.МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ УССР

КИЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А. М. ГОРЬКОГО

Е. И. МОРОКИШКО

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ВОСТОЧНОЙ ГАЛИЦИИ (1574—1918)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Дрогобыч — 1965 г.

На протяжении многих столетий украинский народ вел непримиримую борьбу с иностранными захватчиками за свое существование. В XIV столетии польские феодалы захватили земли Восточной Галиции. С этого времени трудящиеся Галиции находились под большим социальным и национальным гнетом феодалов и буржуазии, поставивших себе цель полонизовать украинское население, уничтожить его язык и насильно внедрить польско-латинскую культуру.

Не имея возможности добиться освобождения, галицийские украинцы боролись за сохранение своих традиций, языка и культуры. Они постоянно стремились к воссоединению с единокровными братьями — русским и украинским народами.

Исследование истории Восточной Галиции, развитие ее культуры представляет как политический, так и научный интерес. Но изучение прошлого Восточной Галиции на научной основе, с марксистской точки зрения, стало возможным только после воссоединения Галиции с Советской Украиной (1939 г.).

За время господствования Австро-Венгерской монархии и панской Польши не написано ни одной работы по вопросам исследования развития математической культуры в Восточной Галиции. С тех пор как произошло воссоединение западных областей с Советской Украиной ведутся исследования в области народного образования. За короткий срок появилось уже несколько работ: а) Развитие народного образования на Львовщине, сборник статей работников Львовского института усовершенствования учителей, 1957 г., б) Б. Н. Митюров, Львовская братская школа в XVI—XVII ст. «Очерки по истории Львова», Львов, 1956, стр. 89, в) М. М. Грищенко, Народна освіта в західних областях УРСР, Київ, 1961.

Особенно активно проходит эта работа в послевоенный период. В последние годы защищено несколько кандидатских диссертаций по вопросам истории советской школы и народного образования в западных областях Украинской ССР. Среди них можно назвать такие: «Викладання математики в школах Закарпаття в XVIII—XIX століттях» О. Ф. Хічія; «Нариси з історії розвитку народної освіти в Закарпатській об-

ласті за роки Радянської влади (1944—1954 рр.)» О.М. Ігнатова; «Розвиток школи і освіти на Тернопільщині (1900—1957 рр.)» О. П. Кондратюка; «Розвиток народної освіти Волинської області в четвертій п'ятирічці (1946—1950 рр.)» О. С. Татенка и другие. Однако до сего времени еще нет работ по исследованию развития математического образования в Восточной Галиции.

Автор диссертации поставил цель:

1. Дать общую сравнительную характеристику состояния народного образования в Восточной Галиции с XVI до начала XX столетия (1580—1918).

2. Изучить состояние преподавания математики в трехлетних и пятилетних начальных школах, а также в восьмилетних, так называемых «виділових» школах и учительских семинариях Восточной Галиции в XVIII, XIX и в начале XX столетия.

3. Показать положительное влияние русской и украинской культур на преподавание математики в начальных школах Галиции.

4. Показать рост начальной советской школы в западных областях Украины.

Диссертация состоит из четырех глав: 1) Преподавание математики в первых школах Восточной Галиции; 2) Математики в начальных школах Восточной Галиции от 1848 г. до 1867 г. 3) Математики в начальных школах Восточной Галиции от 1867 г. до 1918 года и 4) Преподавание математики в педагогических школах до 1918 года. Она иллюстрируется 33 фотоснимками титульных и других страниц разных учебников по арифметике и геометрии.

При написании работы использованы архивные материалы о братских школах в Галиции, «Матеріали до історії Галицько-Руського шкільництва XVIII—XIX віків», Львів, 1909 р. и другие пособия (165 названий), оригиналы которых найдены в библиотеках Академии наук Львова и Ленинграда. Кроме того, автор использовал материалы Львовского государственного центрального архива на немецком, польском, латинском, старославянском и украинском языках. Для изучения состояния и методов преподавания математики диссертант также использовал рукописные учебники.

Развитие школы, в частности преподавание математики, рассматривается в историческом плане в органическом единстве с социально-политическими условиями жизни трудящихся Галиции.

1. В первой главе диссертации освещается преподавание

математики в Ставропигийской школе и состояние математического образования в Галиции до 1848 года.

В борьбе с полонизацией значительную роль сыграли братства, организованные в XVI и XVII столетиях при православных церквях. Характер деятельности братств, несмотря на их классовую и религиозную ограниченность, был относительно прогрессивным. Они занимались вопросами народного образования, печатали школьные учебники. При каждом из них существовала школа. Самой выдающейся из этих школ была Ставропигийская, основанная в 1580 году при Львовском Успенском братстве [1, стр. 23].

Ставропигийская школа во Львове имела демократический характер. В школе все учащиеся были равны, а учитель должен был одинаково обучать богатых и бедных, а также тех, которые на улице просят кушать (Устав «Порядок» § 3)1. Положение ученика определялось не его происхождением, а успеваемостью в учебе. «Кто больше знает — выше должен сидеть, кто меньше — на худшем месте должен сидеть» (Устав «Порядок»).

В Ставропигийской школе преподавание математики было поставлено на относительно высоком научном уровне. Здесь преподавались арифметика, геометрия и алгебра. Основой для изучения геометрии были «Начала Эвклида».

На протяжении XVI—XVIII столетий окрепли культурные связи Галиции с Россией. Учителя Ставропигийской школы Степан и Лаврентий Зизаний, Кирилл Транквилион-Ставровецкий все время переписывались с деятелями русской культуры. Научные работы Степана Зизания и Кирилла Ставровецкого были известны в Москве, некоторые из них перепечатывались в России. Лаврентий Зизаний Тустановский, учитель Львовской братской школы, в 1626 году переехал в Москву, где продолжал свою научную работу [5, стр. 386].

Наивысший расцвет образования в Восточной Галиции приходится на XVI и на начало XVII столетия. Во второй половине XVII столетия усилилось наступление на украинскую культуру и образование со стороны польской шляхты и католического духовенства. В Галиции начали вводить унию, увеличился национальный и социальный гнет. В результате усиленного гнета братства приостановили свою деятельность, а с ними перестали существовать и украинские школы.

В XVII и XVIII столетиях, кроме братских школ, существо-

1 П. П. Попов, Початковий період книгодрукування у слов'ян. Вид. АН УРСР, Київ, 1958, стор. 20. Предисловие к Адельфотесу, 1591.

вали в Восточной Галиции кафедральные школы. Они создавались в больших городах и при наиболее известных монастырях (г. Дрогобыч, Лавров Старо-Самборского р-на, г. Львов, г. Перемышль и др.). В этих школах не ограничивались лишь элементарным счетом, как в «парафияльных». Здесь учащиеся изучали все четыре арифметические действия над целыми и дробными числами («ломами»).

В XVII и XVIII столетиях для обучения математике пользовались и рукописными и печатными учебниками. Печатными были только буквари — учебники для приходских школ. Впервые сведения по математике (славянская нумерация многоцифровых чисел) приведены в букваре, напечатанном Иваном Федоровым (1574 г.). В дальнейшем печатаются другие буквари. На их первых страницах были сведения по языку, а дальше— сведения по арифметике. В букварях, изданных в XVIII и в начале XIX столетия, предлагалось изучение нумерации многоцифровых чисел в славянской и индусской системах исчисления, все четыре арифметические действия над целыми, дробными числами и правило трех. В некоторых букварях, например в букваре с 1816 года [6], отличали пять действий. Сложение по единице и сложение группами были двумя разными действиями. Кроме них, объясняется вычитание, умножение и деление. Анализ букварей и рукописных учебников XVII, XVIII и начала XIX столетий, дает возможность проследить развитие украинской математической терминологии, состояние и уровень преподавания.

Диссертант, изучая документы Львовской консистории, связанные с развитием школы в XVIII столетии, нашел рукописный учебник арифметики 1819 года, подписанный к печати 11 января 1819 года [7]. Неизвестно по какой причине он не был издан, но подпись цензора указывает, что содержание учебника соответствовало программе по математике для галицийских школ.

Рукопись написана кириллицей на 22-х листах большого формата. В пей предлагается изучение нумерации многоцифровых чисел, правила выполнения арифметических действий над абстрактными и именованными числами, обыкновенные дроби, простое и сложное правило трех. Автор учебника изложил основные сведения по арифметике, оперируя при этом понятием множества. Научный уровень учебника высокий. Анализ рукописного учебника дал автору диссертации дополнительный материал для характеристики состояния преподавания математики в кафедральных и братских школах в конце XVIII и в начале XIX столетий.

В 1772 году Восточная Галиция перешла от феодальной Польши в руки австрийских монархов. В ее жизни начался новый период — период насильственного порабощения и германизации трудящихся. Вследствие политики правительства, направленной на германизацию населения Галиции, братские школы приходили в упадок, а их место занимали немецкие. Они, хотя и были хуже организованы, чем братские, но пользовались поддержкой правительства. В 1805 году Ставропигийская школа прекратила свое существование.

В связи с развитием капитализма и возросшей потребностью в достаточно подготовленных рабочих Австрии, а в том числе в Галиции, была проведена школьная реформа (1774—1776 гг.). Вместо ранее действующих организовано три типа школ: тривиальные, главные и нормальные. Обучение в тривиальных школах длилось три-четыре, а в главных и нормальных— пять лет. О планах и программах преподавания математики в этих школах узнаем из двух документов:

а) «Методический учебник для учителей немецких школ» (1776 г.) [8].

б) «Политический закон немецких школ» (1805 г.) [9].

Главные школы имели программу, рассчитанную па пять лет обучения. В четвертом классе ученики обучались два года, при этом каждый год по новой программе. На первом году обучения в четвертом классе ученики изучали, кроме арифметики, геометрию и строительство, а на втором году— арифметику, стереометрию, механику и строительство. В тривиальных школах обучение длилось три года, и здесь ученики изучали только арифметику.

Нормальные школы готовили учительские кадры. В соответствии с задачами школы программа была составлена на пять лет обучения.

Учащиеся нормальных школ, кроме арифметики, изучали планиметрию и получали некоторые сведения по стереометрии.

В соответствии с политикой Австрийской монархии, направленной на искусственное замедление развития деревни, к программам сельских и городских школ предъявлялись различные требования. Ученики, окончившие сельские школы, не могли продолжать обучение в городских. Село было обречено на отставание по сравнению с городом.

Статистические данные показывают, что народное образование Восточной Галиции в начале XIX столетия было в плохом состоянии. Только одна десятая всех детей школьного возраста посещала школу. В 1821 году в Восточной Галиции было 1226 школ, из них 334 церковных, из числа 372301 детей

школьного возраста школу посещали только 41390. В 1847 году было 43 главных, 2195 тривиальных и 42 частные женские школы [10]. Школы находились в частных домах, классы были переполнены. Нехватало учителей. Следствием определенной политики народ Галиции обрекался па неграмотность. В те времена немногие умели читать и писать. Народ переживал тяжелый гнет феодализма и наступающего капитализма.

II. Во второй главе диссертации рассматривается вопрос о преподавании математики в начальных школах Восточной Галиции с 1848 по 1867 год. Эти годы были поворотным пунктом в развитии народного образования. В 1848 году в Австрии произошла революция, которая до некоторой степени повлияла на развитие образования в стране. В 1867 году Восточная Галиция получила весьма ограниченные конституционные права, в частности, был создан верховный орган для всех школ Галиции — «Краєва шкільна рада».

Буржуазная революция 1848 года в Австрии подорвала феодализм в его основах, а с ним и абсолютный монархизм. Правительство вынуждено было пойти на уступки народу. Во Львове, столичном городе Галиции, в том же году была организована «Головна руська рада», а со временем при ней «Краєва шкільна рада». По своему составу обе «рады» были мелкобуржуазными, но „в это время они сыграли некоторую положительную роль в жизни населения Галиции. «Краєва шкільна рада» занималась издательством школьных учебников, разработкой учебных планов и организацией народного образования.

В первой половине XIX столетия развитие капитализма в Австрии способствовало культурному движению. Старые учебники арифметики Ф. А. Лидля и И. Пшибыльского были заменены новыми учебниками профессора Ф. Мочника. В 1849 году впервые был издан учебник арифметики для первого класса на украинском языке. Со временем были напечатаны учебники и для других классов. В этот период в сельских местностях организовано много тривиальных школ вместо церковных. Программы некоторых из них были подняты до уровня городских.

В 1848 году в Австрии организовано министерство просвещения, которое стало руководить делами народного образования.

Недолго пользовались трудящиеся Галиции правами, полученными в борьбе с буржуазией и феодальной верхушкой. После подавления революции и согласования интересов феодальной и монополистической буржуазии в Австрии господствовала, так называемая «реакция Баха», которая ознаменовалась в первую очередь ликвидацией «Краєвої шкільної ра-

ди» И германизацией народного образования в Восточной Галиции. Дело народного образования пришло в упадок на несколько лет.

Только во второй половине XIX столетия, как следствие борьбы галицийских трудящихся с буржуазией, в организации образования произошли незначительные изменения.

В 1855 году проведена школьная реформа. Все тривиальные школы стали четырехклассными.

До реформы некоторые главные школы имели четвертый класс, разделенный на две группы — младшую и старшую. Эти две группы и остались отдельными классами, такие школы назвали в 1855 году «нижней реальной школой». В этих школах обучение длилось шесть лет. Состояние обучения в школах после реформы немного улучшилось, хотя и продолжало оставаться неудовлетворительным.

Католическая церковь стремилась расширить свое влияние и использовать школы, как орудие пропаганды религии. 8 августа 1855 года Франц Йосиф I-й заключил с папой Пием IX конкордат, по которому надзор над школами передавался полностью консисториям (епископским канцеляриям). Состояние народного образования, руководимого духовенством, сразу ухудшилось. Об этом лучше всего говорят статистические данные. «В 1855 году одна школа приходится на 4400 жителей города Львова, а в 1867 году — на 5370. В 1863 году на 100 детей школьного возраста галицийскую школу посещало только 23, в том числе были и те, которые считались только в списках» [1, стр. 145].

Трудное материальное положение трудящихся и скудное финансирование школ отрицательно влияли на народное образование. В школах не было наглядных пособий, не было парт и столов. Плохое состояние школ, низкий уровень преподавания и телесные наказания отталкивали от школ учащихся, которые и так из-за своей бедности не могли систематически посещать занятия. Население Галиции оставалось в большинстве неграмотным, ибо и быть иначе не могло в условиях зарождающегося капитализма.

Различные формы протестов трудящихся Галиции и плохое состояние школ требовали коренных изменений в области образования. Они могли наступить только в результате борьбы — и это хорошо понимали трудящиеся Галиции. Борьба за права человека и за народную школу не прекращалась.

Поражение Австрии в войне с Италией и усилившаяся борьба трудящихся за свои права заставили правительство пойти на уступки. В 1859 году было разрешено организовать

комиссию при «Головній руській раді», которая должна была составить учебники для украинских школ, чего требовали рост производительных сил и культурный уровень трудящихся. До 1864 года комиссия издала все необходимые учебники для украинской начальной школы.

В диссертации подробно проанализированы учебники арифметики, охарактеризованы их положительные и отрицательные стороны. Учебники этого периода по сравнению с учебниками первой половины XIX столетия были усовершенствованы с точки зрения научной и методической. Кроме арифметического материала, они были пополнены элементами геометрии, особенно в подборе задач, а также историческими сведениями о системах мер.

В работе рассматривается вопрос о характере влияния идей западных педагогов, в частности о влиянии реакционных идей Йоганна-Генриха Гербарта. Указано на его идеалистические позиции и па большое влияние демократических идей Адольфа Вильгельма Дистервега, который вел борьбу с догматизмом и рутиной в преподавании, выступал против опекунства церкви над школой. Он был врагом сословных и национальных ограничений в области образования, воспитания молодежи в духе религиозного фанатизма и национальной вражды.

Желая улучшить преподавание математики Др. Ф. Мочник при составлении учебников по математике использовал научные работы Дистервега. В учебниках Мочника, как и в учебниках Дистервега, преобладает индуктивный метод преподавания, а материал излагается в эвристической форме, что положительно влияло на преподавание математики в школах. Хорошо, что автор учебников придерживается последовательности и строгости изложения материала.

Однако Мочник предлагал монографическое изучение чисел по порочному методу Грубе, что отрицательно влияло на качество усвоения арифметических действий. Автор мало говорит об усном счете и не уделяет внимания практической подготовке учеников.

В это время математическое образование в России, а также и на Украине, благодаря работам передовых методистов стояло па правильном пути. Выдающиеся ученые Т. Ф. Осиповский, М. В. Остроградский и Н. И. Лобачевский вносят в преподавание элементарной и высшей математики материалистические тенденции. Методисты-математики П. С. Гурьев (1817—1884) и другие были выразителями новых прогрессивных идей в методике преподавания арифметики.

В конце XIX столетия против метода Грубе в России выступили передовые педагоги-методисты А. И. Гольденберг, В. А. Латышев, Ф. И. Егоров, С. И. Щохор-Троцкий, К. П. Арженников. Немецкий метод изучения чисел осуждал также Л. Н. Толстой. Гольденберг считал метод изучения действий основным в обучении начальной арифметики. Он предлагал деление чисел на концентры. В каждом концентре изучались четыре арифметических действия.

Наиболее удачно решил вопрос преподавания арифметики в начальной школе К. П. Арженников, предложивший метод общего изучения действий. В своей работе «Методика арифметики» он предлагает изучать эту дисциплину в таком порядке: 1) первый десяток, 2) круглые десятки, 3) первые два десятка, 4) первая сотня, 5) первая тысяча и многозначные числа. Такой порядок изучения действий помогает детям хорошо усвоить материал, развивает у них устный счет и прививает навыки решения текстовых задач. Метод Гольденберга и Арженникова с небольшими изменениями применяется и в советской школе.

III. В третьей главе диссертации дан анализ преподавания математики в начальных школах с 1867 г. по 1918 г.

Вследствие борьбы трудящихся за свои права австрийское правительство было вынуждено уступить и несколько улучшить состояние образования в Галиции. 22 июня 1867 года заново создается «Краєва шкільна рада» для Галиции. В административных центрах (der Bezirk) были организованы так называемые «Повітові шкільні ради». Кроме «повітових рад» организованы также советы в селах «Місцеві шкільні ради». Членами местных советов были священники, учителя и представители крестьян и помещиков. Местным советам вменялось в обязанность контролировать работу школы, а также беспокоиться о ее материальных нуждах.

25 мая 1868 года был издан закон, по которому руководство школами перешло от консисторий «Краевій шкільній раді». «Рада» провела учет всех народных школ. В Галиции было их 2476 [11, стр. 8].

В Раде засели представители крупной польской буржуазии и всю свою деятельность направили на подавление прав трудящихся Восточной Галиции. Первыми самостоятельными шагами «Ради» в организации народного образования были распоряжения о школьных учебниках и о языке преподавания. С 1868 до 1871 года учебники для галицийских школ издавались на польском языке. Во всех школах вместо немецкого был введен польский язык. В больших городах были ликвидированы школы с

украинским языком обучения. Последняя украинская главная школа во Львове перестала существовать 28 июня 1876 года, а вместо нее открыта т. н. «етатова» польская школа им. Конарского.

Только в результате борьбы украинских трудящихся и лучших представителей интеллигенции польская «Краева лшльна рада» вынуждена была уступить и дать разрешение на организацию смешанных польско-украинских и чисто украинских школ. Первые такие двухклассные школы были открыты в 1889, 1890 годах на окраинах города Львова, в поселках Пасека и Софиевка. В 1886 году во Львове на улице Скарбковской открыта четырехклассная школа им. Маркиана Шашкевича [11, стр. 11].

Небольшое количество школ в Галиции и низкое состояние народного образования объясняется тем, что магнаты и капиталисты тормозили развитие школы. Во Львовском сейме появляется сильная оппозиция, так называемая группа «станьчиков», которая выступает против общего и всестороннего образования для рабочих и крестьян. На строительство школ и в общем на народное образование сейм выделяет незначительные суммы денег.

Состояние народного образования в Галиции в 1900—1901 годах ярко характеризуется сравнением его с состоянием образования в Чехии. Чехов было на один миллион меньше, чем галичан, но у чехов в 1901 году было 5179 школ, а в Галиции — 4106 [12, стр. 56]. Чехи имели 453 семи- и восьмилетние народные школы, а в Галиции их было всего только 58.

В конце XX века усилилась борьба трудящихся за рост украинской государственной и частной школы. Создается много частных школ в административных центрах и селах Восточной Галиции. В 1909 году было 2375 украинских народных школ. Несмотря на их рост, в том же году, еще 278946 детей школьного возраста не было охвачено школой.

В 1911/12 учебном году в Восточной Галиции было 2420 украинских школ. Число их с каждым годом хотя и незначительно росло. Все это происходило потому, что трудящиеся предъявляли все большие требования господствующей буржуазной верхушке. Буржуазия, чтобы отвлечь народ от борьбы за освобождение от эксплуатации, за уничтожение капитализма и установление социалистических порядков, старалась успокоить трудящихся, идя на небольшие уступки.

Жизнь, развитие общества выдвигало требования осмысленного, а не схоластического и формального обучения, усвоения теорем и правил и умелого применения их на практике.

В 1867—1918 годах в Австрии дважды проводилась школьная реформа, произошли значительные перемены в организации народного образования.

В 1875 и 1893 годах были изменены планы и программы обучения арифметике, организованы начальные школы четырех типов, в которых дети обучались 4—6 лет. Учебники проф. Ф. Мочника были переделаны и приспособлены к программам, изданным в 1893 году. Они издаются во Львове и в Вене отдельно для каждого из первых-четвертых классов; для V—VI классов издан один общий учебник. Книги хорошим оформлением заинтересовывали ребенка. Изменена не только их форма, но и содержание. В первых учебниках Ф. Мочника основным вопросом было: «Чему обучать детей», а второстепенным — «Как и зачем учить их?»

В переделанных учебниках эти вопросы объединены в один: «Чему, как и зачем учить?» В них заметно отрицательное влияние идей педагога Вильгельма Августа Лая (1862—1926), предлагавшего в процессе обучения счету пользоваться фигурами, построенными из пар предметов. Лай, создавая новую теорию изучения арифметики, стоял на позициях идеализма, как и его предшественники Гербарт и Грубе.

Влияние Лая сказывалось также в подборе примеров и задач. Изучение арифметических действий тогда считалось второстепенным делом. На первое место авторы ставили изучение чисел. Характерной особенностью учебника математики для V—VI классов было совместное изложение арифметического и геометрического материала. До этого времени учебники геометрии издавались отдельно [13].

Геометрический материал излагался индуктивно и сопровождался многими практическими упражнениями. Сравнивая изложенный материал геометрии в учебнике арифметики 1903 года с материалом учебника геометрии Мочника 1876 года и методического пособия Иозефчика, можно сказать, что использование новых учебников способствовало улучшению преподавания в начале XX века, но общий уровень изложения математики в галицийских школах оставался не вполне удовлетворительным.

Анализ программ и учебников показывает, что различные типы школ в Восточной Галиции при монархической Австро-Венгрии давали разное образование детям различных классов. Все это было вызвано условиями капитализма в Австрии, а особенно в Восточной Галиции. Политика австрийского правительства в области народного образования осуществлялась

специальным подбором учебных дисциплин и строгим ограничением содержания программ.

В галицийской школе в XIX и XX столетиях учащиеся не получали глубоких знаний по математике. Догматическое изучение программного материала создавало препятствия использованию математических знаний на практике. Это становится понятным, если принять во внимание, что дворянству не были нужны математические знания, а капитализм в Галиции, как мы уже говорили, только зарождался.

Недоступно изложенный в учебниках материал не вызывал желания к занятиям математикой, не развивал познавательных способностей детей. Господствующий идеализм в школах Австрии и особенно Галиции ограничивал математический кругозор учеников. Галицийская школа слишком поздно (XX ст.) начала обращать внимание на приемы устного счета и на счет группами. В учебниках и сборниках задач почти не было упражнений для этой цели.

Немецкие педагоги Гербарт, Грубе и Лай держали галицийскую начальную школу в плену идеализма на протяжении почти полутора столетий (1772—1918).

Во второй половине XIX столетия усилились культурные связи Галиции с Россией. Математические сочинения, издаваемые в России, распространялись по Восточной Галиции. Например, О. М. Коркин переслал сюда математические работы М. В. Остроградского. Галиция воспринимала новые идеи, а ее передовые учителя использовали пособия великих украинских и русских математиков, что несомненно положительно влияло на образовательно-математический уровень учителей.

В первых годах XX столетия в Галиции появляются учебники русских математиков А. Малинина и К. Буренина, а также Киселева. Эти учебники перепечатываются в городе Коломые и распространяются по Восточной Галиции.

Учебник А. Малинина и К. Буренина написан лучше, чем учебники для пятого класса Ф. Мочника. В нем изложены все вопросы полнее и на более высоком научном и методическом уровне. Сравнение научного уровня учебника арифметики, изданного в Коломые, с учебником Ф. Мочника показывает, что в России уровень математического образования был выше, чем в Восточной Галиции.

Во львовском журнале «Наша школа» печатались статьи профессора математики Др. В. Левицкого и других методистов, содержащие сведения о состоянии образования в России, и в них рекомендовались галицийским учителям русские методические пособия («Наша школа», Львів, 1909, стор. 63).

Галицийские трудящиеся интересовались культурой России, и она положительно влияла на развитие школы в Галиции.

IV. В четвертой главе диссертации рассматривается вопрос преподавания математики в учительских семинариях (педагогических средних школах).

Согласно школьной реформе 1774 года во Львове создается нормальная школа, в задачу которой входило обучение детей и подготовка учителей начальных школ. Эта школа начала свою работу в 1775 году, но первые сведения о выпуске учителей появляются в губерниальных актах только в 1780 году.

Кандидаты на учителей главных школ учились шесть месяцев, а на учителей тривиальных — 3 месяца. Кроме того, первые проходили педагогическую практику под руководством опытных учителей шесть месяцев, а вторые — девять месяцев.

Австрийские власти не были заинтересованы ни в улучшении состояния школ в Восточной Галиции, ни в подготовке квалифицированных учительских кадров. Народное образование в XVIII и в начале XIX столетия развивалось неудовлетворительно. В 1797 году кандидатов на учителей было всего 15, а в 1840 году — 23. Незначительное количество кандидатов — яркое доказательство очень низкого уровня народного образования.

В 1853 году курсы перешли на 2-годичное обучение. Здесь уже изучали .педагогику, языки, географию, историю и естественные науки. В последние была включена и математика, на которую отводили один час в неделю. Математика считалась второстепенной дисциплиной, ею интересовались меньше, чем музыкой, религией и другими предметами.

После подписания конкордата наступил незначительный рост педагогических школ. В 1855 году во Львове были организованы две препаранды — двухгодичные педагогические училища, одно — немецко-польское, второе — украинское. В 1868 году в Восточной Галиции насчитывалось шесть таких препаранд — две во Львове, две в Перемышле и по одной в Ярославле и в Бучаче.

Законом от 14 мая 1869 года (§§ 26—42) препаранды, как не соответствующие растущим требованиям развития народного образования, были реорганизованы в «учительские семинарии». В Восточной Галиции их было шесть, во Львове — две, в Перемышле, Станиславе, Ряшеве и Тернополе — по одной.

В 1874 году семинарии получили программу, устав и новый учебный план. По учебному плану, изданному в 1874 году, семинаристы изучали математику и геометрический рисунок как один предмет.

Значительное влияние на распространение математического образования семинаристов оказала книга «Методика считанія в умѣ», изданная в 1856 году. Здесь подробно рассматривается образование и состав чисел. На изучение действий обращалось мало внимания. Арифметический материал здесь излагается по методу Грубе. Это пособие навязывало школам Галиции монографическое изучение чисел.

В диссертации указаны положительные и отрицательные стороны первого украинского методического пособия, изданного для учеников семинарий, а также его роль и место в общей математической подготовке студентов.

Заметное влияние идей Лая видно и в методическом пособии по арифметике М. Барановского и Ю. Фонфары (1892 г. издания). Пособие имело некоторые преимущества по сравнению с другими методическими учебниками, хотя и отражало идеализм Лая и его отрицательный метод. Оно покончило с механическим изучением математики в начальных классах и являлось ярким отражением борьбы нового со старым в методике преподавания математики того времени. Авторы предлагали использовать наглядность, обращали внимание на устный счет и па практическое использование арифметики.

Заметный рост капитализма в XX столетии выдвигал необходимость подготовки квалифицированных рабочих и тем самым требовал улучшения работы школ. В 1890 и 1909 году учительские семинарии получили новые учебные планы и программы по математике, в изучении которой наступил коренной перелом. В курс математики учительских семинарий были включены уже не только сведения по арифметике, но также и элементы алгебры.

Новая программа состояла из двух частей. В первой части нашли место две основные идеи алгебры: понятие о числе и тождественные преобразования. Вторая часть программы — это основы теории обыкновенных дробей. Программа по геометрии предусматривала наглядное изучение плоских фигур и стереометрических тел.

В 1904 году был издан учебник арифметики для учительских семинарий М. Ямругевича. Этот учебник отличался от учебников XIX века тем, что в нем впервые отражены основные идеи алгебры: понятие о числе, тождественные преобразования и решение уравнений. Хотя этот учебник имел некоторые недостатки, все-таки он сыграл для своего времени положительную роль в подготовке галицийских учителей.

Издание новых учебников для специальных средних заве-

дений относительно улучшило преподавание математики в галицийских школах.

Среди учебников для семинарий следует отметить пособие «Наочна геометрія» М. Ямругевича. Этот учебник способствовал повышению уровня преподавания геометрии в семинариях. Материал в нем изложен индуктивным методом, особое внимание уделено конструктивным задачам и практическим упражнениям.

В школе могли работать только те учителя, которые успешно сдали квалификационные экзамены. Практику проведения квалификационных экзаменов следует признать положительной в работе старой школы. Такие экзамены заставляли учителей работать над усовершенствованием своего педагогического мастерства.

При семинариях раз в три года работала квалификационная комиссия по приему экзаменов на звание учителей начальных школ. До «квалификационного экзамена» допускались кандидаты, окончившие учительскую семинарию и имевшие не менее двух лет практики в школе. В экзаменационные испытания включалось также проведение практического урока. На письменном экзамене по математике кандидат на учителя получал три арифметические задачи, в содержание которых включались и понятия о геометрических формах.

Несмотря на это, семинарии этого времени все же давали не очень высокую математическую подготовку. Геометрия здесь изучалась наглядно, теоремы доказывались редко. В курсе алгебры не изучались функции и графики.

В первые годы XX века в учительские семинарии начали проникать новые педагогические идеи. Уровень обучения математике стал немного выше, но все же еще нуждался в коренных улучшениях. Образование не стало достоянием всего парода.

Во время господствования буржуазной Австрии и Польши проблема народного образования в Восточной Галиции решалась так, как это было выгодно господствующим классам. Решение этой проблемы в пользу трудящихся Галиции принесла только лишь Советская власть. С 1939 года народное образование в западных областях Украины начало развиваться небывалыми темпами. Из года в год увеличиваются ассигнования на народное образование. Растет число школ. В западных областях Украины теперь работает около 5000 средних и восьмилетних школ, пять педагогических институтов, два университета и много специальных средних и высших учебных заведений.

В заключительной части диссертации на конкретном материале показаны достижения в преподавании математики в начальных школах западных областей Украины за годы Советской власти. Они стали возможными благодаря советскому строю. Этого требует жизнь, рост промышленности, сельского хозяйства и повышение материального и культурного уровня трудящихся.

Анализ состояния преподавания математики в начальных школах Восточной Галиции позволяет нам сделать следующие выводы:

а) Школа Восточной Галиции, тесно связанная с немецкой, прошла трудный путь развития, но сохранила национальные черты. Это произошло благодаря влиянию русской и украинской культур.

б) Обращает на себя внимание, что уже в начале XIX века в начальных классах излагались элементы теории множеств. В рукописном учебнике за 1819 г. автор употребляет понятие множества.

в) Большое внимание уделялось преподаванию элементов геометрии и геометрического рисунка. Геометрический рисунок изучали не только ученики старших, но и младших классов. Учащиеся составляли орнаменты, используя геометрические фигуры. Пройденный путь старой школы убеждает нас в правильности выдвинутого вопроса о перестройке преподавания геометрии в советской школе, а изучение опыта старой школы помогает нам в решении его.

г) В галицийской школе дроби излагались с первого класса. Уже в третьем и четвертом классах ученики изучали все четыре действия над обыкновенными и десятичными дробями. Параллельно шло изучение обыкновенных и десятичных дробей.

д) В подготовке учителей положительным было проведение квалификационных экзаменов. Выпускники учительских семинарий после двухлетней работы в школе сдавали квалификационные экзамены по арифметике и проводили практический урок в присутствии членов комиссии. Учителя, работающие в «виділових» (восьмилетних) школах, сдавали экзамен по арифметике, алгебре, тригонометрии и тоже проводили практический урок.

Опыт старой школы достоин внимательного и критического изучения, лучшие его достижения следует использовать в преподавании математики в начальных классах советской школы.

Содержание диссертации изложено в опубликованных статьях автора:

1) Народна освіта у Східній Галичині до 1848 року. Доповіді та повідомлення (Матеріали III звітної наукової конференції інституту за 1960 рік), м. Дрогобич, 1961 p., стор. 201—204.

2) Підготовка учительських кадрів з математики у Східній Галичині до 1918 року. Доповіді та повідомлення (Матеріали IV звітної наукової конференції інституту за 1961 рік), Серія фізико-математичних наук, м. Дрогобич, 1962, стор. 49—52.

3) Методичні посібники з арифметики в школах Східної Галичини і Буковини, Тези доповідей V звітної наукової конференції інституту за 1962 рік, Секція фізико-математичних наук, Дрогобич, 1963 р., стор. 74—78.

4) Про викладання періодичних дробів у школах Східної Галичини, Тези доповідей VI звітної наукової конференції інституту, 1964 р., стор. 108—113.

5) Викладання арифметики в школах Східної Галичини, Збірник статей «Викладання арифметики в початкових класах», вид. «Радянська школа», 1964 р., стор. 206—210.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mieczysław Baranowski, Historja szkól ludowych król. stoł. miasta Lwowa, 1895.

2. Józef Lukasiewicz, Historja szkól w Koronie i w Wielkiem księstwie. Litewskiem, I, II, Poznan, 1851.

3. Mieczysław Baranowski i Dr. Kazimierz Ostaszewski-Baranski, Historja i statystyka szkól ludowych król. .stol. miasta Lwowa, 1895.

4. Karol Widmann, Zapiski do historji szkól ludowych w Galicyi, a w szczególności we Lwowie (koniec XVIII i poczatek XIX w.), „Szkoła“, Lwów, 1891, str. 5—6.

5. К. Харлампович, Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века, Капань, 1898.

6. Букваръ славенорусскаго языка къ чтению посполитаго юношества въ щколахъ изданъ. В Будинѣ градѣ, имены Кралевск: Оуніверсітета Пещанскаго, 1816.

7. Фонд 201, Опис 4, Зв'язка 6, Справа 127a, Греко-католицька консисторія у Львові.

8. Methodenbuch für Lehrer der deutschen Schulen, Wien, 1776.

9. Politische Verfassung der deutschen Schulen in den kaiserl. kónigl. deutschen Erbstaaten, Wien, 1817.

10. Шематисмъ народнихъ. школъ Перемиської Епархії, 1867 рік.

11. Szkolnictwo ludowe w Galicyi... zestawił В. А. Baranowski, we Lwowie, 1911.

12. Kazimierz Woxiechowski. Oświata ludowa 1863—1905 w Królewstwie polskiem i Galicyi, Warszawa, 1954.

13. Poczatki geometryi w połączeniu z rysunkiem dla użytku szkól niższych realnych i wyższych ludowych z XIV wydania niemieckiego Dr. Franciszka Mocnika, we Lwowie, 1876.

14. A. W. Grube, Leitfaden für das Rechnen in der Elementarschule.

15. R. Knilling, Zur Reform des Rechenunterrichtes in den Volksschulen, 1886.

БФ 16195. Подписано к печати 3/III 1965 г. Формат бумаги 60×841/16. Печ. лист. 1,25. Заказ 1286. Тираж 150.

Киев, тип. № 3. цех 2.