифметических задач в начальной школе“, „Нар. образование в Виленском учебном округе“, 1909, IV, стр. 37—43.

40. Бондарев С. И. — „Как строятся и решаются задачи“ (методическое руководство для первоначального обучения арифметике), изд. т-ва И. Д. Сытина, М., 1911, 119 стр., ц. 25 коп., 3000. Рец.: А. Павлов — „Пед. листок“, 1910, VII, стр. 551; В. Соллертинский — „Ж.М.Н.Пр.“, 1911, IV.

41. Виноградов Н. — „Арифметические задачи алгебраического характера“, „Нар. образование“, Спб., 1911, II.

42. Виноградов Н. — „Опыт методики задач“, „Нар. образование“, Спб. 1911, IV.

43. Н. Б. — „О решении арифметических задач в народной школе“, „Нар. образование в Виленском учебном округе“, 1912, V, стр. 195—209.

44. Подсыпанин Н. — „Синтетический“ и аналитический приемы решения задач в начальной школе“, „Пед. вестник Московского учебного округа“, 1913, II, стр. 21—31.

45. П-с — „Решение задач в низшей начальной школе“, „Нар. образование в Виленском учебном округе“, 1913, IX, стр. 463—468.

46. Псарев Н. — „Исследование числового тождества как общий метод решения аналитических задач школьной арифметики“, „ВОФЭМ“, 1913, № 585, стр. 238—240.

47. Церетели Г. Д. — „Конспект примерного урока в I классе Кутаисской мужской гимназии (тема—решение задачи). Обсуждения урока“, сборник „Материалы по улучшению преподавания матем.“, Кавказский учебный округ, Тифлис. 1913, стр. 73—81.

48. Каплинский Я. — „О решении арифметических задач“, „Пед. листок“, 1914, III, стр. 195-205; IV, стр. 259—273; V, стр. 338—345.

49. Гинеевский В. — „Работы при решении арифметических задач“, „Кубанская школа“ 1915, VI, стр. 14—20; VII, стр. 69—79; VIII, стр 133-143; IX, стр. 177-181.

50. Извольский Н. А. — „Арифметические задачи и их решение“, „Матем. вестник“. М., 1915, VII (ноябрь), стр. 189—196.

51. Метько А. — „К вопросу о письменном решении задач по арифметике в начальной школе“, „Нар. образование в Виленском учебном округе“, 1915, IV.

52. Смирнов С. — „Арифметические задачи в высшей начальной школе“, „Пед. вестник Московского учебного округа“, 1915, II.

53. Фаддеев Н. — „Придумывание задач самими учениками“, „Матем. вестник*, М., 1915, III, стр. 79—82; IV, стр. 109—110.

54. Извольский Н. А. — „О задачах на пропорциональное деление“, „Матем. вестник“, 1916, VI (окт.), стр. 166—171.

55. Лапик Т. Ф.— „Решение, придумывание и построение задач по арифметике с учениками“, „Кубанская школа“, 1916, VI, стр. 295—304.

56. Цветкова А.— „О статье В. Гинеевского „Работы при решении арифметических задач“, „Матем. вестник“, 1916, III, стр. 87-89 и перепеч. — „Кубанская школа“, 1916, V, стр. 257- 259.

57. Эрн Ф.—„К вопросу о придумывании задач учащимися“, „Матем. вестник“, 1916, IV, стр. 111—121.

Из общих руководств методики арифметики дореволюционного периода, вообще содержащих раздел решения задач, этот вопрос разрабатывается наиболее тщательно и подробно в следующих (по алфавиту авторов):

58. Беллюстин В. Методика арифметики. Решению задач отведены:

В ч. 1-й, изд. 6-е, М. 1913 —стр. 48, 50, 56—61. В ч. 2-й, изд. 4-е, М. 1908 —стр. 58-65. В ч. 3-й, изд. 6-е, М. 1911 —стр. 49—73. В ч. 4-й, изд. 3-е, М. 1911 —стр. 61—64.

59. Геде Ф. В. — „Руководство к первоначальному обучению арифметике“, Спб., 1891 — „О простых задачах“, стр. 3—14.

60. Гольденберг А. И.— „Методика начальной арифметики“, изд. 21-е, Спб., 1914. „Задачи на числа 1 сотни“, стр. 47—57. „Задачи на числа любой величины“, стр. 99—112. „Задачи на составные имен, числа“, стр. 144—150.

61. Егоров Ф. И.— „Методика арифметики“, изд. 7-е, М., 1917, Гл. I — „Задачи и другие упражнения на уроках арифметики“, стр. 58 — 152.

62. Житков С. В.—„Методика арифметики“, Спб., 1894, гл. XIII —„Задачи на квадратные и кубические меры“, стр. 108—115. Гл. XVI —„Решение задач“, стр. 115—124.

63. Латышев В. А. — „Руководство к преподаванию арифметики“, М., 1897; изд. 3-е, М., 1904, гл. IV—„О задачах“.

64. Шохор-Троцкий С. И.— „Методика арифметики для учителей средних учебных заведений“; изд. 2-е, Спб., 1912.

„Сложные чисто-арифметические задачи“, стр. 69—87.

„Задачи алгебраического характера“, стр. 420-471.

Послереволюционный период

65. Казанцев П. — „Схема задачника для сельской школы I ступени“, Гиз, М., 1920, 62 стр., ц. 22 р., 50 000.

66. Эменов В. Л. — „Арифметическая задача в школе I ступени“, „Нар. учитель“, М., 1925, X, стр. 66—71.

67. Эменов В. Л.— „Как составлять и решать задачи в школе I ступени“, изд. „Новая Москва“, М., 1926, 34 стр., ц. 28 коп., 8000; изд. 2-е, М., 1927, 32 стр., ц. 28 коп., 5000. Рец.: „Сборник рецензий на методлитературу“, М., 1929, стр. 115—116.

68. Петров М. — „Из дневника инспектора“ (о подборе материала для задач в школе I ступени), „Вести, просв.“, М., 1927, V, стр. 103—105.

69. Эменов В. Л. — „О письменном решении задач в IV группе“, „Метод, путеводитель“, М., 1927, II, стр. 45.

70. Георгиев Л. Г. — „Как и над какими математическими задачами надо работать в сельской школе I ступени“, „Просвещение“, Л., 1929, VII—VIII, стр. 76—86.

71. Глаголева Л. В. — „Как научить детей школы I ступени понимать, решать и составлять задачи“, изд. „Раб. проев.“, Л.-М., 1930, 77 + 3 н. стр., с черт., ц. 60 коп., 8000.

72. Ланков А. В.—„Как учить детей в школе I ступени решать задачи“, „Метод, путеводитель для фабр.-зав. и гор. школ“, М., 1930, I, стр. 35-42; II, стр. 38—41.

73. М. С. — „О жизненных арифметических задачах“, „Метод, путеводитель для сельских школ“, М., 1930, II, стр. 36—38.

74. Зейгерман А.— „Роль пифагоровой таблицы умножения в решении некоторых задач“, „Физика, химия, математика и техника в советской школе“, М., 1932, II, стр. 59—61.

75. Попова — „Методы решения задач“, „В помощь учителю“, методсборник № 2, Западносибирского крайоно, Новосибирск, 1932.

76. Сафонов А.— „Анализ и синтез при решении задач в школе I ступени“, „За комм, просв. Ивановской пром. области“, 1932, IV—V, стр. 56—58.

77. Васильев Н.— „Решение задач в школе I ступени“, „Культфронт ЦЧО“, Воронеж, 1933, № 21—22, стр. 11-12.

78. Денисов Л. А. — „Затруднения детей в решении задач и методы работы“ (Уральский научно-исследовательский педагогический институт), Уралоно — Уралгиз, Свердловск — Москва, 1933, 30 стр., беспл., 800Э.

79. Никитин Н. Н. — „Как решать задачи в школе I ступени“. Глава в книге: Д. Волковский— „Арифметика в начальной школе“ (методика целых чисел). Под ред. А. Пчелко, НКП РСФСР — Учпедгиз, М., 1933, стр. 153—164.

80. „Решение задач“, Сборник „Математика в средней школе“. Инстр.-метод. материал, вып. 8-й, Школьный сектор НКП РСФСР — Учпедгиз 1933, стр. 21—27.

81. Серебровская Е.— „Как решать в начальной школе арифметические задачи“, .Культфронт“, Иркутск, 1933, VI, стр. 25—29.

82. Эменов В. Л. — „Решение задач“ (методические указания), „За политехническую школу“, М., 1933, IV, стр. 64-66.

83. Багашев К. — „Арифметические задачи и методика их решения на третьем и четвертом году обучения в школе I ступени“, „Просвещ. Сибири“, 1934, I, стр. 34—39.

84. Володина Л. — „Развитие уменья решать задачи“, „Нач. школа“, М.,1934, III, стр.28—33.

85. Воронов Д. — „Самостоятельное составление учащимися арифметических задач“, „Математика и физика в средней школе“, М., 1931, II, стр. 91—93.

86. Воронов Д.— „Работа над задачами“, „За политехническую школу“, М., 1934, VI, стр. 28—31.

87. Георгиев Л. Г.— „О решении задач“, „В помощь учителю“, ЛООНО, Л., 1934, IV, стр. 10—14.

88. Георгиев Л. Г. — „Составление арифметических задач учащимися в начальной школе“, „В помощь учителю“, ЛООНО, Л., 1934, № 22, стр. 1—6.

89. Кавун И. Н. — „К вопросу о задачах по арифметике-. V кл. — „В помощь учителю“, Л., 1934, № 21.

90. Качкаев С.— „Как решать сложную задачу в IV группе“, .Нач. школа“, М., 1934, III, стр. 33—35.

91. Никитин Н. Н.— „Простые задачи в начальной школе“, „На культ, посту“, Смоленск, 1934, VI, стр. 43—47.

92. Новоселов Ф. — „Решение задач аналитическим методом (в школе I ступени)“, „За комм, воспит.“, М., 1934, II, стр. 32—35.

93. Новоселов Ф. — „Решение задач в III и IV классах“, „Нач. школа“, М., 1934, VI, стр. 20-21.

94. Пантелеева С. — „Как добиться овладения решением задач“, „За комм, воспит.“, М., 1934, IV (июль-август), стр. 18—25.

95. Поляк Г. — „Аналитический способ решения задач“, „Нач. школа“, М., 1934, XII, стр. 18-23.

96. Третьякова Н. — „Графическое изображение анализа задач (урок, данный в IV классе образцовой средней школы г. Воронежа)“, „Культфронт“, Воронеж, 1934, № 19—20(окт.), стр. 19—22.

97. Яшанин И. — „Решение текстовых задач“ (методуказания), „Горьковский просвещенец“, 1934, V, стр. 21—35.

В новых методических руководствах решению задач отведены следующие страницы:

98. Березанская Е. С—„Методика арифметики“, Учпедгиз, М., 1934, гл. XIII — „Задачи“, стр. 238—274, а также стр. 34, 35, 48, 67, 69, 161, 207, 224—237.

99. Волковский Д. Л. — „Арифметика в начальной школе. Методика целых чисел“, под ред. А. Пчелко, Учпедгиз, М., 1933, гл. IX — „Об основных способах решения задач в начальной школе“, стр. 138—153, а также стр. 20,29, 47.

100. Волковский Д. Л.—„Методика арифметики в начальной школе“, пособие для учителей, Учпедгиз, М., 1934, задачи, стр. 18, 43, 53, 79, 145, гл. X—.Арифметические задачи“, стр. 163—182; гл. XI — „Об основных способах решения задач в начальной школе“, стр. 184—196.

101. Кавун И. Н., Попова Н. С. — „Методика преподавания арифметики“. Для учителей начальной школы и студентов педтехникумов, Учпедгиз, М.-Л., 1934, задачи: 1-й год обучения, стр. 146—160; 2-й год обучения, стр. 230—234; 3-й год обучения, стр. 305 — 320; 4-й год обучения, стр. 361—371.

102. Снигирев В. П. и Чекмарев Я. Ф. — „Методика арифметики“, пособие для учителей начальной школы, Учпедгиз, М., 1934, арифметические примеры и задачи, стр. 28—45-