МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

К. А. МАЛЫГИН

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по методике математики)

Казань — 1966 г.

Официальные оппоненты:

Доктор педагогических наук профессор Б. В. БОЛГАРСКИЙ.

Кандидат физико-математических наук доцент Б. Г. ГАЗИЗОВ.

Защита состоится на Ученом совете Казанского Государственного педагогического института в конце VI 1966 г.

Автореферат разослан 21/V 1966 г.

Задача воспитания подрастающего поколения, привития ему норм коммунистической морали и марксистско-ленинского мировоззрения является одной из важнейших проблем партии и советского народа. В Программе Коммунистической партии Советского Союза записано: «Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения».

Решение этой задачи осуществляется всем укладом нашего социалистического строя, но главным-то образом в школе и семье. Советская педагогика выработала достаточно четкую систему научно обоснованных приемов воспитания подрастающего поколения, среди которых определенное значение отводится преподаванию математики.

Всякий предмет школьной программы, в том числе и математику, можно преподносить учащимся по-разному. В начале прошлого века, например, профессор Казанского университета Никольский учил, будто в математике содержатся «превосходные подобия священных истин, христианской верою возвещаемых... Гипотенуза в прямоугольном треугольнике— есть символ сретения правды и мира, правосудия и любви, через ходатая бога». Современник Никольского — профессор Харьковского университета Дудрович — учил, будто отрицательные числа — «порождение дьявола», а единица— «это бог». А в начале XX века группа реакционных русских профессоров пыталась использовать теорию вероятностей для насаждения духа поповщины в средних учебных заведениях.

В советской школе преподавание математики ведется на строго научной основе и это, видимо, дает основание некоторым товарищам считать, что «предмет сам воспитывает».

Математика, конечно, воспитывает. Содержание изучаемого материала, бесспорно, влияет на формирование основ научного мировоззрения у школьников. Это влияние можно сделать более значительным, если осуществить некоторую направленность преподавания математики в школе, т. е. если

строить его так, чтобы оно наилучшим образом служило выполнению главной воспитательной задачи советской школы— формированию основ марксистско-диалектического мировоззрения у подрастающего поколения. Из урока в урок, от темы к теме последовательно и целеустремленно должна решаться эта проблема, которая в настоящее время имеет первостепенное государственное значение, поскольку идеологическая диверсия стала одним из главных тактических приемов наших идейных противников.

Задача воспитания у учащихся коммунистической морали в процессе преподавания математики будет решаться наилучшим образом, если его увязывать с сообщением умело подобранных фактов из истории математики — элементов историзма.

Элементы историзма — очень эффективное средство воспитания диалектико-материалистического взгляда у учащихся. При этом имеется в виду не социологизация предмета, а такое его строго научное изложение, при котором бы формировалось объективное естественно-научное представление о математике и ее связях с жизнью.

Элементы историзма могут также оказать существенную помощь в деле привития учащимся интереса к математике и как к школьному предмету и как к науке, что приведет к повышению успеваемости по предмету. Говоря в дальнейшем о педагогической роли элементов историзма, мы будем иметь ввиду весь комплекс воздействия их на учащихся.

Проблема использования сведений из истории математики в воспитательных целях,— или проблема историзма в преподавании математики, как ее называют, — очень важная методическая проблема, возникшая давно, но особую остроту получившая лишь в последние десятилетия. Эта общая проблема распадается на ряд частных проблем:

— педагогическая роль элементов историзма;

— методика введения элементов историзма в школьное преподавание математики;

— составление методических руководств для учителя;

— создание книг для внеклассного чтения по истории математики;

— экспериментальная проверка в школе.

Некоторые частные проблемы общей проблемы историзма уже получили решение в кандидатских диссертациях Б. В. Болгарского, В. М. Беркутова, М. В. Ермакова, А. Т. Хохлова.

Соискатель много лет проводил эксперименты в средней

школе по использованию элементов историзма в целях воспитания у учащихся коммунистической морали и привития им интереса к математике и, основываясь на этом опыте, делает попытку решить одну из частных проблем общей проблемы историзма: предложить пособие для учителя по истории математики.

Диссертация состоит из введения (основное содержание которого изложено выше), трех глав, заключения и приложения.

Глава первая

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЗМА В РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ СРЕДНИХ ШКОЛАХ

Параграф первый диссертации посвящен анализу высказываний русских ученых XIX и начала XX века о необходимости введения в школьное преподавание математики элементов ее истории (М. В. Остроградского, С. И. Шохор-Троцкого, А. К. Жбиковского, М. Г. Попруженко, В. В. Бобынина, Д. М. Синцова и других). Показано положительное отношение к этой идее I и II Всероссийских съездов преподавателей математики (1911—1914 гг.). Приведено мнение некоторых зарубежных ученых о пользе введения исторических элементов (Ф. Клейна, Ф. Кэджори, Дж. Юнга, М. Симона). Анализ высказываний методистов и ученых прошлого показывает, что не существовало единой точки зрения ни на цели, которые ставились перед историей математики, ни на пути введения элементов историзма в школьную практику.

Во втором параграфе диссертации показано, что советские ученые, методисты и учителя не только высказываются за введение элементов историзма в преподавание математики, но и многое делают для практического осуществления этой идеи. Анализируются диссертации Б. В. Болгарского «Элементы истории математики в советской средней школе», В. М. Беркутова «Идейно-воспитательное значение исторических элементов в процессе преподавания математики в средней школе (IV—VIII классы)» и несколько наиболее заметных статей: А. Ф. Циглера «Элементы истории математики в средней школе» (журнал «Математика и физика в средней школе», 1934 г. № 3), С. Е. Ляпина «Комплексные числа» («Элементарная математика в средней школе», сб. статей под ред. С. Е. Ляпина, Учпедгиз, 1934 г.), И. Я. Депмана «Исто-

рический элемент в преподавании математики в средней школе» (в сб. «Идейное воспитание учащихся в процессе обучения», Ленинград, 1948 г.), А. М. Френкеля «Элементы историзма в преподавании математики» (журнал «Математика в школе», 1950 г. № 6) и некоторые другие работы. Авторы анализируемых работ единодушно признают целесообразность введения исторического элемента в преподавание математики как одного из средств:

— идейного воспитания учащихся;

— повышения интереса учащихся к науке;

— расширения общего культурного кругозора учащихся.

По вопросу о путях введения исторического элемента в преподавание математики единодушия нет. Однако большинство авторов высказывается за:

— исторические экскурсы на уроке;

— историко-математические кружки;

— внеклассное чтение историко-математической литературы;

— историко-математические вечера;

— написание небольших рефератов по истории математики.

И некоторые другие формы.

Целесообразность использования исторических элементов в педагогических целях нашла официальное признание в объяснительной записке к программе по математике для средней школы; приказом же Министра Высшего образования СССР (1950 г.) рекомендовано требовать от поступающих в ВУЗы знания некоторых сведений из истории отечественной математики.

Параграф третий посвящен исследованию вопроса о том, насколько широко используется в педагогических целях исторический элемент в школьной практике. Для примера взята Куйбышевская область.

Из 200 (примерно) опрошенных в разное время учителей математики более половины ответили отрицательно на вопрос «Применяете ли вы исторический элемент в педагогических целях?».

Широкому внедрению исторического элемента в школьную практику мешают прежде всего две причины:

1. Недостаточная осведомленность многих учителей в области истории математики.

2. Отсутствие хорошего пособия по истории математики.

На статистическом материале показано, что в Куйбышевской области:

— не более 30 процентов учителей математики имели возможность слушать в вузе курс истории математики;

— областной книготорг получает вновь вышедшую книгу по истории математики, как правило, в количестве, не превышающем 15 процентов числа учителей. Так как книги находятся в открытой продаже, то нельзя считать, что все полученные пособия по истории математики приобретаются учителями.

В параграфе четвертом изложены требования, которым должно удовлетворять пособие по истории математики.

В любой книге по истории математики учитель может найти нужный ему элемент историзма. Имея в личной библиотеке несколько книг по истории математики, учитель может систематически вкрапливать элементы историзма в преподавание математики. Однако, учитывая масштабы образования в нашей стране, нельзя ожидать, чтобы в ближайшие годы мы достигли такого положения, когда в личной библиотеке каждого преподавателя математики будет несколько книг по истории математики. Видимо, на первый случай надо обеспечить каждого учителя хотя бы одной книгой по истории математики, содержащей минимум необходимого материала, которое назовем основным пособием. Это пособие должно удовлетворять некоторым требованиям. В диссертации перечислены наиболее очевидные из них.

Пособие по истории математики для учителя средней школы должно:

1. отражать современное состояние наших знаний о прошлом математики;

2. отбор фактов из прошлого математики должен соответствовать тем педагогическим задачам, в решении которых призваны участвовать элементы историзма;

3. содержать достаточно материала для применения элементов историзма разнообразными приемами в любом классе средней школы;

4. уровень изложения материала в пособии должен соответствовать уровню восприятия школьников.

Последние два требования не столь очевидны и обосновываются в параграфе седьмом диссертации;

5. основное пособие по истории математики должно быть удобным в пользовании. Структура пособия должна облегчать пользование им, сберегая тем труд и время учителя;

6. основное пособие по истории математики должно содержать обширный хронологический материал.

В связи с изложенным решаются следующие задачи исследования:

а) показывается, что проблема создания пособия по истории математики для учителя средней школы еще не решена;

б) разрабатывается рациональная структура пособия по истории математики для учителя;

в) исходя из педагогических задач, в решении которых призваны участвовать элементы историзма, отбираются те факты из истории математики, которые должны быть освещены в будущем пособии.

Глава вторая

К ПРОБЛЕМЕ ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В пятом параграфе диссертации дан анализ книг, по истории математики с точки зрения пригодности их в качестве основного пособия для учителя средней школы. Анализ проведен с позиций очевидных требований, изложенных в четвертом параграфе. Рассмотрены книги по истории математики Д. Адамонтова, Ф. Кэджори, В. К. Беллюстина, Н. М. Бубнова, Г. Цейтена, Ван дер Вардена, А. П. Юшкевича, Э. Кольмана, И. Я. Депмана и многих других авторов. Не только все вместе, но даже 3—4 определенным образом подобранные книги из числа рассмотренных содержат вполне достаточно необходимых учителю сведений из истории математики. Но ни одна из них не может быть рекомендована в качестве основного пособия. Причина кроется в том, что лишь немногие авторы ставили перед собою задачу создать пособие для учителя (Ф. Кэджори, И. Я. Депман, В. Д. Чистяков, Г. И. Глейзер). Наиболее обстоятельные сочинения по истории математики (О. Нейгебауэра, Г. Цейтена, Г. Вилейтнера, А. П. Юшкевича, Э. Кольмана, К. А. Рыбникова и некоторые другие) представляют собою или серьезные историко-математические исследования, или университетские курсы лекций, авторы которых не стремились удовлетворить потребности школьного учителя математики в пособии по использованию элементов историзма в педагогических целях.

Краткий анализ некоторых зарубежных изданий по истории математики показывает, что в ряде зарубежных стран проблеме создания пособия по истории математики для средней школы также уделяется серьезное внимание.

В параграфе шестом коротко описан многолетний (1938—

1940 гг. и 1948—1958 гг.) опыт диссертанта по систематическому использованию элементов историзма в педагогических целях. Этот опыт показывает, что элементы историзма весьма эффективное средство повышения интереса учащихся к математике и их идейного воспитания. Систематическое и правильно поставленное вкрапливание элементов истории математики приносит несомненную пользу и должно войти в широкую практику. Опыт показал также, что для наиболее эффективного проведения этой работы учитель должен быть обеспечен специально созданным пособием по истории математики.

В параграфе седьмом исследуется вопрос о структуре пособия по истории математики для учителя средней школы.

Рациональная структура школьных учебников и задачников сложилась давно. Рациональную структуру пособия по истории математики еще предстоит найти, так как сама задача создания пособия по истории математики для учителя средней школы только встала в повестку дня как очередная методическая проблема.

Поиски рациональной структуры пособия по истории математики диссертант вел в 1954—1960 годах. В диссертации подробно излагается методика исследования. Подвергнуты анализу имеющиеся книги по истории математики и показано, что по структуре их можно разделить на 4 группы. Книги, в которых дано:

— систематическое изложение истории математики по странам и эпохам;

— раздельное изложение истории арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии;

— органическое слияние исторического материала с программным (т. е. изложение фактического материала на фоне истории его развития);

— и, наконец, хрестоматии по истории математики.

Каждая из возможных структур имеет определенные достоинства, но ни одна из них не удовлетворяет полностью выдвинутым в §4 требованиям № 5 и 6.

Основываясь на многолетнем личном опыте и изучении опыта других учителей, диссертант считает, что основное пособие по истории математики для учителя средней школы должно состоять из трех различных по своей структуре и назначению частей. Дополняя друг друга, они будут содержать тот минимальный объем материала по истории математики, который должен быть сообщен учащимся средней школы.

Первая часть пособия должна содержать исторический материал для сообщения на уроках в процессе прохождения программного материала. Задача отбора и освещения исторических фактов для сообщения на уроке в связи с изучаемым программным материалом достаточно сложная и требует для своего решения хорошего знания истории математики. Нет никаких оснований перекладывать эту задачу на учителя. Наличие в личной библиотеке преподавателя математики работы такой структуры так же естественно, как естественно наличие сборника готовых задач, а не сборника разнообразного материала для составления задач.

Вторая часть пособия должна содержать исторический материал для внеклассной работы.

Отбор фактов из истории математики для помещения в пособии и освещение этих фактов должны быть подчинены основной цели введения исторического материала в школьную практику: воспитанию коммунистического мировоззрения у учащихся. Однако тот исторический материал, который сообщается в связи с изучаемыми программными вопросами, не всегда может быть непосредственно связан с задачами коммунистического воспитания. Исторический же материал второго раздела книги — для внеклассной работы — можно подобрать так, что он будет наилучшим образом отвечать поставленным целям. Этим обосновывается в диссертации наличие в пособии по истории математики второго раздела: «Материал для внеклассной работы».

Третья часть пособия — хронологический справочник по истории школьного курса математики. При рассмотрении вопросов истории математики естественно и необходимо пользоваться методами исторической науки. Одним из таких методов является соотнесение события по месту и времени с другими событиями, т. е. установление хронологической последовательности событий. В первом и втором разделах книги история математики дается фрагментарно, в третьем—в сжатом, строго конспективном виде должно содержаться последовательное перечисление основных событий из прошлого школьного курса математики в их связях по месту и времени. Кроме того, в этом разделе можно собрать многочисленные справки о времени и месте возникновения различных математических знаков и терминов, годах жизни математиков.

Глава третья

АНАЛИЗ СОЗДАННОГО ДИССЕРТАНТОМ ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ И МЕТОДИКА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В параграфе восьмом анализируется созданное диссертантом на основе многолетнего опыта и проверенное в практической работе в школе пособие по истории математики для учителя, осуществленное в виде трех публикаций:

1. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе. Пособие для учителей. Объем 15 печ. листов. Москва. Учпедгиз, 1958 год.

2. Беседы с учащимися на антирелигиозные темы. Пособие для учителя математики. Объем 4 печ. листа. Изд. Куйбышевского педагогического института, 1960 год.

3. Хронология по истории школьного курса математики. Объем 3,5 печ. листа. Частично опубликована в 1960 году Куйбышевским ОблИУУ. Принята к изданию АПН РСФСР.

Автор готовит третье, расширенное издание книги «Элементы историзма в преподавании математики в средней школе», в котором все три части будут даны во взаимосвязи и последовательности.

Книга «Элементы историзма» в том ее виде, в котором она уже восемь лет используется в школе, состоит из введения и двух больших разделов.

Во введении коротко говорится о роли исторического элемента в педагогическом процессе; перечисляются возможные формы введения исторического элемента в школьное преподавание математики.

Первый раздел книги составляет немногим более половины ее объема. Как уже говорилось, основным отличием этой части книги от всех имевшихся и в отечественной, и в зарубежной методической литературе по истории математики книг для учителя средней школы является разбивка материала по темам учебной программы. (Отметим, что в том же плане написана «История математики в школе» Г. Глейзера. опубликованная в 1964 году, через шесть лет после выхода в свет первого издания «Элементов историзма»).

К каждой учебной теме, применительно к программе 1957—58 учебного года, в книге дан минимальный по объему исторический материал, который может быть использован в различных формах работы:

— для беседы на уроке;

— для составления заметки в стенную газету;

— для передачи по школьному радио;

— как составная часть при подготовке внеклассной беседы или математического вечера. И для других форм работы.

Не все беседы даны в развернутом плане, для некоторых очерчены лишь контуры. Однако к каждой учебной теме дается обширная библиография. При составлении библиографии особое внимание обращено на статьи, помещенные во 2-м издании Большой Советской энциклопедии, поскольку это массовое издание (имеется более 100 ссылок на БСЭ).

В диссертации перечисляются последовательно все короткие статьи-беседы первого раздела книги (их более 120).

В разделе втором помещен материал, рекомендуемый для использования во внеклассной работе: для внеклассных бесед, математических вечеров, передачи по школьному радио и так далее. Этот же материал может быть (и должен быть) использован для дополнения бесед в классе, равно как и короткие статьи первого раздела должны дополнять в нужный момент статьи второго раздела. Всего во втором разделе на 100 страницах помещено 23 статьи (в диссертации они перечислены). В книге помещено 29 рисунков (чертежей), а также биографии и портреты 22 русских и иностранных ученых — математиков.

Вторая из перечисленных выше печатных работ диссертанта — «Беседы с учащимися на антирелигиозные темы. Пособие для учителя математики» содержит изложение тех фактов из прошлого математики, которые можно и должно использовать для воспитания атеистических убеждений у учащихся.

В работе освещаются следующие вопросы:

— Атеистические убеждения.

— Сущность и вред так называемой числовой мистики.

— Религия — тормоз в развитии науки.

— Как в средние века церковь душила математику.

— Разгром Самаркандской астрономической школы Улугбека.

— О нашем календаре.

— Русская православная церковь — враг развития математики.

— Академик А. А. Марков против религии.

Приводится список рекомендованной литературы.

Для издательства «Просвещение» диссертант подготовил новый вариант «Бесед с учащимися», который дополнен беседами на следующие темы:

Бога выдумали люди.

Религия в эксплуататорском обществе — служанка угнетателей.

Религия — величайший обман на земле.

Из математиков — «в святые».

Как осрамился пастор Штифель?

Джероламо Кардано — атеист и мистик.

Епископ Беркли «подрывает» основы анализа.

Математик-атеист Омар Хайям.

Первые атеисты среди русских математиков.

Наука и религия непримиримы.

Маркс и Энгельс о математике и ее основных понятиях.

Работая над текстом «Бесед», автор старался избегать незнакомых слов и сложных оборотов речи, чтобы книга была доступна пониманию учащихся соответствующих классов.

В предполагаемом третьем издании «Элементов историзма» «Беседы с учащимися» явятся составной частью главы для внеклассной работы.

Третья часть пособия по истории математики для учителя носит название «Хронология по истории школьного курса математики» и состоит из введения и четырех таблиц.

Хронология — краткий справочник, остов истории того курса математики, который принято называть школьным. Ее назначение:

1. Дать общую хронологическую картину развития школьного курса математики по странам и эпохам.

2. Сберечь труд и время учителя, освободив его от необходимости перелистывать объемистые тома истории математики в поисках ответа на тот или иной внезапно возникший вопрос, носящий хронологический характер.

«Хронология» поможет учителю сравнительно быстро ориентироваться в том, когда, где и в какой последовательности возникали математические понятия, идеи, термины и знаки, ныне изучаемые в школе, найти сведения о том, какой вклад внес в развитие школьного курса математики тот или иной ученый, узнать о годах его жизни.

В «Хронологии» дана обширная библиография. При этом автор старался дать побольше ссылок на массовые издания,

главным образом на 2-е издание Большой Советской энциклопедии.

Таблица первая. Хронология некоторых важных событий, относящихся к истории школьного курса математики. Здесь дана общая картина развития школьного курса математики в строго хронологическом последовательном порядке. Приведенные же в книге «Элементы историзма» отдельные беседы — рассказы — это расшифровка того или иного момента в этой общей картине, ее фрагмент. В семи разделах 1 таблицы сжато и строго хронологически перечислены основные факты из истории развития математики в древнем Вавилоне, древнем Египте, древней Греции, древнем и средневековом Китае, древней Индии, странах арабского Востока и Европы.

Таблица вторая. Даты возникновения некоторых математических знаков.

Во «Введении» к этой таблице говорится о зарождении, развитии и роли математической символики. После «Введения» идет сама таблица, составленная по схеме: №№ п. п., математический знак, его значение, кем и когда введен. Имеются сведения о 44 условных обозначениях, применяемых ныне в школе.

Таблица третья. Время возникновения некоторых терминов и понятий.

Это краткий школьный этимологический словарик по математике. В нем учитель найдет сведения о происхождении 49 распространенных математических терминов: абсцисса, коэффициент, логарифмы, миллиард, процент, сумма и так далее.

Четвертая таблица. Годы жизни некоторых математиков.

Во введении к этой таблице изложен принцип, которым руководствовался автор, при отборе фамилий ученых: математики древности и средневековья названы по возможности все, так как каждый из них в той или иной степени участвовал в создании школьной математики. Из математиков XVIII—XX веков названы, во-первых, наиболее видные ученые, сделавшие большой вклад в развитие науки и, во-вторых, наиболее известные методисты, авторы школьных учебников и задачников, популярных методических руководств. Имеются сведения о 328 математиках.

В параграфе девятом диссертации изложена методика использования созданного пособия в школьной практике. Показано, как можно пользоваться им при проведении бесед на уроках (на примере семи последовательных бесед при изучении геометрии в VI классе и четырех бесед для случая кон-

центрического изложения исторического материала, т. е. в разных классах); при проведении внеклассных бесед; подготовке заметок в стенную газету; проведении математического вечера.

В последнем разделе диссертации — заключении — говорится о том, что проблема историзма в преподавании математики встала в повестку дня как очередная методическая проблема. Научное ее решение в целом и в каждой отдельной части возможно лишь на основе длительного опыта, лишь после накопления достаточного количества экспериментальных фактов, которое немыслимо без наличия соответствующей литературы. Созданное диссертантом пособие есть одна из первых попыток решить важную частную проблему общей проблемы историзма, попытка дать в руки школьного учителя пособие, которое и поможет накоплению экспериментальных фактов.

В приложении дается список литературы, на которую имеются в диссертации ссылки (143 названия) и перечень «В помощь учителю» статей по истории математики и идейному воспитанию учащихся в процессе преподавания математики, опубликованных в журнале «Математика в школе» с 1937 по 1965 год (192 названия).

СПИСОК основных печатных работ соискателя по теме диссертации

1. «Элементы историзма в преподавании математики в средней школе». 240 стр. М., Учпедгиз.

1-е издание — 1958 год

2-е издание — 1963 год

2. «Беседы с учащимися на антирелигиозные темы. Пособие для учителя математики». 64 стр. Изд. Куйбышевского педагогического института, г. Куйбышев, 1960 г.

3. «Краткие справочные таблицы по истории школьного курса математики» (В сб. «Совершенствовать методы преподавания математики». Изд. Куйбышевского Обл. ИУУ, г. Куйбышев. 1960).

4. Развитие математики в Средней Азии в IX—XV вв.». Журнал «Математика в школе. 1955 г., № 3.

5. «Из опыта введения исторического материала во внеклассной работе по математике». Журнал «Математика в школе». 1956 г., № 1.

ЕО00032. 14/V-1966 г.,г. Куйбышев, тип. им. Мяги, 1966 г. Тир. 200 экз. Зак. № 3796.