МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

М. Н. МАКАРОВА

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ЧЕРЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель — проф. Г. А. ВЛАДИМИРСКИЙ

МОСКВА—1967

Защита диссертации состоится в Московском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина «..»...........1967 г.

Автореферат разослан « , . » . . ............. 1967 г.

Осуществляя предначертания Программы партии и решая задачи Директив XXIII съезда КПСС, советский народ успешно строит материально-техническую базу коммунизма, основанную на внедрении во все отрасли народного хозяйства новой совершенной техники, автоматизации и комплексной механизации производственных процессов, на развитии высокой производительности труда. Чтобы управлять современной техникой и обеспечить высокую производительность труда, работники самых различных отраслей народного хозяйства должны овладеть технической и графической грамотностью, они должны уметь читать чертежи. Большая -роль в решении этой задачи принадлежит школе.

Черчение как учебный предмет должен занимать значительное место в советской общеобразовательной школе. Именно этот предмет является одной из составных частей политехнического обучения, он дает основы графической грамоты. В связи с требованиями и задачами политехнического обучения на первый план выдвигается решение главной задачи черчения — научить учащихся читать и выполнять чертежи.

Основной задачей методики преподавания черчения поставлена разработка и усовершенствование методов и форм обучения черчению, позволяющих в сравнительно небольшой срок дать учащимся основы графической грамоты.

Настоящая работа посвящена проблеме обучения чтению чертежей в средней общеобразовательной школе. При этом, мы ограничили выдвинутую проблему исследованием и решением вопроса обучения чтению чертежей в начальном периоде, т. е. в первый год изучения курса черчения.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.

Введение. На основе решений XXII съезда партии и Закона о школе произошли значительные изменения в постановке и преподавании черчения в средней школе, в повышении его роли как общеобразовательного учебного предмета.

Для улучшения постановки преподавания черчения в сред ней школе было принято ряд мер: к действующей в настоящее время программе по черчению изданы новые учебники и учебные пособия, выпущено немало методической и специальной литературы в помощь учителю. Все это способствовало успешному решению основных задач курса черчения.

Однако, проблема обучения чтению чертежей разработана в методической литературе недостаточно, что неблагоприятно отражается на эффективности обучения черчению в целом. Особенно нуждается в- тщательной разработке методика обучения чтению чертежей в начальном периоде, т. е. в первый год изучения курса черчения.

Поэтому задача усовершенствования методов обучения чтению чертежей является одной из наиболее актуальных проблем в преподавании черчения в средней общеобразовательной школе.

Изложенные соображения побудили автора разработать и экспериментально проверить систему обучения чтению чертежей в течение первого года изучения курса черчения.

Учитывая то, что в настоящее время систематическое изучение курса черчения в средней школе начинается с VII класса, предлагаемая нами система обучения построена на программном учебном материале данного класса.

Вместе с тем, в связи с предстоящим переходом средних школ на новый учебный план и новые программы, где предусматривается более раннее изучение курса черчения, потребовалось проведение дополнительной работы с целью проверки возможности использования разработанной системы обучения в VI классе.

Следует указать, что разрабатывая основную тему диссертации, мы не ставили цель всестороннего исследования и исчерпывающего освещения всех вопросов, связанных с построением системы обучения чтению чертежей (т. е. с какого класса необходимо начинать изучение черчения в средней школе, каков должен быть объем учебного материала, каково содержание программы, а следовательно, школьного учебника и задачника для практических работ и т. д.).

Мы поставили цель—наметить некоторую систему обучения чтению чертежей в начальном периоде изучения курса черчения, применительно к действующей в настоящее время программе, т. е. к VII классу, и к тем условиям работы, в которых находится массовая школа. Именно этим может быть оказана практическая помощь учителям черчения в успеш-

ном решении главной и основной задачи — научить учащихся читать и выполнять чертежи.

Для решения выдвинутой проблемы в нашем исследовании мы наметили две части.

1. В предварительной части исследования были поставлены следующие вопросы:

а) изучить и осветить историю развития методики обучения чтению чертежей в советской школе и познакомиться с состоянием преподавания черчения в настоящее время (I глава);

б) установить фактический уровень графической подготовки учащихся, приступающих к изучению курса черчения, в части развития пространственных представлений, имеющихся у них геометрических сведений и чертежно-графических навыков (II глава) ;

2. В основной части исследования мы поставили своей целью:

а) разработать систему обучения чтению чертежей в первый год изучения курса черчения, в соответствии с действующей в настоящее время программы (III глава);

б) провести экспериментальное обучение и проверку эффективности предлагаемой системы обучения чтению чертежей в VII классе (IV глава);

в) проверить возможность использования данной системы обучения в VI классе, в связи с выдвинутым вопросом более раннего изучения курса черчения (IV глава).

В основу исследования выдвинутой проблемы были положены результаты изучения состояния преподавания черчения в средней школе в настоящее время. Изучение состояния преподавания черчения осуществлялось нами в течение пяти последних лет в школах различных городов (Москвы, Горького, Арзамаса, Павлова на Оке, Бора, Дзержинска) и сельской местности (Московской и Горьковской областей) в различных формах: наблюдение уроков черчения, рисования и труда в V—IX классах, знакомство с графическими работами и рабочими тетрадями учащихся; знакомство с календарными планами учителей и их записями в классных журналах; беседы с учителями черчения, рисования и труда; анкетный опрос учителей; беседы с отдельными учащимися.

В результате знакомства с состоянием постановки предмета черчения можно отметить отдельные школы, в которых созданы специально оборудованные кабинеты, учителя хорошо знают свой предмет, владеют его методикой, используют в

своей работе разнообразные формы и методы, уделяя необходимое и особое внимание вопросу обучения чтению чертежей.

Однако в большинстве школ постановка предмета черчения и обучение учащихся чтению чертежей в настоящее время не удовлетворяет современным требованиям. Одной из существенных причин низкого уровня преподавания черчения является недостаточная педагогическая подготовка учителей.

В настоящее время еще во многих школах г. Москвы и особенно городов периферии и сельской местности обучение черчению осуществляется старыми методами и формами: на уроках практикуется механическое перечерчивание учащимися с классной доски чертежа, выполненного учителем, преобладает метод фронтальной работы с учащимися и т. д.

Наши наблюдения, беседы с учителями и их ответы на вопросы анкеты дают основания утверждать, что многие из них не уделяют специального внимания целенаправленному обучению учащихся чтению чертежа. Используемые учителями задания и упражнения на чтение чертежа в большинстве случаев мало содержательны и носят бессистемный и случайный характер.

Учителя черчения нуждаются в большой методической помощи. Помочь учителям в правильном и успешном решении одной из главных задач обучения черчению в школе — научить учащихся читать и выполнять чертежи — основная цель данной диссертационной работы.

Первая глава. — Краткий исторический обзор развития методики обучения чтению чертежа в советской школе.

Для правильного решения поставленной проблемы возникла необходимость ознакомиться с историей развития методики преподавания черчения в средней школе на основе изучения программных документов и изданной методической и специальной литературы по данной теме. Вопрос методики обучения чтению чертежей рассматривается нами в тесной связи с развитием методики преподавания черчения в целом.

Характеризуя постановку преподавания черчения в советской общеобразовательной школе и место, занимаемое черчением среди учебных предметов, мы наметили четыре последовательных периода.

I период — с 1917 по 1930 годы. Происходило становление советской Единой Трудовой Школы, проводилась разработка ее структуры, новых форм и методов работы, учебных планов и программ.

За некоторым исключением в учебных планах этого периода черчение не выделялось в самостоятельный предмет и не имело своей специальной программы. Отдельные элементы черчения входили в программу по математике, по изо, по труду или как дополнение к тому или иному предмету.

II период — с 1931 по 1953 годы. На основе исторических постановлений ЦК ВКП (б) о школе (от 5 сентября 1931 г. и от 25 августа 1932 г.) изменилась постановка преподавания предмета черчения. Черчение было выделено ;в учебном плане в самостоятельный предмет и была издана специальная программа. В связи с требованиями жизни неоднократно изменялось содержание программ в сторону обеспечения подготовки кадров для средних специальных и высших учебных заведений, для практической работы на производстве.

В этот период уделялось внимание вопросу обучения чтению чертежа, который получил соответствующее освещение как в программам, так и в методической литературе.

Однако, в развитии методики преподавания черчения в этот период было много трудностей и недостатков, которые значительно снижали постановку данного предмета и качество его преподавания.

III период — с 1953 по 1958 годы. В связи с введением в средних школах политехнического обучения в содержании и методике преподавания предмета черчения произошли большие изменения. Программа по черчению была значительно приближена к новым требованиям и задачам советской школы.

В этот период в методической литературе большое внимание уделялось вопросу обучения чтению чертежей, разработке специальных упражнений и задач, новых методов работы.

В ряде городских школ стали создаваться специальные кабинеты черчения, оснащенные необходимым оборудованием и наглядными пособиями. Улучшались условия учебных занятий по черчению. Все это значительно изменило отношение к черчению как учебному предмету. Оно заняло равное место среди других предметов в общеобразовательной школе.

IV период — с 1959 года по настоящее время. Этот период характеризуется коренной перестройкой постановки и содержания предмета черчения в связи с введением Закона о школе.

В 1961 году была издана новая программа в корне отличная от предыдущей. В ней была выдвинута главная и основ-

ная задача всего курса черчения — научить учащихся читать и выполнять чертежи.

В методической литературе освещаются вопросы нового содержания, организации и методов преподавания черчения на основе тесной связи обучения с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства.

Большое внимание уделяется вопросу обучения чтению чертежа. Однако, ни одним автором не был разработан вопрос системы и последовательности обучения чтению чертежа, особенно в начальный период изучения курса черчения, и он не получил своего теоретического обоснования и необходимого освещения в методической литературе.

Это обстоятельство дало основание и побудило автора к разработке методической системы обучения чтению чертежей в первый год изучения курса черчения, т. е. в VII классе. Актуальность выдвинутой проблемы очевидна; в методическом отношении весьма необходима и представляет собой большую практическую ценность для учителей в преподавании черчения.

Вторая глава — Теоретические предпосылки и предварительное исследование.

В начале этой главы рассматривается методологическая основа системы обучения чтению чертежа. Руководящим положением в разработке предлагаемой системы обучения является марксистско-ленинская теория познания, данная В. И. Лениным «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»*).

Исходя из ленинской теори познания и основых дидактических принципов обучения советской педагогики, а также исследований психологии, система обучения построена таким образом, чтобы дать учащимся правильные научно-обоснованные теоретические знания предмета черчения.

Курс черчения первого года обучения построен на систематическом изложении учебного материала и закреплении его необходимыми практическими заданиями. Последовательность изложения содержания учебного материала обусловлена логическим переходом от одной темы к другой, переходом от легкого к более сложному, от конкретного к абстрактному.

*) В. И. Ленин, Философские тетради, М., 1947, стр. 146—147.

Из этих предпосылок мы исходили в решении основного вопроса исследования — разработка и экспериментальная проверка системы обучения чтению чертежей.

Исследование основной проблемы потребовало предварительного изучения и решения рада других вопросов, направленных на выявление степени подготовленности учащихся к обучению черчения в VII классе и на выяснение причин низкого уровня их подготовки.

В связи с этим были поставлены следующие вопросы:

1) определить уровень развития пространственных представлений учащихся и круг необходимых сведений и понятий, которые они должны получить в результате изучения отдельных предметов в I—VI классах и приобретенных ими на основе жизненного опыта;

2) установить фактический уровень развития пространственных представлений учащихся и запас необходимых геометрических сведений к началу обучения их в VII классе;

3) выявить фактический уровень умений и навыков учащихся к VII классу в области изображения пространственных фигур на плоскости и понимания чертежа, которые они должны получить соответственно требованиям программы по труду.

Для успешного решения основной задачи курса черчения, учащиеся к VII классу должны иметь определенный запас пространственных представлений и комплекс знаний, умений и навыков, которые они получили на основе жизненного опыта и изучения целого ряда предметов в I—VI классах.

Анализ программ I—VI классов позволяет установить, что по отдельным предметам (математика, изобразительное искусство — рисование, труд и т. д.) предусмотрен определенный объем знаний, умений и навыков, необходимый учащимся. Имеющиеся в программах I—VI классов указания о развитии пространственных представлений учащихся и сообщении им круга основных геометрических сведений достаточны для подготовки их к изучению курса черчения в VII классе.

Однако, мы поставили цель опытным путем исследовать, насколько фактический запас знаний, умений и наывков учащихся к началу обучения их в VII классе соответствует объему, предусмотренному программами предшествующих классов, и в какой степени имеющийся запас их знаний может служить опорным для систематического изучения и успешного усвоения ими курса черчения. С этой целью нами была проведена в течение пяти последних лет экспериментальная

ознакомительная работа, которой было охвачено около трех тысяч учащихся V—VII классов 25 школ г. Москвы, периферии и сельской местности.

Экспериментальная ознакомительная работа в V—VI классах, состоящая из шести серий заданий, позволила не только выявить к началу обучения учащихся в VII классе фактический уровень развития пространственных представлений и запас геометрических сведений, а также навыки в чтении простейших чертежей и в выполнении эскизов и технических рисунков, которые они получили на уроках математики, изобразительного искусства (рисования), труда и т. д.

На основе предварительного исследования, анализа ответов учащихся, подведения общих итогов были сделаны следующие выводы:

1. Учащиеся V—VII классов обладают определенным запасом пространственных представлений. Они могут представить предметы заданной формы и мысленно произвести на них необходимые указанные действия. Однако, у отдельных учащихся пространственное представление очень ограничено, они затруднялись в решении самых элементарных задач.

2. Большинство учащихся к VII классу имеют некоторые сведения о простейших геометрических телах, умеют различать их между собой, узнают их в окружающих предметах и могут представить и назвать предметы, имеющие четко выраженную данную форму, проявляя при этом большую наблюдательность и находчивость.

Большинство учащихся умеиют мысленно расчленить в натуре, на наглядном изображении сложную форму предмета на составные геометрические тела, выделяя ту или иную часть, если она отчетливо выражена. Однако, учащиеся не имеют твердых и четких знаний об отличительных чертах плоских геометрических фигур и объемных геометрических тел.

Учащиеся к VII классу недостаточно знакомы с названиями простейших геометрических тел. Большинство учащихся не знает названия призмы, пирамиды, усеченных тел, затрудняются дать названия хорошо известным простейшим геометрическим телам (цилиндр, конус, параллелепипед), если они даны не в привычных положениях и соотношениях размеров.

Все это указывает на то, что а) на уроках математики в V—VI классах не уделяется специального внимания изучению геометрических тел, учащиеся не получают необходимых знаний в части сообщения геометрических сведений и развития пространственных представлений, предусмотренных програм-

мой; б) на уроках рисования в V—VI (и особенно в I—IV) классах не проводится систематической работы по изучению и анализу геометрических форм предметов в целом и его отдельных частей, как это предусмотрено программой, учащимся не всегда сообщаются правильные названия геометрических форм.

3. Учащиеся к VII классу не имеют достаточных сведений о выполнении эскиза и навыков в чтении простейшего чертежа. Проведенная экспериментальная работа дает основание утверждать, что в большинстве школ в V—VI классах на занятиях по труду учащиеся не получают необходимых, требуемых программой, умений и навыков в выполнении эскиза, технического рисунка и в чтении чертежа. Большинство учащихся не имеет об указанных способах изображения даже элементарных сведений. В школах на занятиях по труду не осуществляется необходимого знакомства с элементами черчения. В большинстве школ изделия в учебных мастерских изготовляются учащимися не по чертежу, а по готовым образцам.

4. В выполнении технического рисунка учащиеся имеют некоторые навыки, но не всегда знакомы с особенностями его изображения. Чаще выполненные учащимися рисунки носят характер перспективного рисунка.

Таким образом, предварительное исследование показало, что уровень развития пространственных представлений, а также запас знаний и навыков учащихся, переходящих в VII класс, значительно ниже предусмотренного программами предшествующих классов, что весьма неблагоприятно сказывается на эффективности усвоения ими курса черчения в последующих классах.

В связи с этим возникает необходимость осуществления на первых уроках черчения некоторой предварительной работы с учащимися, которая позволила бы устранить указанный недостаток в подготовке учащихся, а также дала возможность восполнить в некоторой степени пробел их знаний, умений и навыков в части обобщения геометрических сведений, развития пространственных представлений и чертежно-графических навыков.

Третья глава — Методические обоснования системы обучения чтению чертежей.

Для успешного обучения черчению в средней общеобразовательной школе и решения основных задач курса особенно важно выполнение необходимых общеизвестных требований организационного и методического характера, которые будут

содействовать улучшению преподавания черчения в целом. Это — выделение и оборудование специальною кабинета черчения; оснащение уроков черчения надлежащими учебно-наглядными пособиями; организация рабочего места учащегося и наличие у него необходимых чертежных инструментов и принадлежностей для работы; учителю необходимо правильно планировать во времени учебный материал программы, выделяя достаточное время для закрепления отдельных тем практическими заданиями и т. д.

Предлагаемая система обучения чтению чертежа в VII классе является одним из важных методических условий, содействующих улучшению преподавания черчения в средней общеобразовательной школе.

В основу предлагаемой системы положен ряд общих положений, определяющих методическую сторону в начальном периоде обучения черчению, которые следует считать необходимыми условиями для успешного ее выполнения.

1. Предлагаемая система обучения чтению чертежей должна быть основана на комплексной форме изучения программного материала и основным содержанием курса должно являться техническое черчение.

2. Для успешного обучения чтению чертежа в начальном периоде изучения курса черчения необходимо осуществление в начале года предварительной подготовки учащихся, способствующей развитию их пространственных представлений, а также обобщению и закреплению основных сведений о геометрических формах. Такая подготовка учащихся даст возможность в более короткий срок пройти учебный материал программы и вместе с тем сэкономленное время может быть использовано для более углубленного изучения и закрепления основных тем курса.

3. Решение основных вопросов курса, как и весь процесс обучения, должны строиться на дидактических принципах советской педагогики. Изложение учебного материала необходимо проводить в определенной последовательности, идя от легкого к более сложному, от конкретного к абстрактному. Все обучение должно быть построено на основе наглядности с использованием конкретных предметов (деталей), данных сначала в натуре и в наглядном изображении, а затем в чертеже в системе проекций.

4. Предлагаемая нами система обучения построена на широком использовании различных фронтальных и индивидуальных заданий. На ряду с использованием заданий

из имеющейся различной учебной литературы, в данной работе нами разработаны специальные упражнения и задачи, необходимые для изучения и закрепления материала основных тем. В предлагаемой системе обучения показан характер заданий с примерными вариантами и их последовательность использования на уроке в процессе изучения учебного материала, необходимых для развития пространственных представлений учащихся и формирования навыков в чтении чертежей.

5. Как известно, обучение учащихся чтению чертежа процесс сложный и длительный. Обучение черчению в VII классе занимает лишь некоторую часть времени, отведенного для изучения всего курса. Естественно, что за указанный период учебного времени нельзя полностью обучить учащихся чтению чертежа, т. е. сведения о целом ряде условностей, обозначений, технологических данных учащиеся получают в последующие годы обучения. Поэтому в VII классе поставлена задача первоначального этапа обучения чтению чертежа, в течение которого учащиеся должны получить основы этого процесса, а именно:

а) умение представить пространственную форму несложного предмета в целом по его условным плоскостным изображениям;

б) умение расчленить форму изображенного предмета на простейшие по форме составные части;

в) иметь сведения (в переделах изучаемого материала) о необходимых условных обозначениях, способствующих пониманию формы и размеров предмета;

г) уметь читать и понимать все надписи, указанные в штампе.

В обучении чтению чертежа особое внимание должно быть уделено подробному выяснению формы предмета. Четкое пространственное восприятие и представление формы предмета, изображенного на чертеже, является основой для понимания всех остальных данных. В процессе чтения чертежа это главная и наиболее трудная задача, она должна быть успешно решена в начальном периоде изучения курса черчения.

Выдвинутые общие положения являются основой, на которых построена наша система обучения. С учетом поставленных задач курса, требований и содержания действующей программы, нами намечена определенная последовательность в решении основных вопросов, определяющих построение системы обучения чтению чертежей.

На персом этапе обучения должна осуществляться предварительная подготовка учащихся, направленная на развитие их пространственных представлений, а также на обобщение и сообщение новых основных геометрических сведений, необходимых для успешного изучения курса черчения в VII классе.

Путем анализа формы конкретных предметов, данных в натуре и на наглядном изображении, учащиеся должны познакомиться с прострейшими геометрическими телами (включая усеченный конус, усеченную пирамиду и тор) и их характерными признаками. Эта часть работы основана на выполнении разработанных нами фронтальных упражнений I группы.

В основу упражнений I группы положены методы варьирования и сопоставления. Эта группа упражнений направлена на то, чтобы освободить учащихся от связанности созданного в их представлении привычного образа геометрических тел; научить выделять существенные (характерные) признаки, по которым определяется («читается») каждая геометрическая форма, и несущественные (варьирующие) признаки, изменение которых не влияет на определение формы; научить вычленять обобщенные признаки геометрических тел и давать правильное название составной геометрической форме предмета.

Основным содержанием второго этапа обучения должно быть знакомство учащихся со способом прямоугольного проектирования и получением чертежа в системе проекций.

На основе наглядности, на конкретных предметах учащиеся знакомятся с чертежами простейших геометрических тел (кроме тора) и их графическими признакими, которые позволяют определять их форму на чертеже в системе проекций. Освоение и закрепление этого материала, а также формирование первоначальных навыков в чтении чертежа, осуществляется при выполнении упражнений II группы, основанных на сопоставлении натуры, наглядного изображения и чертежа предмета.

Закрепление навыков в построении чертежа предмета в системе проекций осуществляется при выполнении эскизов с натуры, по наглядному изображению, по словестному описанию формы предмета, а также при выполнении чертежа по эскизу.

Как известно, задачи обучения чтению и выполнению чертежа тесно взаимосвязаны. В большинстве заданий при по-

строении чертежа содержатся задачи и на его чтение. Поэтому при выполнении эскиза (чережа) для формирования первоначальных навыков в чтении чертежа мы используем метод сопоставления, для этого вводим в задания различные элементы переноса. Элементами переноса при выполнении эскиза (чертежа) могут быть: грань предмета, выделенная каким-либо цветом; отдельные ребра или совокупность ребер, представляющих собой ломаную линию; размеры и числовые данные; вершины или отдельные точки, заданные на поверхности предмета. При выполнении данных заданий должна сохраняться определенная последовательность: сначала осущеществляется перенос отдельных элементов с натуры или с наглядного изображения на чертеж, затем ставится обратная задача.

Содержанием третьего этапа, завершающего курс черчения первого года обучения, является закрепление первоначальных навыков в чтении простейших чертежей. Эта работа осуществляется на более сложных заданиях, которые требуют от учащихся умения представить объемную форму и размеры предмета по условным плоскостным изображениям (видам) и соответствующим знакам и обозначениям. Содержание этих заданий общеизвестно. При выполнении таких заданий необходимо, чтобы учащиеся сначала научились читать чертеж по плану. Такия форма работы приучает учащихся к определенной последовательности, четким действиям и мыслительным операциям при чтении чертежа.

Для закрепления навыков в чтении чертежей, кроме общеизвестных заданий, нами составлен специально комплект карточек-упражнений для фронтальной работы в классе. Предлагаемый комплект карточек-упражнений способствует развитию пространственных представлений учащихся, расширению круга сведений о геометрических телах, помогает осознанному чтению геометрической формы предмета. Вместе с тем, эти упражнения позволяют при несложной организации занятий охватить активной работой весь класс и при минимальной затрате времени на уроке дают возможность учащимся прочитать большое количество чертежей.

Четвертая глава — Экспериментальная проверка системы обучения чтению чертежей.

Основная цель экспериментальных исследований — проверить на практике приемлемость и эффективность предлагаемой системы обучения чтению чертежей в начальном периоде

(т. е. в первый год) изучения курса черчения в средней общеобразовательной школе.

С учетом поставленной основной цели экспериментальной проверки были выдвинуты следующие вопросы:

1) выяснить возможность использования предлагаемой системы обучения чтению чертежей в обычных условиях занятий ,в массовой школе;

2) показать необходимость осуществления подготовительной работы в части расширения круга обязательных сведений о простейших геометрических телах и развития пространственных представлений учащихся;

3) показать эффективность изучения -программного материала курса черчения VII класса, на основе выдвинутых общих методических положений данной системы обучения.

Для разрашения указанных вопросов экспериментальная проверка требовала длительного времени и проведения системы взаимосвязанных уроков. Поэтому было организовано в VII классах экспериментальное обучение, которое проводилось в течение всего учебного года. Вместе с тем, в некоторых классах проводились экспериментальные (опытные) уроки, на которых осуществлялась проверка отдельных разделов и тем программы курса черчения.

Экспериментальное обучение и опытные уроки проводились в VII классах четырех школ: в г. Москве — № 113 (учитель — Карелина Л. Г.), в г. Горьком — № 50 (Быстров В. Б.) и № 143 (Щекочихин Л. И.), в г. Арзамасе — № 3 (Филиппова М. В.). Данные школы подобраны с различными условиями для работы, разным уровнем общей успеваемости учащихся, а также учителя черчения отличались своей специальной и методической подготовкой, знаниями предмета и опытом работы.

Экспериментальное обучение и опытные уроки проводились с полным составом класса в обычных (естественных) усло;Виях непосредственно учителями черчения, на основе постоянного руководства, периодического контроля и наблюдения автора диссертации.

В качестве контрольных были подобраны VII классы трех школ: г. Горький — № 7 (учитель — Эрастов Г. А.) и № 1-13 (Грачева О. Г.), г. Арзамас — № 7 (Зобенко М. И.). Данные школы являются хорошими в городе как по общей успеваемости, так и по постановке предмета черчения (школы № 7 и № 113 г. Горького имеют специально оборудованные кабинеты

черчения). В контрольных классах обучение черчению проводилось по общепринятой методике.

Перед экспериментальным обучением в названных экспериментальных, контрольных, а также в некоторых других классах (для сравнения), были проведены проверочные работы, которые позволили установить, что уровень подготовки учащихся, приступающих к изучению курса черчения, одинаковый (с незначительными отклонениями в отдельных классах).

Экспериментальное обучение в VII классах по предлагаемой системе проводилось в указанных школах в следующие учебные года:

1962/63 — школа № 50 г. Горький (2 класса);

1963/64 —школы № 50, № 143 г. Горького, № 3 г. Арзамаса (10 классов) ;

1964/65 — школы № 50 и № 143 г. Горького (6 классов).

Каждым учителем составлялся свой поурочный план, с учетом условий, в которых находится данная школа, уровня подготовки учащихся, требований учителя и т. д. Планы отличались между собой по содержанию каждого урока и по распределению времени на отдельные темы и разделы курса, но в основу всех их была положена предлагаемая система обучения.

Результаты экспериментального обучения подводились в конце каждого учебного года на основе проведения заключительных проверочных работ в экспериментальных и контрольных классах. Вместе с тем, в экспериментальных классах в течение каждого учебного года периодически проводились отдельные проверочные работы, позволяющие установить степень усвоения учебного материала после изучения того или иного раздела (темы) курса.

В контрольных классах не было возможности в проведении такого рода проверочных работ, потому что в прохождении учебного материала эти классы значительно отличались по содержанию и отставали во времени его изучения.

Заключительной проверочной работой за три года было охвачено 1990 учащихся. Проверочная работа заключалась в следующем: учащимся предлагалось по чертежу предмета, заданного в системе двух проекций, мысленно расчленить его форму на составные геометрические тела, дав каждому из них правильное название, и выполнить технический рисунок этого предмета (оценки ставились по пятибальной системе). Получены следующие результаты этой проверки за три года:

Экспериментальные классы

Контрольные классы

1962/63 уч. год

2 класса (61 учащийся), средний балл — 4,4

18 классов (580 учащихся) средний балл — 2,6

1963/64 уч. год

12 классов (366 учащихся), средний балл — 4,1

16 классов (502 учащихся) средний балл —2,3

1964/65 уч. год

6 классов (170 учащихся), средний балл — 4,4

6 классов (187 учащихся) средний балл — 2,5

В связи с выдвинутым положением о возможности более раннего обучения черчению в школе, нами был проведен в течение одного года добавочный эксперимент в трех VI классах. Основная цель добавочного эксперимента заключалась в том, чтобы показать приемлемость и доступность выполнения учащимися VI классов упражнении и задач, предлагаемых нами, при данной системе обучения.

Поскольку в VI классе не было возможности выделить специальное время на данную экспериментальную работу, поэтому она проводилась на основе изучения и тесной связи с программным материалом других предметов — геометрии, изобразительного искусства и труда.

Нами проведена экспериментальная проверка только некоторых вопросов системы обучения и отдельных упражнений, вместе с тем, она дала положительные результате в VI классах.

Выводы

Проведенное экспериментальное обучение в опытных классах, наши наблюдения, результаты заключительных проверочных работ, полученные в конце учебного года в течение трех лет, дают основания сделать следующие выводы:

1. Указанные выше положения, определяющие методическую сторону первого года обучения черчению, вполне оправдывают свою необходимость и могут являться основой системы обучения чтению чертежей.

2. На основе выдвинутых общих положений возможно не только успешное изучение теоретического материала, предусмотренного программой, но и введение некоторых дополнительных тем, необходимых в процессе обучения чтению чертежа. При данной системе обучения повышается эффектив-

ность изучения и усвоения учащимися теоретического материала курса черчения.

3. Разработанные нами упражнения и задачи способствуют эффективному развитию пространственных представлений учащихся и формированию осознанных приемов и прочных навыков в чтении чертежа. Предлагаемые упражнения вполне доступны для выполнения в начальном периоде обучения черчению. Их простое содержание и несложная организация проведения на уроке дают возможность использовать их в любой массовой школе в элементарных классных условиях.

4. Для успешного изучения курса черчения и, в частности, обучения чтению чертежа, необходимо осуществление некототорой подготовительной работы с учащимися в начале года, позволяющей сообщить основные элементарные сведения о простейших геометрических телах, а также способствующей развитию пространственных представлений учащихся.

5. При данной системе обучения и проведении соответствующей подготовительной работы в начальном периоде изучения черчения может быть пройден значительно больший материал по объему; учащиеся получат возможность решать более сложные задачи на чтение чертежа и, вместе с тем, они приобретут хорошие навыки выполнения эскизов и технических рисунков.

6. Проведенный добавочный эксперимент показал, что при более раннем обучении черчению предлагаемая система и содержание упражнений, предусмотренных для закрепления некоторых вопросов программы, вполне приемлемы и доступны для учащихся VI классов.

Таким образом, проведенная нами экспериментальная работа подтвердила необходимость системы в обучении чтению чертежа в начальном периоде изучения курса черчения, а также показала ее возможность применения и эффективность в процессе обучения как в VII, так и в VI классах.

Основное содержание диссертации опубликовано в следующих работах:

1. Некоторые вопросы методики обучения черчению в VII классе, журнал «Школа и производство», 1964, № 3.

2. Упражнения в чтении чертежа в VII классе, журнал «Школа и производство», 1965, № 9.

3. Чтение чертежей на уроках черчения в VII классе, Изд-во «Просвещение», М., 1966.

A 89872 от 20/IV 1967 г. Зак. 862 Тир. 150

Печатно-множительное производство ВНИЭСХ