МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ M В. ЛОМОНОСОВА

Кафедра педагогики

На правах рукописи

П. Ф. ЯКУНИН

Н. И. ЛОБАЧЕВСКИЙ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАНСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва—1955 г.

ВВЕДЕНИЕ

Имя великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского по праву занимает почетное место на страницах истории мировой культуры. Лобачевский составляет честь, славу и гордость нашей отечественной науки.

Являясь великим ученым, Лобачевский был в то же время видным общественным деятелем и крупнейшим педагогом XIX века и поэтому его имя должно занимать почетное место на страницах нашей русской и советской истории педагогики.

Несмотря на мировую известность Лобачевского, его многогранная деятельность до сих пор не нашла всестороннего освещения.

Реферируемая работа написана по материалам, обнаруженным автором в Центральном Государственном Архиве Татарской АССР в гор. Казани в период с 1947 по 1952 год. Автором просмотрено и изучено около 1200 архивных документов по вопросам народного просвещения в Казанском учебном округе.

Многие из обнаруженных документов связаны непосредственно с именем Н. И. Лобачевского и характеризуют новые стороны его педагогической и общественной деятельности, в частности, его деятельность в области начального образования широких народных масс и не нашли отражения ни в старой дореволюционной, ни в новой советской литературе.

Университетская деятельность Лобачевского протекала в тот исторический период, когда университеты непосредственно занимались вопросами народного образования. Начиная с 1818 года до последних дней своей жизни он принимал самое активное участие в этом деле не только по долгу своих служебных обязанностей, но и в силу своих прогрессивных идей и убеждений просветительного характера.

Первая четверть XIX века не является показательной для Лобачевского как деятеля народного образования. В это время в процессе научной и педагогической деятельности происходило формирование педагогических и общественных взглядов Лобачевского, которые выявились в дальнейшей его деятельности в процессе руководства им народным просвещением в Казанском округе.

Активная деятельность по народному просвещению в Казанском учебном округе у Лобачевского началась с момента избрания его ректором университета в 1827 году. С этого вре-

мени он лично участвовал в работе по улучшению учебно-методического и педагогического процесса в гимназиях, уездных и приходских училищах.

Очень большое внимание Лобачевский уделил развитию и укреплению приходских школ с целью дать начальное образование возможно большему количеству простых людей, проживающих в пределах Казанского учебного округа. Лобачевский был сторонником метода взаимного обучения (как дающему возможность обучить максимально большое число людей) и инициатором его распространения в начальных школах округа.

Метод взаимного обучения им был избран лишь потому, что последний в условиях николаевского режима мог до некоторой степени разрешить задачи массового бесплатного обучения беднейшего населения по программе приходских училищ за короткий срок.

Средства на приходские училища государство не отпускало, возложив расходы по открытию и содержанию их в селах и деревнях на помещиков и на крестьян, имевших детей, а в городах на жителей городов.

Н. И. Лобачевский в своих многочисленных письмах к директорам губернских училищ обязывал их обращать внимание на мобилизацию средств для организации и содержания приходских училищ за счет пожертвований и других источников дохода, а если это невозможно, то настойчиво добиваться отпуска средств для этой цели со стороны местных властей.

Поскольку в имеющейся литературе недостаточно освещена сторона деятельности Н. И. Лобачевского, связанная с его работой в области просвещения широких народных масс, автор диссертации поставил своей целью:

а) Кратко осветить состояние народного просвещения в Казанском учебном округе со времени создания системы школьного образования в округе, обратив особое внимание на просвещение широких народных масс. В связи с этим в работе наибольшее внимание обращено на состояние и развитие начальных школ и в первую очередь тех из них, в которых был применен метод взаимного обучения.

б) Осветить состояние начального образования в Казанском учебном округе в период деятельности Н. И. Лобачевского (с 1826 по 1856 гг).

в) Дать характеристику работы по начальному образованию населения, проводимой другими министерствами и ведомствами, и показать влияние Н. И. Лобачевского на эту их деятельность.

1. о состоянии народного просвещения в казанском учебном округе в первой четверти xix века.

До конца XVIII века в губерниях, вошедших впоследствии в Казанский учебный округ, как и во всей России, единой системы народного образования не существовало.

Лишь в самом конце XVIII в. в соответствии с требованиями «Устава народных училищ», опубликованного в 1786 году, появились первые народные училища, положившие начало государственной системе народного образования.

Согласно архивным данным, в самом начале XIX века по всем 12 большим губерниям Казанского учебного округа имелось: главных народных училищ 10, малых народных училищ 29, то-есть всего 39 народных школ с 2389 учащимися.

В диссертации приведены подробные данные о времени открытия первых народных училищ и о состоянии их в начальный период существования. Эти данные показывают, что школы были созданы только в городах. Крестьянское население, будучи преобладающим по численности, имело незначительный процент учащихся в этих школах. В них учились преимущественно дети дворян и купцов.

Созданное в 1802 году Министерство народного просвещения опубликовало в 1803 году «Предварительные правила народного просвещения», согласно которым в России вводилась новая система школ (приходское училище, уездное училище, гимназия, университет). Россия была разделена на шесть учебных округов по числу университетов. Казанский учебный округ оказался самым большим как по территории, так и по количеству жителей. В его состав вошли: вся Сибирь, Кавказ и губернии: Казанская, Саратовская, Оренбургская, Астраханская, Пермская, Нижегородская, Симбирская, Вятская, Пензенская и Тамбовская.

Вышедший в свет в 1804 году «Устав учебных заведений, подведомых университетам» определил цели, задачи, учебные планы, порядок финансирования и управления учебными заведениями. Однако перестройка школ в соответствии с этим уставом в Казанском учебном округе шла чрезвычайно медленно.

Архивные документы за 1812 год показывают, что в это время существовали наряду с новыми формами школ, также и старые. На 1812 год было: гимназий 9 (в Казани, Нижнем Новгороде, Симбирске, Саратове, Астрахани, Вятке, Перми, Иркутске и Тобольске); главных народных училищ 2, (в Тамбове, Оренбурге) ; уездных училищ 24 (в Казанской губернии 4,

в Нижегородской — 2, в Симбирской— 1, в Тамбовской — 3. в Астраханской —- 2, в Вятской — 1, в Пермской — 1, в Иркутской — 7, в Тобольской — 1, в Томской — 1, в Кавказской — 1); малых народных училищ 19 (по Вятской губернии 5, по Пермской — 7, по Тобольской — 2, по Томской — 2, по Оренбургской — 3); приходских училищ 10 (по Казанской губернии 2, по Нижегородской — 5, по Пермской — 1, по Иркутской — 2).

Приходские училища по уставу 1804 года должны были создаваться при каждом церковном приходе и, в крайнем случае, на два прихода одно училище. Правительство не брало на себя заботы ни по финансированию этих училищ, ни по подбору учителей для них. Содержаться они должны были на средства самого населения, а в качестве учителей должны были быть местные представители духовенства. Целью училищ было: во-первых, подготовить учащихся для поступления в уездное училище, «если родители пожелают, чтобы дети их продолжали в оных учение»; во-вторых, дать элементарное образование детям «низших» слоев населения.

Несмотря на размах, который предполагался уставом 1804 года по части открытия приходских училищ, последние возникали по ряду причин с большим трудом. Сведения за 1812 год показывают, что за восемь лет на территории обширного Казанского учебного округа было открыто только 10 приходских училищ.

Согласно архивным материалом до 1810 года даже в городах округа не было открыто ни одного приходского училища. Начиная с 1811 года приходские училища появились только в 4-х губерниях Казанского учебного округа: в Казанской губернии — 2 с 45 учащимися, в Нижегородской—5 с 93 учащимися, в Пермской—1 на 47 человек,в Иркутской—2 с 67 учащимися. Во всех приходских училищах обучались только мальчики.

Причиной медленного роста числа приходских училищ являлось тяжелое положение, в котором они оказались, а именно: отсутствие финансирования со стороны государства, отсутствие необходимых учебников и учебных пособий, отсутствие подходящих помещений, отсутствие подготовленных кадров учителей, фактическое отсутствие централизованного руководства этими школами.

О том, на каком уровне проходили занятия в приходских школах, можно судить по отчету одного визитатора, посетившего школы Вятской губернии.

«...По Вятской дирекции пять приходских училищ... Это суть комнаты больше или меньше опрятные, в которые соби-

раются несколько учеников читать свои книжки разными голосами порознь, без всякого согласия с товарищами, так что самый внимательный учитель может направить только одного, к которому сидит ближе или подходит. Отсюда происходит неправильный выговор, неясное чтение, долговременное учение в чтении...» Учащихся допускали «писать не ранее, как по выучке букваря и даже других книжек...»

«Все сии упущения, — отмечалось далее в отчете,—происходят оттого, что учителя и смотрители практически не знают учительской должности...»

Вследствие бедности подавляющего большинства населения царской России нельзя было открыть и содержать достаточное количество школ на средства самого населения. Это ярко видно на примере Иркутской губернии, где 10 приходских школ просуществовали всего три года и были закрыты за неимением средств для их содержания.

Администрация Казанского учебного округа, выражая волю царского самодержавия и помещиков-крепостников, не стремилась дать образование широким слоям населения. В донесении министру просвещения попечитель округа Магницкий по поводу закрытия Иркутских приходских школ писал: «я совершенно согласен на закрытие приходских училищ по Иркутской губернии с тем, чтобы учители оных распределены были по уездным училищам...»

Таким образом, начальное образование в Казанском округе в первой четверти XIX века развивалось чрезвычайно медленно и даже намеренно сдерживалось, поскольку оно не отвечало интересам существующего строя.

Однако в недрах феодально-крепостнической России начинали развиваться элементы нового капиталистического уклада. Неуклонное развитие капитализма потребовало большое количество людей, имеющих образование. Существовавшая в России система народного образования была не в состоянии обеспечить кадрами потребности растущего капиталистического производства. Имевшиеся начальные школы не могли охватить элементарным образованием достаточно большого количества трудящихся.

Облегчение разрешения этой проблемы в некоторой степени могло быть достигнуто введением в школах метода взаимного обучения. Поэтому прогрессивно настроенная общественность России стала настойчиво добиваться признания и распространения этого метода.

Школа по методу взаимного обучения представляла собой учебное заведение, в котором учащиеся младших классов обучались отдельными учащимися старших классов под руковод-

ством учителя. Все учащиеся делились на группы (классы) по 8—15 человек, во главе которых стоял ученик старшего класса. С учениками старших классов занимался учитель. Обучение проводилось с помощью таблиц по арифметике, чтению и письму. Учащиеся младших классов писали палочкой на песке, средних — на аспидных досках, старших — на бумаге. Все группы занимались в одном помещении. Общее наблюдение за дисциплиной и порядком осуществлял надзиратель, выделявшийся учителем из числа лучших учеников старшего класса. В каждой группе по каждому предмету проводил занятия так называемый «старший». Занятия проводились строго по командам и сигналам старших. Обязанности учителя ограничивались общим надзором за работой всех групп и распределением наград и наказаний. Каждому ученику в зависимости от его успехов отводилось определенное место в группе. В качестве поощрений и наказаний применялось также надевание поощрительных или штрафных ярлыков. Периодически учитель проводил экзамены с целью выявления знаний учащихся и возможности перевода их в следующий класс. Такая система обучения в то время позволяла одному учителю в короткий срок (в течение одного учебного года) дать полный об'ем элементарных знаний до 100 и более человекам учащихся.

Метод взаимного обучения пропагандировался в Англии Беллем и Ланкастером.

Училища по методу взаимного обучения в России стали распространяться после Отечественной войны 1812—1814 годов. Большую роль в их распространении сыграли декабристы и Петербургское «Общество по методу взаимного обучения».

На территории Казанского учебного округа первое приходское училище по методу взаимного обучения было организовано в 1819 году в Перми. В основном деятельность этого училища следует признать положительным, так как успеваемость учащихся была значительно выше (по данным архивов Казанского учебного округа за 1818 год).

Однако метод взаимного обучения не получил распространения в округе в первой четверти XIX века вследствие отрицательного отношения к нему как со стороны царского правительства, так и со стороны педагогической администрации того времени. Попечитель округа Магницкий писал министру просвещения в 1820 году: «...Что ни учителей отлучать от их должности, ни заводить во вверенном мне округе училищ взаимного обучения не почитаю полезным...»

Этот метод получил распространение в более позднее время. Исключительная заслуга в деле широкого использования

метода взаимного обучения в школах округа в целях расширения грамотности принадлежит выдающемуся русскому ученому Н. И. Лобачевскому, который, будучи ректором, а затем попечителем и помощником попечителя округа, уделял большое внимание вопросу, начального образования широких слоев населения Казанского учебного округа.

II. НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В КАЗАНСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ В ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО (с 1826 по 1856 гг.).

В декабре месяце 1824 года было введено новое распредение губерний по учебным округам по части учебного управления. В состав Казанского учебного округа вошли 12 губерний: Казанская, Нижегородская, Симбирская, Саратовская, Пензенская, Оренбургская, Вятская, Пермская, Тобольская, Томская, Иркутская и Енисейская.

Образование в Казанском учебном округе во второй четверти XIX в. строилось в соответствии с той реакционной правительственной политикой Николая I, которую он установил после подавления восстания декабристов. В своей политике Николай I опирался на реакционное дворянство: помещики — крепостники всеми силами стремились сделать науку и школу орудием укрепления существовавшего крепостнического строя.

Царское самодержавие всячески тормозило развитие дела образования народных масс. Об этом красноречиво говорят архивные данные об учебных заведениях в Казанском учебном округе. За сорок лет с момента создания государственной системы народного образования на огромной территории Казанского округа, включающей 12 губерний, было открыто ничтожное количество школ. На 1826 год имелось: средних школ 10 с 584 учащимися, начальных школ 115 (из них уездных училищ 70 с 3383 учащимися, малых народных училищ 2 с 225 учащимися и приходских училищ всего 43 с 1607 учащимися).

Школы финансировались плохо. Учительских кадров нехватало. Школьных помещений и оборудования для них было недостаточно. Учебников выпускалось мало и они были дороги, вследствие чего малообеспеченные учащиеся не могли их приобрести.

В этих тяжелых условиях Н. И. Лобачевский с 1827 года, т. е. с момента избрания его ректором Казанского университета, начал свою активную и всестороннюю деятельность по просвещению народных масс. Являясь ректором, председателем Училищного комитета, а также членом Совета при попечителе Казанского учебного округа, Лобачевский повседнев-

но занимался созданием новых школ, расширением и укреплением существующих, их учебно-методической и педагогической работой, подготовкой кадров учителей, а также материальным обеспечением школ, о чем свидетельствуют многочисленные архивы, относящиеся к периоду его жизни и деятельности.

Н. И. Лобачевский лично принимал активное участие в налаживании учебно-методической работы школ. В 1835 году им были обследованы гимназия и приходские училища Нижегородской губернии, в 1836 году он осмотрел Симбирскую гимназию и благородный пансион при ней, а также Козьмодемьянское уездное училище, в 1838—1839 годах, он посетил три Казанских учебных заведения, в 1842 году им лично была произведена ревизия Пензенской гимназии, а также уездного и приходского училища г. Пензы. В приложениях к нашей работе даны копии неопубликованных официальных отчетов Лобачевского о результатах обследования учебных заведений. В этих отчетах Лобачевский описывает состояние осмотренных им школ и дает ценные конкретные указания по улучшению учебно-методического и педагогического процесса в школах, а также по материальному обеспечению этих школ.

Из письма Лобачевского к попечителю округа Мусину-Пушкину от 1-го марта 1841 года видно, что он оказал непосредственное влияние на составление краткого руководства к улучшению преподавания в гимназиях и уездных училищах Казанского учебного округа. (В приложениях к диссертации даны копия «Предварительного указания к улучшению методов преподавания по разным предметам гимназического курса в учебном округе» и копия письма Лобачевского по поводу этого указания).

Поручая инспекторам округа обследовать учебные заведения, Лобачевский давал подробные и конкретные инструкции, на что обратить внимание при этих обследованиях. Получив акты обследования, он давал указания директорам губернских училищ об изжитии тех недостатков, которые были обнаружены при обследовании.

Оказание методической помощи молодым неопытным учителям всегда стояло в центре внимания Лобачевского. Кроме личных советов и указаний он старался использовать опыт лучших учителей с целью воспитать в учителях качества, необходимые для каждого преподавателя.

Н. И. Лобачевскому принадлежит большая заслуга в деле улучшения школьной дисциплины и всего школьного режима. В учебных заведениях в начале прошлого века были широко распространены телесные наказания учащихся и массовые

исключения их из школ по любому даже незначительному поводу. Лобачевский совместно с попечителем округа повели решительную борьбу с розгами, а также против массового исключения учащихся из учебных заведений. По инициативе Лобачевского попечитель округа направил директорам губернских училищ циркуляр, в котором предписывалось прекратить исключения из училищ без достаточных оснований, а к наказаниям учащихся прибегать только в случае крайней необходимости.

Н. И. Лобачевский первый поднял вопрос о создании женских школ. В то время не обращалось никакого внимания на обучение девочек. В гимназиях и в уездных училищах учились преимущественно мальчики. Учащихся девочек, как показывают архивные документы, было ничтожное количество. В одном из отчетов Лобачевский писал: «Учреждение девичей особой школы... произвело бы желание весьма многих родителей посылать учиться своих дочерей, тогда как теперь нераздельное учение двух полов вместе, вероятно их удерживает».

В своей деятельности, направленной на просвещение широких народных масс, Лобачевский добивался демократизации системы народного образования. Он думал, что только на основе просвещения можно уничтожить сословные противоречия. Поэтому он отстаивал единство системы народного образования и считал, что только «тогда, но не прежде, воспитание всего российского юношества, в единстве своем в целом об'еме будет подчинено наблюдению Министерства народного просвещения».

Благодаря активному участию Н. И. Лобачевского в деле открытия начальных школ общее количество приходских училищ и приготовительных классов при уездных училищах, а также число учащихся в них, неуклонно возрастало и на 1848 год по всем губерниям Казанского учебного округа числилось: приходских училищ 129 и приготовительных классов при уездных училищах 23. Число приходских училищ по сравнению с 1826 годом возросло почти втрое.

К концу жизни Лобачевского в Казанском округе только по линии Министерства просвещения уездных училищ было 79, приготовительных классов при них 17, приходских училищ 147.

Стремясь охватить начальным образованием широкие слои населения, передовая часть педагогической общественности первой половины XIX века стремилась найти пути замены устаревшего буквослагательного метода, тормозившего массовое обучение населения элементам грамоты, новыми более прогрессивными методами обучения. Появилось много сторонников введения в школах метода взаимного обучения.

H. И. Лобачевский, будучи прогрессивным деятелем, по достоинству оценил метод взаимного обучения, считая его в тех условиях самым передовым, самым подходящим для распространения знаний среди широких народных масс. Он стал горячим сторонником метода взаимного обучения и с самого начала своей ректорской деятельности являлся инициатором в деле широкого распространения его в своем учебном округе.

В «Наставлениях учителям математики в гимназиях» Лобачевский настойчиво рекомендует применять способ взаимного обучения в приходских школах для обучения арифметике с выкладками на счетах. «В школе взаимного обучения напрасно было бы заботиться об определениях, присоединять пояснения правил; здесь все должно быть у ученика под пальцами и перед глазами. Так можно учить в приходских училищах четырем действиям арифметическим с целыми числами, сложению и вычитанию дробей».

Благодаря активным действиям Н. И. Лобачевского, как ректора Казанского университета, в 1828 году при университете был открыт класс взаимного обучения. В архивах имеется несколько писем из переписки по поводу открытия этого класса, одно из которых приведено в диссертации. В организованном классе обучалось 22 студента. Каждый из них по прослушании курса представлял работу — описание метода взаимного обучения. В архивах сохранилась одна такая работа, копия которой дана в приложениях к реферируемой работе.

Н. И. Лобачевский уже в конце первого года своего ректорства отдал распоряжение об обязательном введении способа взаимного обучения в приходских школах и приготовительных классах уездных училищ.

Преодолевая огромные трудности, Лобачевский до января 1830 года добился первых успехов по введению метода взаимного обучения в Казанском учебном округе. По трем губерниям (Пермской, Саратовской, Казанской) были открыты 4 школы с количеством учащихся 313 человек, причем все учащиеся успевали, тогда как по буквослагательному методу успеваемость была очень низкой.

О том, как внимательно относился Н. И. Лобачевский к школам по методу взаимного обучения, можно судить по его письму к попечителю округа в июне 1830 года, в котором даются предложения о возможности введения метода взаимного обучения в школах по каждой губернии отдельно. (Текст этого письма почти полностью приводится в диссертации).

Количество училищ по методу взаимного обучения ежегодно, хотя и медленно но возрастало и за 1836—1837 учебный год по Казанскому округу числилось 19 таких училищ с

количеством учащихся 1363 человека, учителей с законоучителями в них 30 человек. В них обучали: чтению, письму, первым четырем действиям арифметики, катехизису и закону божию. Арифметику изучали с применением счет.

Почти до самой смерти Н. И. Лобачевский принимал самое деятельное участие в организации и укреплении начальных школ. В год его смерти, т. е. в 1856 году, в Казанском округе было (только по линии Министерства просвещения) 48 школ взаимного обучения.

III. НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА В ОКРУГЕ, НЕ ПОДЧИНЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВУ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВЛИЯНИЕ Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО НА ИХ РАЗВИТИЕ.

Н. И. Лобачевский по долгу службы мог руководить непосредственно только учебными заведениями, входившими в подчинение Министерства просвещения. Однако он оказывал свое большое влияние на улучшение работы всех других учебных заведений, находившихся на территории Казанского учебного округа.

До середины 60-х годов прошлого века не было централизованного руководства школами. Созданием приходских училищ в России наряду с Министерством просвещения занимались Министерства государственного имущества и уделов. В Казанском округе, кроме указанных министерств, этим занимались также Министерство финансов и Саратовская контора опекунства иностранных поселенцев, а также другие ведомства и конторы.

Начиная организовывать приходские школы для населения Казанского округа, вышеуказанные министерства и ведомства брали пример с имевшихся училищ Министерства просвещения. Хороших приходских училищ, как по обыкновенному методу, так и по методу взаимного обучения по округу было много к этому времени. Они были подготовлены под руководством Н. И. Лобачевского.

На 1835 год начальных училищ, не подведомственных Министерству народного просвещения, по Казанскому округу, было 179; учителей в них 312, а учащихся 11.333 человека.

Н. И. Лобачевский установил переписку с директорами губернских училищ и смотрителями относительно этих училищ, всемерно помогал укреплению их материальной базы и заботился о их большом количественном росте в целях возможно большего охвата жителей округа элементами грамоты.

Начиная с 1847 года до самой смерти, Лобачевский усилил свой надзор за этими училищами. В приложениях к диссертации дана копия циркуляра от 1847 года за подписью Лобачевского, в котором он обязывал директоров губернских

училищ, смотрителей и учителей округа помогать учителям приходских училищ, не входящих в подчинение Министерства просвещения, и требовал от них ежегодных отчетов о проделанной работе.

Количество училищ других министерств и ведомств росло относительно быстро. На 1849 год их числилось 642. По методу взаимного обучения работало по неполным данным 156 училищ.

В год смерти Н. И. Лобачевского (1856) количество училищ, не подведомственных Министерству просвещения, было 1096 (в семь с лишним раз больше, чем по Министерству просвещения), из них работало по методу взаимного обучения 196 (в четыре с лишним раза больше, чем по Министерству просвещения).

Школы по методу взаимного обучения, созданные в Казанском учебном округе под руководством Н. И. Лобачевского, существовали и после его смерти вплоть до 1865 года. Впоследствии метод взаимного обучения, как устаревший, был заменен в школах более прогрессивными методами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великий русский ученый-математик Н. И. Лобачевский являлся видным общественным деятелем и крупнейшим прогрессивным педагогом своего времени.

Период его ректорской деятельности в Казанском университете и работы попечителем и помощником попечителя округа совпал с тридцатилетием царствования Николая I, который заглушал все прогрессивное, передовое и не давал возможности ученым открыто двигать науку вперед. Воспитание молодежи было подчинено казарменному режиму, муштре и начетничеству.

Лобачевский, будучи передовым деятелем, хотя и не выступал открыто против гнетущего николаевского режима, но старался в рамках существующего строя, путем просвещения облегчить этот режим.

Начиная с 1818 года и до последних дней своей жизни Н. И. Лобачевский непосредственно занимался вопросом народного образования не только по долгу своих служебных обязанностей, но и в силу своих прогрессивных идей и убеждений просветительного характера.

Только школа, по мнению Лобачевского, в состоянии дать человеку правильное общественное воспитание;...» воспитательным заведениям принадлежит обязанность не только просвещать ум, но передавать и утверждать добрые начала нравственности».

Особое внимание Лобачевский направлял на просвещение самых широких слоев населения многонационального Казанского учебного округа. Он считал, что все дети, независимо от их сословия и национальности, должны получить образование сообразно их склонностям и дарованиям.

Дело народного образования в царской России в первой четверти XIX века представляло собой печальную картину. Об этом красноречиво говорят данные по Казанскому учебному округу. На 1826 год на всей огромной территории округа имелось всего 43 приходских училища с 1607 учащимися. Один учащийся приходился на 1 123 человека жителей. Школы были преимущественно в городах. В деревнях же была поголовная неграмотность. В Пермской, Оренбургской, Томской и Симбирской губерниях приходских училищ не было вовсе; в Саратовской, Тобольской, Иркутской губерниях их было только по 2—4 на губернию, в то время как в каждой губернии насчитывалось от 1,2 до 2 млн. жителей.

Прогрессивная общественность России того времени начала проявлять стремление дать народным массам элементы грамотности. С этой целью в России (впервые в С-Петербурге) был введен в приходских училищах так называемый «метод взаимного обучения», основные черты которого были позаимствованы у известного английского педагога Ланкастера.

Метод взаимного обучения был в это время прогрессивным, так как те же знания давал учащимся гораздо скорее чем в прежних школах. В условиях, когда педагогических кадров было мало, такой метод давал возможность наиболее быстро распространить элементы грамоты среди широких слоев населения. Вот почему этот метод обучения привлек внимание прогрессивных людей России того времени.

Являясь прогрессивным деятелем и стремясь распространить начальное образование среди всего населения округа, Лобачевский отдавал много сил и энергии вопросу открытия большого количества начальных училищ. Он по достоинству оценил метод взаимного обучения, считая его в тех условиях передовым, наиболее подходящим для распространения знаний среди широких народных масс, стал горячим сторонником его и с самого начала ректорской деятельности являлся инициатором в деле распространения этого метода в своем учебном округе.

В период деятельности Лобачевского количество учебных заведений в округе по линии Министерства просвещения и в особенности количество учащихся в них существенно возросло. Этому в немалой степени способствовали ряд мероприятий,

проведенных Лобачевским как педагогическим администратором.

Лобачевский в последние годы своей жизни уделял исключительно большое внимание сельским приходским училищам, созданным другими министерствами и ведомствами в округе. Он своей практической деятельностью организационно укреплял, расширял и увеличивал число этих училищ и вместе с этим добивался в них улучшения педагогического процесса с помощью частого контроля наиболее опытными преподавателями Казанского учебного округа. Его педагогические воззрения сложились в ходе его научно-педагогической и общественной деятельности. Поэтому, не случайно, Лобачевский в своей практической работе в области народного просвещения оказался на стороне прогрессивных сил русского общества.

Н. И. Лобачевский был горячим патриотом своей родины. «Я не щадил ни трудов, ни здоровья для пользы моего отечества», — так определил он цель и смысл своей сорокалетней научной и общественной деятельности.

С благоговением и горячей любовью относился Лобачевский к русскому народу. В мрачную эпоху царского самодержавия Лобачевский стремился заглянуть в будущее своего отечества,—в то будущее, в которое он глубоко верил: «Хранимое судьбою, — говорил Лобачевский, — медленно возвышается оно в своем величии и достигает высоты, на которую еще не восходило ни одно племя человеческое на земли». Он знал, что они еще впереди «счастливейшие дни России»...

Советский строй раскрепостил науку и сделал ее мощным орудием строительства коммунизма в нашей стране.

Для ученых нашей Родины, вдохновленных идеями коммунизма, всегда будут служить примером лучшие образцы научного творчества выдающихся деятелей русской науки, среди которых почетное место принадлежит Николаю Ивановичу Лобачевскому.