МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени АБАЯ

На правах рукописи

М. У. ИСКАКОВ

ИЗУЧЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

АЛМА-АТА — 1961

Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый Верховным Советом Союза ССР 24 декабря 1958 года, являющийся еще одним ярким свидетельством отеческой заботы Коммунистической партии и Советского правительства об обучении и воспитании подрастающего поколения вывел советскую школу на широкую дорогу жизни, поднял дело народного образования на новую ступень. На основании этого закона пересматриваются учебные планы и программы, пересоставляются учебники и учебные пособия, исключаются из программ малоценные второстепенные материалы, далекие от жизни, от советской действительности. В учебные планы вводятся новые дисциплины, в программы включаются новые разделы, имеющие важное общеобразовательное и политехническое значение. Перед советской школой поставлена конкретная и благородная задача: подготовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальше повысить уровень общего и политехнического образования, воспитывать молодежь в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, з духе идей коммунизма.

Советская школа призвана учить тому, что нужно и важно в жизни, в практике коммунистического строительства, формировать у молодого поколения марксистско-ленинское мировоззрение, воспитывать труду. С этой точки зрения одним из жизненных вопросов, подлежащих изучению в школах, является вопрос об изучении времени и календаря.

Марксизм-ленинизм учит, что мир материален, в основе всего лежит материя, существующая в пространстве и времени. «Бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства» (Ф. Энгельс. Анти-Дюринг, 1950, стр. 49). Для того, чтобы познать мир, нужно изучать материю, а для того, чтобы познать материю, нужно изучать свойства пространства и времени.

Течение времени имеет необратимый характер, оно происходит лишь в одном направлении — от прошедшего к будущему, поэтому у него только одно измерение, тогда как у пространства их три. Вследствие этого перестановка событий во времени невозможна. Отрезки времени расположены в определенном порядке. Этот порядок познается при помощи системы счета времени — календаря.

Во времени протекают не только процессы природы. И человеческое общество развивается во времени, его прогресс, его великие победы над силами природы также связаны со временем. С исторических залпов «Авроры» 7 ноября 1917 года началась новая эра в истории человечества — эра коммунизма. Молодежь пела песню: «Мы покоряем пространство и время, мы — молодые хозяева страны». Теперь пространство и время покорены на практике: Гражданин СССР Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года открыл эру космических путешествий. Событие без указания времени не имеет исторического значения, оно должно быть отмечено по календарю.

Календарь — одна из самых насущных, самых необходимых принадлежностей нашей жизни, культурная ценность, созданная трудами многих поколений и народов, без него невозможно обойтись. Родился ребенок — составляется свидетельство с указанием даты, которая пишется даже не цифрой, а прописью. Календарные даты сопровождают человека всю жизнь. Календарь не забывает великих людей и после их смерти.

Без календаря невозможно управлять всем огромным и высоко развитым хозяйством Советского Союза, развивать его дальше. Уважение к труду, повышение его производительности, понимание задачи, стоящей перед страной, осуществление великих прав советских граждан на труд, образование, отдых и т. д. тоже связаны со временем и календарем.

Календарь имеет большое международное значение. Не случайно в течение 40 лет в международных организациях идут дискуссии относительно реформы существующего календаря.

Нетрудно понять жизненность и важность календаря. У граждан, особенно у молодежи, должны быть определенные знания о нем. Эти знания должны приобретаться в школах.

Однако вопрос об изучении календаря в школах в педагогической науке до сих пор не разработан. Нет ни общепедагогических исследований, ни методических пособий относительно того, как, в каких классах и в каком объеме организовать изучение основ календаря. В курсе астрономии X класса есть тема «Календарь». Но на эту тему отводится очень мало времени, в учебнике она изложена очень кратко. Книг по календарю, предназначенных для внеклассного чтения на русском языке все еще мало, а на казахском языке они отсутствуют совершенно. Должны ли изучать календарь учащиеся восьмилетних школ, многие из которых затем пойдут на производство или поступят в техникумы? Как развивать у учащихся правильное представление о времени, наряду с развитием пространственных представлений? Как воспитывать учащихся дорожить временем, своим и других? Таких вопросов великое множество.

По нашему наблюдению, представления учащихся средних школ и педагогических училищ о времени и календаре очень слабые, не соответствуют современным требованиям жизни. На вопросы «как?» и «почему?» учащиеся дают удовлетворительные ответы, а на вопрос «когда?» редко приходится слышать правильный, четкий ответ.

Уровень знаний учащихся казахских школ по календарю весьма низкий. Прежде всего это объясняется тем, что на казахском языке не было и сейчас нет никаких пособий по календарю как для учителя, так и для учащихся. Многие учителя казахских школ сами смутно представляют себе основы календаря. Учителя и учащиеся казахских средних школ и педагогических училищ кроме пособий по общепринятому календарю, к которому казахи перешли после Гражданской войны, остро нуждаются в пособии, разъясняющем основы староказахского календаря. Такое пособие необходимо при изучении исторического, литературного и культурного наследия прошлого. Например, в фольклоре, в произведениях Алтынсарина, Абая, в ранних произведениях Джамбула, Майлина и др., изучаемых в школе, часто встречаются «месяц караша», «месяц саур», «науруз», «год лу» и т. д., которые стали непонятными для современного читателя.

Этим обусловлен выбор темы настоящей диссертации, которая является первой попыткой исследования вопроса об изучении времени и календаря в школах. Автор поставил перед собой цель: выявить возможности изучения элементов календаря в различных классах и в курсах различных учебных дисциплин средней общеобразовательной школы и педагогического училища, определить примерный объем изучаемого материала, установить соотношение между классной и внеклассной работой по этой теме, рассмотреть пути систематизации и закрепления приобретаемых по календарю знаний, а также исследовать основы календаря, существовавшего у казахов до Октябрьской революции и составить по нему пособие, которым могли бы пользоваться учителя и учащиеся старших классов казахских школ.

Данная диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Во введении дается обоснование выбора темы и выясняются цели исследования. В библиографии приводится список использованной литературы, среди которой, кроме современных руководств по педагогике, более 100 специальных источников, в том числе труды таких ученых-востоковедов, как В. В. Радлов, В. П. Васильев, В. В. Бартольд, Ч. Ч. Валиханов, Д. Банзаров, А. Н. Самойлович, Ж. Галеви, Э. Шаванн и др. Содержание основных глав и заключение изложено ниже. Так как диссертация написана на казахском языке, мы сочли необходимым составить настоящий автореферат подробнее.

Глава I.

Вопросы календаря в классной и внеклассной работе.

В этой главе рассмотрены следующие вопросы:

1) изучение времени и календаря в начальных классах,

2) изучение календаря на уроках родного языка и литературы,

3) изучение календаря на уроках математики и физики,

4) изучение календаря на уроках географии и биологии,

5) изучение календаря на уроках истории,

6) изучение календаря на уроках астрономии,

7) время и календарь во внеклассной работе.

Понятия о лете и зиме, дне и ночи, утре и вечере у детей формируются до школы. Большинство детей дошкольного возраста понимает, что октябрьские торжества бывают осенью, новый год — зимою, а первомайскией праздник — в начале лета.

С важнейшими понятиями календаря дети в основном знакомятся в школе. Первый урок в первом классе учитель обычно начинает словами: «Сегодня — первое сентября. Начинается новый учебный год. Вы теперь уже школьники. Наш класс будет заниматься в этой комнате. Уроки ежедневно начинаются в 9 часов. Надо приходить вовремя, без опозданий. Будем заниматься 6 дней в неделю, а седьмой день — выходной». С этого начинается ознакомление детей с элементами календаря. Следующий день — 2 сентября, затем 3, 4, 5,......, после сентября — октябрь. Так будет идти время. В конце сентября первоклассники усвоят, что выходной день — воскресенье, перед ним — суббота, а после выходного — понедельник. Со временем запомнят и остальные четыре дня.

После букваря начинается второй этап: детей приучают записывать даты в тетрадях. Учитель записывает на доске, например, «16 ноября» (число цифрой, месяц словами), а дети списывают. На уроках развития речи дается простейшее понятие о годе: год — промежуток времени от начала учебного года до начала следующего учебного года или с 1 сентября до 1 сентября будущего года. Позднее поясняется, что год делится на 4 части: весну, лето, осень, зиму. По чтению читают короткие рассказы и стихотворения о временах года. Заучивают некоторые стихотворения Пушкина, Лермонтова, Абая, Джансугурова и др. о временах года.

После усвоения четырех времен года, дети узнают, что год делится на 12 месяцев и запоминают их названия. На уроках родного языка обращается внимание на правописание названий месяцев, особенно на те, которые имеют в конце «мягкий знак». Подчеркивается, что январь — начальный месяц года.

На уроках арифметики решаются задачи на время в одно действие. Образцы таких задач и методика их решения приведены в диссертации.

Эти знания, приобретенные в I классе, расширяются во II и III классах. Названия дней недели и месяцев года закрепляются в памяти учащихся навсегда. Кроме того, дети узнают дни больших праздников, отмечаемых советским народом. В беседах можно говорить о дне предстоящих выборов, о юбилеях великих людей прошлого, о каникулах.

Далее следует ознакомить учащихся с часами, с арабскими цифрами на циферблатах, научить пользоваться ими, определять по ним время в часах и минутах. Учащиеся III класса, по нашему мнению, должны научиться определять время, остающееся до опреде-

ленного момента непосредственно по часам, например: до 6 часов вечера, до начала занятий в школе и т. д.

На уроках арифметики решаются задачи на время в два-три действия. Сообщается, что сутки содержат 24 часа, а час — 60 минут.

При изучении времени и календаря важную роль играют дневники, детские календари — отрывной и «спутник», книжка «Товарищ», «Пионерская правда», детские иллюстрированные журналы. К сожалению, детские календари на казахском языке до сих пор не выпускаются.

В III классе год пишут посредством четырехзначных чисел: 1961 год.

В IV классе вводятся понятия «век» и «секунда». Решаются задачи на время и календарь в четыре-пять действий.

На уроках русского языка в казахской школе следует объяснять эквиваленты слов календарного значения: названия дней недели, переводы слов «месяц», «сутки», «полдень», «век», «равноденствие» и т. д. Казахская форма календарных дат в большинстве случаев отличается от ее русской формы, так как существительные и числительные на казахском языке не имеют родов. Это следует объяснять подробно, чтобы учащиеся казахских школ с самого начала научились правильно говорить на русском языке «первое мая», «восьмое марта», вместо «первый май», «восьмой март», как многие дети казахов сейчас говорят.

В беседах, проводимых вне уроков, следует уделять внимание на табель-календарь, отрывной и настольный календари, объяснять как ими пользоваться, рекомендовать приобрести «календарь школьника» или «спутник».

Далее в диссертации излагаются методы изучения календаря в старших классах средней общеобразовательной школы и педагогического училища. Указываются объем и формы работы по изучению календаря на уроках родного языка, литературы, математики, физики, географии, биологии, истории и астрономии. На уроках астрономии систематизируются все знания по календарю, приобретенные за 10 лет в курсе различных учебных дисциплин.

По календарю может быть организована большая внеклассная работа: проведение недели птиц, месяца молодняка на фермах, наблюдение природы — жизни животных и растений, погоды, состояния рек и озер, наблюдение небесных светил, чтение художественных и научно-популярных произведений, заслушивание докладов и сообщений на кружковых занятиях по этой теме, проведение экскурсий на часовые заводы (если есть таковые поблизости), изготовление солнечных, водяных, песочных часов и т. д.

Учитывая отсутствие пособий на казахском языке, описывающих природу в соответствии с календарем, нами составлены природные характеристики 12 календарных месяцев в виде коротких рассказов для детей, по образцу очерков известного советского писателя и натуралиста В. В. Бианки. В этой же главе изложены три способа

определения времени суток по небесным светилам без часов и таблиц, что имеет важное практическое значение. Нами опубликована книжка «Староказахский календарь», которая может послужить одним из пособий для внеклассного чтения.

Поскольку календарь по существу изучается во всех классах и в курсе многих дисциплин, учителя этих классов и предметов сами должны иметь серьезные знания по календарю. Научные основы и история календаря с соответствующими методическими указаниями к ним изложены в следующих главах диссертации.

Глава II.

Основы современного общеевропейского календаря.

В этой главе изложены основы общепринятого календаря для учителей, которым приходится преподавать элементы календаря или объяснять вопросы, относящиеся к календарю на своих уроках.

За свою длительную историю слово «календарь» приобрело два значения. В узком смысле слова календарями называют отрывные, перекидные, настольные, стенные и прочие устройства и приспособления для счета дней и месяцев, а также различные ежегодники, справочники, таблицы, содержащие сведения о событиях определенного года. Существует многочисленное семейство календарей: астрономические, сельскохозяйственные, морские, детские и т. д.

В широком смысле календарем называется тот порядок или те правила, которые установлены для ведения счета дней, месяцев и лет. В настоящей работе речь будет идти в основном о календаре во втором смысле слова.

В древние времена не было ни газет, ни радио, не было и ни отрывных, ни перекидных календарей. Большинство людей не знало какой идет год, какой наступил месяц. Об этом знали только ученые жрецы и высокопоставленные чиновники. Они не передавали своих знаний по ведению счета времени народу, а наоборот, держали их в строгой тайне. Ведение счета времени создавало жрецам и чиновникам особые привилегии. Однако жрецы и чиновники так или иначе должны были оповещать народ о наступлении нового месяца и нового года. Это нужно было для того, чтобы народ своевременно платил налоги, отрабатывал обязательные повинности.

Первый день месяца у римлян носил название «календы», так как он специально объявлялся («калео» — «выкликание»). От слова «календы» образовалось слово «календарь».

Основными понятиями в календаре являются понятия о сутках, месяце и годе. Вся система счета времени строится на них. С развитием человеческого общества уточнялись эти понятия.

Древние люди понимали сутки как сумму одного дня и одной ночи, год — как промежуток времени от одного разлива большой реки до следующего разлива, от урожая до следующего урожая, от периода дождей до следующего периода дождей и т. п. Современ-

ные народы определяют сутки, месяц и год по движению Земли и Луны. За сутки Земля совершает один оборот вокруг своей оси, за год — один оборот вокруг Солнца. Месяц (лунный) есть промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, например, от новолуния до следующего новолуния. Астрономические определения суток, месяца и года приведены в диссертации.

Сутки различают звездные, истинные солнечные и средние солнечные. Существуют аналогичные разновидности и месяцев и годов. Здесь речь будет идти в основном о средних солнечных сутках, лунном месяце и тропическом годе. На их основе устанавливаются гражданские сутки, календарные месяцы и годы.

Нелегко было установить, сколько времени продолжаются сутки, месяц и год. Решение этого вопроса заняло несколько тысячелетий.

Для того, чтобы можно было вести счет времени должна существовать определенная единица измерения времени. В качестве единицы времени можно принять либо сутки, либо месяц, либо год. Но наиболее целесообразно принять меньшее из них — сутки. Так и приняли. Сутки практически постоянны, понятны всем, никто не в состоянии их изменять произвольно. Но тут возникает очень трудная задача.

Сутки, месяц и год—величины несоизмеримые друг с другом. В месяце и году сутки не содержатся целое число раз, более того, нет вообще никакой меньшей меры, чем сутки, которая содержалась бы целое число раз во всех трех величнах. Приближенные значения тропического года, т. е. промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия и лунного месяца, выраженные в средних солнечных сутках следующие:

год равен 365,2421999376 суток или 365 суток 5 часов 48 минут 46,045 секунды,

месяц равен 29,5305882 суток или 29 суток 12 часов 44 минуты 2,82 секунды.

Если за единицу времени принять месяц или год, то будет еще хуже.

Из этого вытекает невозможность абсолютно точного календаря, который совершенно точно согласовался бы с движениями Луны и Земли. Поэтому искусственно подбирают комбинации счета целых суток в каждом из периодов, чтобы держать календарный счет более или менее близким к чередованию тропического года. Отсюда и возникли различные календари (солнечные, лунные и лунно-солнечные), у различных народов и в разные времена, отсюда и попытки исправлений и усовершенствований календарей.

Население пользуется годом в 365 или 366 дней, месяцем в 28, 29,30,31 день (в некоторых странах другие числа дней). Такие годы и месяцы называются гражданскими или календарными. Они устанавливаются астрономами на основании приведенных выше тропического года и лунного месяца, содержащих дробные доли. Начало

тропического года — 22 марта, календарного—1-е января (в некоторых странах иначе). Начало лунного месяца — новолуние, календарного— 1-е число каждого календарного месяца. Начало суток — полдень, т. е. 12 часов дня, начало гражданских суток у разных народов по-разному: у одних с восхода солнца, у других с захода солнца, у третьих в полночь. В СССР начало гражданских суток — полночь, поэтому новый год встречают в 0, т. е. 12 часов ночи.

На разных меридианах Земли в один и тот же момент часы показывают разное время. Ввиду этого говорят о местном, поясном, мировом времени. Меридиан, имеющий долготу 180 градусов от Гринвича называется линией изменения даты. В Советском Союзе в 1930 году введено декретное время.

Выше было сказано, что год и месяц практически постоянны и указывались их приближенные значения. Указывались приближенно потому, что точных значений их вообще не существует, так как они изменяются. Тропический год за одно столетие уменьшается на 0,53 секунды. Сутки тоже изменяются: они ежедневно увеличиваются на 0,00043 секунды. В последние годы астрономы пришли к международному соглашению считать продолжительностью года продолжительность не всякого тропического года, а лишь 1900-го тропического. Секунда раньше определялась как 1 :86400 часть средних солнечных суток. На XI Генеральной Конференции мер и весов, проходившей в Париже, приняты новые определения метра и секунды. В постановлении ее от 14 октября 1960 года новое определение секунды сформулировано так:

«Секунда есть 1:31556925, 9747 часть 1900-го тропического года». По этому определению секунда связывается теперь с годом, а не с сутками как раньше.

Обстоятельства, изложенные здесь заметных изменений в календарь не вносят. В календаре пока остается как и раньше: в сутках 24 часа, в часу 60 минут, в минуте 60 секунд, в секунде 60 терций, в терции 60 кварт. Но фактическая их продолжительность будет уточнена.

У календаря имеется замечательный помощник — часы. Часы — хранители счета времени. Без них не может быть сколько-нибудь удовлетворительного календаря, невозможна организация производства, поддержания нормального распорядка трудовой жизни страны.

В диссертации приведены краткая история часов, сведения об их типах, об их распространении в России и Казахстане до Октябрьской революции, об успехах часовой промышленности в СССР.

Начало счета годов называется эрой. В разные времена и в разных странах существовали различные эры. Их известно более 200. Без эры не может быть ни одной календарной системы.

Эра имеет чисто условное значение и ею может служить какое-угодно действительное или мифическое событие. Важно не само событие, от которого начинается счет, а важна закономерность, при-

нятая в системе счета годов (порядок и продолжительность годов, месяцев, суток и т. д.).

Наиболее древней исторической эрой является эра вавилонского царя Набонассара — 27 февраля 747 года до н. э. Мусульманская эра «Хиджра»— 16 июля 622 года, исчисляется со времени бегства Мухаммеда из Мекки в Медину. 1 января 1 года — наша или христианская эра, предполагаемая дата рождения Христа. Сейчас твердо установлено, что никакого Христа не было. Предложена была римским монахом Дионисием Малым (497—540), скифом по происхождению, т. е. выходцем из южной России, в 532 году. Эта эра впервые начала применяться в середине VIII века. В определении многих эр и составлении научной хронологии оказали большую услугу труды греческого ученого Клавдия Птолемея и узбекского ученого Абурейхана Бируни. В диссертации приводятся эры, имевшие большое распространение.

Наш современный календарь ведет свое начало от древних римлян. Календарь у них в своем первоначальном виде был очень путаный и давал простор для произвола жрецов и чиновников. Сначала год состоял из 10 месяцев и содержал 304 дня. Затем год увеличили до 355 дней, добавив 2 месяца. По воле жрецов иногда устанавливались годы в 377 и 378 дней. Это дало Вольтеру основание заметить, что римские генералы повсюду и всегда побеждали, но никогда не знали, когда они побеждали. Чтобы положить конец этой путанице надо было заменить календарь.

В 46 году до н. э. верховную власть в Риме взял полководец Юлий Цезарь. Он получил также звание понтифекса максимуса — верховного жреца и стал повелителем римского календаря.

Для упрочения своей власти Цезарь решил прежде всего прекратить безобразие, царившее в счете дней. С этой целью он, с помощью александрийского астронома Созигена, провел реформу календаря. Новый календарь получил название юлианского календаря, в честь Юлия Цезаря.

В юлианском календаре длина года была принята за 365 суток с четвертью. В основу его положен четырехлетний цикл, в котором три года по 365 дней и один год в 366 дней. Годы в 365 дней называются простыми, в 366 дней — високосными. Високосными считаются четвертые годы цикла.

Год был разделен на 12 месяцев, за которыми были сохранены их старые названия: мартиус, априлис, майус, юниус, квинтилис, секстилис, септембер, октобер, новембер, децембер, януариус, фебруариус. Месяц мерцедоний был вовсе исключен из календаря. За первый месяц года был принят януариус. Было упорядочено также число дней в месяцах: нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные— по 30 дней. Только фебруариус простого года содержал 29 дней.

Сенат переименовал месяц квинтилис в июль, в честь Юлия Цезаря.

В начале нашей эры тот же сенат принял решение переимено-

вать месяц секстилис в август — в честь императора Августа. В секстилисе было 30 дней. Сенат считал неудобным, чтобы в месяце Августа было меньше дней, чем в месяце Цезаря. Тогда отняли от фебруариуса один день и добавили его к секстилису — августу. Так фебруариус остался с 28 днями в простых годах и 29 днями — в високосных.

Теперь получились три месяца подряд по 31 дню: июль (юлиус), август, септембер. Это опять не устраивало суеверных римлян. Поэтому один день септембера решили передать октоберу, один день новембера перенесли на децембер. Этим сенат разрушил правильное чередование длинных и коротких месяцев, созданное Созигеном.

Эти названия месяцев с небольшими изменениями сохранились в календаре европейских народов до наших дней (подробности в следующей главе).

Счет по юлианскому календарю начался с 1 января 45 года до нашей эры.

Длина года по юлианскому календарю на 11 минут 14 секунд больше действительной длины тропического года. Поэтому за каждые 128 лет весеннее равноденствие происходит на один день, а за 384 года на три дня, раньше, чем это следует по календарю. В начале это было незаметно. Но во второй половине XVI века стали понимать, что весеннее равноденствие начало наступать не 21 марта, как полагалось, а 11 марта. Это обстоятельство вызвало тревогу у служителей церкви, так как весенний праздник пасхи, связанный по времени с весенним равноденствием, отодвигался к лету (удалялся от дня весеннего равноденствия в сторону дня летнего солнцестояния) и этим нарушалось постановление Никейского собора от 325 года «на вечные времена» считать весеннее равноденствие 21 марта.

Для исправления календаря римский папа Григорий XIII созвал в 1582 году особую комиссию из священников и астрономов. Комиссия приняла проекты реформы, разработанной итальянским врачом и математиком Алоизием Лилием (1920—1576). 1 марта 1582 года Григорий XIII издал декрет, по которому счет дней был передвинут на 10 дней вперед и день после четверга 4 октября 1582 года предписывалось считать пятницей, но не 5-м, а 15 октября. Чтобы в будущем ошибка снова не накапливалась, было принято решение в каждые 400 лет выбрасывать из счета 3 дня. Для этого предлагалось: впредь годы столетий считать високосными лишь тогда, когда их номер без двух последних нулей (число столетий) делится на 4. Таким образом 1700, 1800, 1900 годы нашей эры, считавшиеся високосными по юлианскому календарю, стали простыми годами. Високосными стали теперь лишь 1600, 2000, 2400 и т. д. годы.

Этот календарь, созданный Лилием, незаслуженно назвали григорианским или новым стилем (юлианский календарь назвали старым стилем). Он в том же 1582 году был принят в Италии, Франции, Испании, Португалии, а затем и в других странах.

Современный календарный год по новому стилю также неточен, он короче тропического на 26 секунд. Из этих 26 секунд образуются

одни сутки за 3280 лет. Для практических целей такая точность достаточна.

В России григорианский календарь был введен после Октябрьской революции. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 января (6 февраля) 1918 года, подписанным В. И. Лениным и семью членами Правительства, был введен новый стиль. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Поэтому декретом Совнаркома РСФСР предписывалось в 1918 году после 31 января считать не 1 февраля, а 14 февраля.

Глава III. Календари древних народов.

В стабильном учебнике астрономии для X класса изложены основы солнечного календаря. Знание только этого материала для учителя совершенно недостаточно. Исходя из европейского солнечного календаря невозможно понять, почему глава Советского правительства Н. С. Хрущев поздравляет с новым годом короля Афганистана в марте, императора Эфиопии в августе, премьер-министра Ирака в июне и т. д. Солнечный календарь не является единственным календарем в мире. Во всех арабских и некоторых других странах применяется лунный календарь. Существует еще и лунно-солнечный календарь (например, в Израиле). У учителя должны быть определенные представления и об этих календарях. Современный солнечный календарь унаследован европейскими народами от римлян, которые составляли его используя лучшие черты календарей других древних народов.

Знание элементов календарей других народов укрепляет дружественные отношения между народами, способствует взаимопониманию. В Советском Союзе часто бывают иностранные делегации, они посещают заводы, колхозы, школы. Много советских специалистов работает за рубежом. Не исключена возможность, что некоторым из нынешних школьников придется работать через несколько лет в одной из стран Азии, Африки, Латинской Америки. Поэтому желательно, чтобы учителя обращали внимание и на календари, отличные от европейского.

На занятиях астрономических кружков в школе можно заслушивать доклады о древних календарях, на основе которых возникли современные. При этом следует подчеркнуть, что календарь прошел большой исторический путь развития от первобытного природного до современного григорианского, возник в результате практики человека. Основные сведения по этому вопросу (для учителей) приведены ниже.

Потребность в счете времени возникла еще на заре истории человечества. Эта потребность привела к созданию календаря. Первые его зародыши появились у людей на ступени варварства с развитием земледелия и скотоводства и далее усовершенствовались с усложнением всей общественной жизни.

Древние люди понимали, что после дня наступает ночь, что меняются фазы Луны. Но большой пользы от этого не было. Надо было знать, когда наступит тот или иной сезон, например созревание плодов, массовый ход рыбы, возвращение перелетных птиц ит. д. Наблюдение за такими периодическими явлениями природы, совершающимися на земле, привело людей к понятию года, которое имеет исключительно большое значение.

Конечно, год у древних был весьма грубый. У одних племен он составлял около 300, у других 360, у третьих около 400 дней. Продолжительность года определялась не астрономически, а по смене времени года, по разливам больших рек, по чередованию постоянно дующих ветров и т. д.

У многих народов год считался «зимами», «летами», («5 лет» на русском языке, «5 жаста» на казахском — «лето прошло 5 раз»). Начало года каждый народ определял по-своему, в соответствии с условиями его жизни. Со временем год стали делить на части: на 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 18. В основе позднейших календарных месяцев лежали эти части.

Так возникли природные календари. Их особенности (на материале календарей ительменов, ацтеков, негров центральной Африки, самоа и др.) изложены в диссертации.

Природные календари были у всех древних народов и в свое время сыграли важную роль. Однако их неточность часто приводила к большим бедствиям. Поэтому люди отказались от календарей, связанных с земными явлениями и стали искать ключи точного календаря в движениях небесных светил. И в конце-концов нашли. Стали вести счет времени по Солнцу, Луне, Плеядам, Ориону, Большой Медведице и др. светилам. Первые астрономические календари возникли в странах древнего Востока — в Египте, Вавилоне, Китае и Индии.

Древнеегипетский календарь является прообразом всех солнечных календарей. Он был создан еще в IV тысячелетии до нашей эры. Египетские жрецы заметили, что начало разлива Нила (которое считалось также и началом года) совпадает с первым восходом звезды Сотис (Сириус), после периода ее невидимости. В результате длительных наблюдений за восходом и заходом Сотиса жрецы установили, что от одного первого восхода до следующего такого же проходит около 365 дней. Отсюда сделали вывод, что год содержит 365 дней. Его разделили на 3 сезона (наводнение, зима и посев, жатва), в каждом из которых считали по 4 месяца по 30 дней. Египетский год, или сотический год, как его иногда называют, содержал 12 месяцев по 30 дней и еще 5 дополнительных дней. Месяцы носили следующие названия: тот, фаофи, атир (хатор), хойак (кайхак, шувак), тиби (туба); мехир (эмшир), фаменот (бармахат), фармути (бармуза), пахон (башнас), пайни (буна), эпифи (абиб), месоре (мусри, абика). 5 дополнительных дней, которые греки называли «эпогоменай», т. е. «маленький месяц», не относились ни к какому месяцу, посвящались религиозным праздникам.

Жизнь египтян зависела от Нила. Его разливы орошали и удобряли наносами ила поля египтян, создавая благополучие страны. Вычислять периоды разлива Нила могли только жрецы. Поэтому календарь и следовательно, вся хозяйственная жизнь египтян находились в их руках. Таким образом, «необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия» (К. Маркс. Капитал, том I, 1951, стр. 517).

Сотический год был короче истинного солнечного почти на четверть суток. Следовательно, египетский календарь забегал вперед по сравнению с солнечным на одни сутки в 4 года, на двое суток в 8 лет, на один год в 1460 лет. Значит, 1460 лет солнечного календаря равно 1461 году древнеегипетского календаря. Поэтому 1-е тота — начало сотического года — все дальше уходило от начала разлива Нила, сперва оно приходилось на осенние месяцы, затем на зимние, возвращаясь на первоначальное место лишь через 1460 лет. Период в 1461 год получил название «Великого года» или периода Сотиса.

В III веке до н. э. была предпринята попытка устранить расхождение между солнечным и сотическим календарями. Царем Птолемеем III Эвергетом 7 марта 238 года до н. э. был издан указ считать каждые 3 года из 4 по 365 дней, а третий — 366 дней (первый, второй и четвертый годы по 365, а третий — 366 дней). Этот указ, впоследствии получивший название «Канопского декрета», из-за упорного сопротивления жрецов не прошел в жизнь, остался на каменной плите, найденной в 1867 году среди развалин древнего храма в городе Канопе, в дельте Нила.

Реформа Эвергета была лишь в 26 году до н. э. проведена в Александрии римским императором Августом. 1-е тота по «александрийскому» календарю с тех пор ежегодно приходится на 29 августа (в годах, предшествующих високосным годам юлианского календаря на 30 августа). Этот календарь до сих пор сохранился у эфиопских и египетских христиан (коптов).

Древневавилонский календарь является прообразом всех лунных и лунно-солнечных календарей. Он возник в начале III тысячелетия до нашей эры. До этого у вавилонян существовал природный календарь, связанный с разливами Тигра и Евфрата (разливы этих рек начинаются в марте, примерно в дни весеннего равноденствия, а Нила — в конце июня, в дни летнего солнцестояния).

Вавилонский год состоял в основном из 12 месяцев. Число 12 выбрано потому, что от одного разлива рек до следующего проходит полных 12 лунных месяцев и число 12 является пятой частью 60, служившего у вавилонян основой системы счисления. Начала месяцев определялись непосредственным наблюдением первого появления лунного серпа. Эти наблюдения производились на семиэтажных башнях, названных зиккуратами. «Рождение» месяца объявлялось жрецами как великое событие. Жрецы установили, что промежуток времени от одного новолуния до следующего равен 29,5 суток. По-

этому они считали в месяцах поочередно 29 и 30 суток. При таком счете год состоит из 354 суток. Месяцы назывались так: нисану, аяру, сивану, таммузу (дуузу), абу, улулу, тишриту, варахсамну (арахшамна), кисливу, тебету, шабату, аддару. Этот календарь вавилонян — чисто лунный.

Так как определяемый таким образом год короче истинного солнечного почти на 11,25 суток, его начало будет наступать ежегодно на столько же раньше предыдущего. Если 1-е нисану приходилось на 22 марта, то в следующем году оно будет уже 11 марта, в третьем году — 28 февраля и т. д. Это расхождение устранялось вставлением 13-го добавочного месяца по приказу царя. Так в одном из приказов царя Хаммураби (около 2000 лет до н. э.) говорилось: «Так как год имеет отклонение, то пусть месяц, который ныне начинается, будет записан, как второй улулу. Вместо того, чтобы подать попадала в Вавилон 25 тишриту, пусть поступит она на 25 второго улулу».

Добавочные месяцы вставлялись по усмотрению царей без определенных правил. Они не решали основных задач календаря. Поэтому в VI веке до н. э. вавилонские астрономы установили восьмилетний круг, в котором каждый второй, пятый и седьмой годы имели тринадцатые месяцы. Такие годы состояли из 384 дней. 8 солнечных лет по 365,25 суток составляют 2922 суток, а общая сумма суток за 8 лет вавилонских составляет также 354-5+384-3 = 2922 суток. При таком счете годов 1-е нисану будет «прыгать» вокруг да около дня весеннего равноденствия и почти совпадет с ним в начале следующей восьмилетки.

Восьмилетний круг также неточен. В действительности лунный месяц равен не 29,5 суток, а 29,53 суток. Разница невелика, но из трех сотых за 3 года образуется 1 день, за 90 лет — целый месяц. Установив это, с 380 года до н. э. вавилоняне перешли к девятнадцатилетнему кругу, в котором третий, пятый, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, шестнадцатый и девятнадцатый годы имеют по 13 месяцев. 19 солнечных лет по 365,25 суток составляют 6939,75 или приблизительно 6940 суток. То же число суток (точнее 6939,65) содержит 235 лунных месяцев по 29,53 суток. А 19 лет по 12 лунных месяцев дают только 228 месяцев, т. е. на 7 месяцев меньше, чем в действительности. Поэтому эти месяцы добавлялись перечисленным выше семи годам. Этот календарь вавилонян является лунно-солнечным, в нем учитываются движения как Луны, так и Солнца.

Семидневная неделя возникла в Вавилоне, ее происхождение связано с движением Луны: четверть лунного месяца составляет приблизительно 7 дней. Дни недели были названы именами вавилонских богов — светил: воскресенье — день Шамаша, т. е. Солнца, понедельник — день Сина, т.е. Луны, вторник — день Нергаля (Залбатану), т. е. Марса, среда—день Нэбо (Биббу), т. е. Меркурия, четверг — день Мардука (Мулу баббару), т. е. Юпитера, пятница—день Иштар (Дильбату), т. е. Венеры, суббота — день Ниниба (Кайману), т. е. Сатурна. Большинство вавилонских названий

дней недели в переводах сохранилось на многих языках мира до сих пор (в диссертации названия дней недели приведены на 20 языках).

Вавилоняне достигли больших успехов в математике и астрономии. Они изучили движение Солнца и Луны, звезд и планет, наблюдали и записывали даты солнечных и лунных затмений. Астрономические знания, накопленные ими, а также календарь их перешли к другим народам древнего мира.

Вавилонская система лунно-солнечного календаря с кругом в 19 лет с незначительными изменениями лежала и в основе древнееврейского летосчисления1. Распределение годов с 13 месяцами з круге осуществлялось в нем по одному из трех следующих вариантов:

первый вариант.....2, 5, 7, 10, 13, 16, 18 годы,

второй вариант.....1, 4, 6, 9, 12, 15, 17 годы,

третий вариант.....3, 5, 8, 11, 14, 16, 19 годы.

Наибольшее распространение имел третий вариант, совпадающий с вавилонским правилом распределения тринадцатимесячных годов, но были и секты, пользовавшиеся одним из двух первых вариантов. Годы с 13 месяцами назывались эмболисмическими.

У древних евреев основных месяцев в году было 12, имевших поочередно 30 и 29 дней. Они носили следующие названия: нисан, ияр, сиван, таммуз, аб, элул, тишри, мархешван, кислее, тебет, шефат, аддар. Началом года был нисан — весенний месяц в 30 дней. В последние столетия перед нашей эрой начало еврейского года было перенесено на осень и первым месяцем стал тишри, а аддар стал шестым.

Добавочный месяц в эмболисмических годах вставлялся после аддара и назывался веаддар, т. е. второй аддар.

Вавилонские годы, как сказано выше, состояли либо из 354, либо из 384 дней. В древнееврейском календаре год мог содержать 353, 354, 355, 383, 384 и 385 дней. Дело здесь в том, что по религиозным догмам евреев начало года не должно падать на воскресенье, среду и пятницу (Солнце, Меркурий и Венера, соответствующие этим дням находятся «ниже Земли»). Поэтому начало года передвигалось вперед или назад, если оно приходилось на один из этих трех дней. Годы в 353 и 383 дня назывались «хасарин», т. е. «недостаточными», годы в 354 и 384 дня назывались «кесидран», т. е. «средними», годы в 355 и 385 дней назывались «шаламим», т. е. «цельными». В годы хасарин месяцы мархешван и кислев имеют по 29 дней. В годы кесидран мархешван имеет 29, а кислев — 30 дней. В годы шаламим оба этих месяца имеют по 30 дней. Начало года определялось по так называемым «правилам дехиотов». Древнееврейский календарь сохранился в Израиле до сих пор.

1 См. Абурейхан Бируни. Избранные произведения, том I, Ташкент, 1957, стр. 160—190.

Далее в диссертации излагаются основы календарей сирийцев, китайцев, индийцев, персов, римлян, греков, арабов, согдийцев, хорезмийцев, славян и календарь Французской революции.

Отсюда мы видим, что календарь создавался в течение тысячелетий. Он прошел большой исторический путь, уточняясь и усовершенствуясь все время. В его улучшении принимали участие все культурные народы. Развитие календаря было обусловлено развитием производительных сил общества. Календарь обязан своим происхождением трудовой практике человека, его успехам в трудной борьбе с природой.

После ознакомления с историей календаря у учащихся казахских школ, да и не только у учащихся, естественно возникнет вопрос: а каков же был календарь казахов до Великой Октябрьской революции? Оставлять без ответа такой вопрос нельзя. Основы староказахского календаря изложены в следующих двух главах диссертации.

Глава IV. Староказахский календарь.

Изучение истории календаря имеет не только педагогическое, но и общенаучное и культурное значение. Знание истории календаря способствует лучшему пониманию истории народов, истории науки и культуры.

К сожалению, в литературе по истории календаря имеется существенный пробел. Нашими учеными написан ряд работ, посвященных календарям Египта, Вавилона, Рима и других стран древнего Востока. Но история календарей большинства народов СССР остается все еще неразработанной, она находится вне поля зрения исследователей. В результате этого мы хорошо знаем, например, древневавилонский календарь, а о календаре своих предков представления не имеем. Это странное положение уже стало обращать на себя внимание ученых и педагогов. В последние годы вышли книги И. Я. Депмана1, Я. И. Шура2, М. П. Ивановского3 и др., где излагается календарь древних славян. Опубликованных работ по истории календарей народов Прибалтики, Кавказа, Средней Азии и др. мы не встречали.

По истории казахского календаря крупных исследований не было и нет до сих пор. Начиная с середины прошлого века стали появляться отдельные труды историков, лингвистов и путешественников, содержащие некоторые сведения о календаре казахов. Среди них наибольший интерес представляет статья Б. А. Куфтина «Календарь и первобытная астрономия киргиз-казацкого народа», опубликованная в № 3—4 «Этнографического собрания» в 1916 году.

1 И. Я. Депман. История арифметики. Москва, 1959.

2 Я. И. Шур. Когда? Детгиз, 1958.

3 М. П. Ивановский. Вчера, сегодня, завтра. Детгиз, 1958.

Имеющиеся работы по староказахскому календарю содержат ряд недостатков. Большая часть из них написана без серьезного изучения соответствующего материала, по рассказам местных малограмотных чиновников. Календарь в них зачастую рассматривается в отрыве от астрономии и хозяйственной жизни народа. Поэтому они не дают полного представления о календаре казахов до Октябрьской революции.

Первая попытка научного изучения и систематизации староказахского календаря была предпринята нами. С этой целью мы ознакомились с существующей литературой по этому вопросу, изучали отдельные исторические документы с указанными датами, собирали материалы в различных районах республики. При исследовании основных понятий староказахского календаря мы пользовались данными астрономии, истории, этнографии, языкознания и др. наук. Результатом этой работы является книжка «Староказахский календарь», вышедшая в свет в 1960 году на казахском языке.

Сведения о календарном годе казахов, имеющиеся в литературе противоречивы. По одним из них он содержит 13 месяцев, по другим — 12. Так Б. А. Куфтин перечислял следующие 13 названий казахских месяцев:

1) шильде, 2) сарша-тамыз, 3) караша,

4) кркуйек, 5) казан, 6) желтоксан,

7) еки агаинды, 8) кантар, 9) акпан,

10) ала сапран или науруз, 11) кукек, 12) мамыр,

13) маусым или отамалы.

Автор считал, что в месяце шильде 40 дней, а в остальных по 27—28 дней. Тогда год будет иметь 370 дней.

А. Н. Седельников писал1, что казахские месяцы содержат по 28 дней и делятся на 4 недели, а 12 месяцев образуют год. В таком случае год должен содержать 336 дней и составлять ) 1 обычных месяцев.

По Ч. Ч. Валиханову, В. В. Радлову и др. календарный год у казахов делился на 12 месяцев по 30 дней и равнялся 360 дням. Казахские месяцы по Ч. Ч. Валиханову следующие:

1) отамалы (март), 7) казан (сентябрь),

2) саратан (апрель), 8) караша (октябрь),

3) кукек (май), 9) токсан (ноябрь),

4) шильде (июнь), 10) кантар (декабрь),

5) сарша-тамыз (июль), 11) акпан (январь),

6) кркуйек (август), 12) науруз (февраль).

1 См. статью А. Н. Седельникова в книге: «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», СПБ, 1903.

В трудах академика В. В. Радлова казахские месяцы расположены так:

1) отамалы (май), 7) желтоксан (ноябрь),

2) шильде (июнь), 8) кантар (декабрь),

3) сарша-тамыз (июль), 9) акпан (январь),

4) караша-каус (август), 10) науруз (февраль),

5) казан (сентябрь), 11) кукек (март),

6) мизан или кркуйек 12) мамыр (апрель), (октябрь),

Известно еще 10 списков такого рода.

Расхождения в них имеются не только относительно числа месяцев в году, но и относительно самих месяцев и начала года. Например, начальный месяц года по Куфтину шильде (июль), а по Валиханову и Радлову — отамалы, но первый считает его за март, второй — за май. Если выписать названия различных месяцев староказахского календаря, указанных прежними авторами, то их число доходит до 40.

В упомянутой выше работе нам удалось выяснить основные причины такой путаницы. Оказалось, что казахи в прежние времена вели счет месяцев не по одной общей для всего Казахстана системе, а по различным, в силу тогдашних исторических условий. Это и закономерно, на громадной территории с различными природными и хозяйственными зонами, при отсутствии внутренних связей между отдельными областями (тогда не было у казахов централизованной государственности) не мог существовать календарь, единый для всего Казахстана.

В результате общения народов в казахский календарь перешли некоторые понятия и термины из календарей других народов, в частности народов Средней Азии, китайцев, индийцев, вавилонян, персов и арабов.

Среди казахов имелись определенные лица, занимавшиеся наблюдениями небесных светил, ведением счета времени. Такие лица у древних тюрков назывались «джулдузшы» («звездочёты»), позднее у казахов — «есепчи» («лицо, занимающееся счетом времени и ведающее календарем»). Кроме того, имелись жрецы — астрологи, которые назывались абызами. Казахи имели серьезные знания по практической астрономии, постоянно наблюдали небо, по звездам определяли времена года и по рекомендациям есепчи организовывали свое хозяйство, которое в основном было скотоводческим и кочевым. Казахам известны многие звезды, они носят чисто казахские названия. Из южного Казахстана вышел один из великих ученых-энциклопедистов средневековья Мухаммед сын Абунасыра Фараби (870—950), среди многочисленных трудов которого имеются и труды по астрономии.

Здесь вкратце остановимся на системах месяцев в староказахском календаре.

Зодиакальные месяцы. Зодиакальные созвездия на русском языке носят следующие названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В пределах каждого из них Солнце при своем годичном движении пребывает приблизительно по одному месяцу. Созвездие, в котором находится Солнце, становится невидимым, оно «исчезает» с неба. Поэтому наблюдатель, знающий очертания 12 зодиакальных созвездий может сказать, где находится Солнце. Через месяц Солнце переходит в соседнее созвездие, а предыдущее становится видимым. Этот факт был использован казахами в календаре для ведения счета месяцев в году (такой календарь в древности имели и некоторые другие народы).

12 созвездий зодиака на арабском языке назывались так: аль-Хамаль или аль-Кабиш, ас-Саур, аль-Джауза или ат-Тауаман, ас-Саратан, аль-Асед, аль-Азра или ас-Сунбля, аль-Мизан, аль-Акраб. аль-Каус или ар-Рами, аль-Джади, ад-Дэльв, аль-Худ или ас-Самака. Казахские есепчи их переделали на казахский лад и получили следующие названия:

хамал, саур, зауза, саратан, асет, азра (сумбле), мизан, акраб, каус, джеди, дэлу, хут.

Впоследствии есепчи стали называть так не только зодиакальные созвездия, но и месяцы, соответствующие этим созвездиям. Так получились месяцы хамал — с 6 марта по 5 апреля, саур — с 6 апреля по 5 мая (по старому стилю, для XV—XVI веков) и т. д. Точные количества дней в месяцах (30 или 31) объявлялись есепчами, которые устанавливали продолжительность года (365 или 366 дней). Месяцы, соответствующие знакам зодиака назывались джулдузами, что буквально означает «звезды», но понимали под этим «месяцы, определяемые по созвездиям зодиака».

Из этих месяцев-ждулудзов саратан и мизан попали в списки Валиханова и Радлова.

В литературе нет указаний относительно того, с какого времени употребляется такая система месяцев. На основании косвенных сведений мы предполагаем, что такой календарь у казахов существовал начиная с XV—XVI веков.

Тогусы. Месяцы, исчисляемые по покрытиям Плеяд Луною, назывались месяцами тогусов («тогус»—«покрытие», «слияние» или «соединение»). Продолжительность месяцев тогусов равна 27 дням 7 часам 43 минутам 12 секундам или 27,32 суток. Месяц после покрытия в первую ночь после новолуния назывался месяцем одного тогуса, в третью ночь после новолуния — месяцем трех тогусов, в пятую ночь после новолуния — месяцем пяти тогусов и т. д. Округляя дробное число дней в тогусах, есепчи считали в них по 28 дней. Тогда год окажется приблизительно равным 13 тогусам: 28 дней -13 = 364 дня.

Теперь 28-дневные месяцы староказахского календаря, указанные А. Н. Седельниковым, становятся ясными. Отсюда получается

и 13 месяцев Б. А. Куфтина. Но названия месяцев, приведенных там ошибочные.

Видимое покрытие Плеяд Луною в году бывает не 13, а лишь 11 раз, так как созвездие Плеяды летом, около 40 дней, находится под горизонтом.

Месяц одного тогуса наступает в начале лета, он продолжается приблизительно с 14 мая по 9 июня, месяц трех тогусов — с 17 апреля по 13 мая, месяц пяти тогусов — с 20 марта по 16 апреля и т. д. Покрытие Плеяд Луною астрономически не всегда совершается по нечетным числам месяцев. Но по исторической традиции и в результате округления дробных долей суток есепчи приводили их к нечетным числам. Так получались месяцы одного, трех, пяти, семи и т. д. тогусов нечетных чисел до 25, но не было месяцев двух, четырех и т. д. тогусов (покрытия, соответствующие 23 и 25 тогусам невидны).

Началом года считался месяц одного тогуса, а концом — трех тогусов. В месяце одного тогуса прилетают все перелетные птицы. Прилет птиц служил простейшим признаком наступления нового года по тогусам. Этим и объясняется, что у В. В. Радлова казахский год начинался с мая (отамалы по Радлову).

Такой счет месяцев существовал у древних индийцев и доисламских арабов1. Индийцы разделили видимый путь Луны на небе на 27 частей, которые называли «джафрами» — «остановками Луны». Первой остановкой были Плеяды. Арабы разделили этот путь на 28 «остановок», первой из которых была звезда аш-Шаратан. Индийцы пользовались «остановками» при счете времени, а у арабов они имели только астрологическое значение, причем главная роль принадлежала не Плеядам, а аш-Шаратану.

Счет тогусов существовал и у древних тюрков. Им пользовались многие тюркоязычные народы. Г. Н. Потанин2 указывал, что у алтайцев, тувинцев и хакасов тогусы считают по Плеядам. У киргизов старые названия месяцев совпадают с названиями казахских тогусов. Трудно сказать, самостоятельно ли пришли к системе тогусов казахи и другие тюркоязычные народы или она заимствована из Индии.

Заметим здесь, что «маусым» — слово индийского происхождения. У индийцев «маусун» — Близнецы зодиака, соответствует знаку Зауза.

Гражданские месяцы. Большинство населения пользовалось гражданскими месяцами по 30 дней. Они носили следующие названия: науруз, кукек, мамыр, отамалы, шильде, сарша, кркуйек, казан, караша, токсан, кантар, акпан. В конце года вне месяцев вставлялись 5 дополнительных (в високосном году 6) дней, которые назывались «бес кунак», т. е. «пять гостей». Началом такого года счи-

1 Абурейхан Бируни. Избранные произведения, том I, Ташкент, 1957,. стр. 384—410.

2 Никифоров Н. Я. Аносский сборник, под ред. Г. Н. Потанина, Омск, 1915.

тался науруз (с 9 марта по7 апреля по старому стилю). Вот почему по Ч. Ч. Валиханову год начинался с марта.

«Науруз»— древнеперсидское слово, «ноу»—«новый», «руз»— «день», что означает первый день нового года. Оно перешло к тюркоязычным народам, в частности к казахам через Хорезм и Согду. У древних персов науруз, т. е. новый год наступал ежегодно в день весеннего равноденствия. Подчеркнем, что у персов науруз — день, первый день месяца1 фервердина, а у казахов — первый день года и месяц в 30 дней. Науруз до 1926 года отмечался казахами как новогодний праздник.

Месяц науруз существовал и в календарях некоторых других народов. У согдийцев он назывался наусарз, у хорезмийцев — наусарджи, у армян — навасарди.

Название месяца шильде также происходит от древнеперсидского слова «чилля», что первоначально означало у персов «время жары, продолжающейся 40 дней». Названия остальных 10 месяцев такого года чисто казахские, они взяты из хозяйственной жизни. В диссертации приводятся подробные толкования названий всех месяцев и их природно-хозяйственные характеристики.

Такой календарь возник на основе первоначального природного, связанного лишь с явлениями природы и хозяйством кочевников.

Заметим, что в своей астрономической части этот календарь в основном соответствовал среднеперсидскому календарю, составленному великим таджикским поэтом и ученым Омаром Хайямом.

Еще неизвестно, начиная с какого времени употреблялась такая система месяцев. При внимательном изучении обнаруживается ее древний характер. Месяц сарша называется «сарша-тамыз», что указано многими исследователями. Нам удалось установить, что «тамыз» нечто иное, как вавилонский месяц «таммуз» («таммузу», «таммузи»), названный так в честь вавилонского бога Таммузи. Древнейшей формой «таммузи» является древнешумерийское «дуози». «Сарша» по казахски означает месяц, когда растительный мир желтеет, он совпадает со славянским месяцем «жовтень». Саршу так понимают не только казахи, но и другие тюркоязычные народы. Так, например, у барабинцев он назывался «саргак ай» («желтый месяц»), а у чулымцев, шорцев и хакасов — «оргак ай» («месяц жатвы»), у алтайцев — «куран сыбыржып» («трава высыхает»). Смысл у всех один и тот же. Отамалы — месяц вырастания травы («от» здесь в смысле «зеленая трава»). У шорцев и хакасов он называется «от ай», у алтайцев и чулымских татар — «кук ай»— месяц зеленой травы. По смыслу «отамалы» совпадает со славянским месяцем «травень» или «мур». Мы считаем, что эта система месяцев существуеет не менее 2000 лет.

Другие системы месяцев. При определении сроков поста и религиозных праздников духовенство пользовалось арабскими месяцами лунного календаря. Следует отметить, что эти месяцы и год в 354 дня были известны лишь крупным муллам, рядовые граж-

дане их не знали. В хозяйственной жизни такой счет месяцев не применялся.

В трудах великих узбекских ученых Бируни и Улугбека встречаются указания1 о существовании у тюркоязычных народов месяцев, не имеющих специальные названия, перечисляемые в порядке наступления: первый месяц, второй месяц и т. д. Такими месяцами в свое время пользовались древние енисейские тюрки, что подтверждается их письменными документами. Они существовали и в календарях некоторых тюркоязычных народов Сибири и у уйгуров, живущих в Казахстане и Синьцзяно-уйгурском автономном районе КНР. В исторических документах казахов и в казахском фольклоре таких порядковых месяцев мы не обнаружили.

У Бируни Улугбека перечислены также 12 цикловых2 месяцев тюркоязычных племен: месяц мыши, месяц коровы, месяц барса и т. д. Такие же названия носили годы в двенадцатилетнем цикле и двойные часы в сутках. Существование цикловых месяцев в календаре у казахов пока еще не установлено. Они имели место в калмыцком календаре. Калмыцкие месяцы назывались так: хулгун cap (месяц мыши), ухэр cap (месяц коровы), бар cap (месяц барса) и т. д.

Семидневная неделя у казахов называлась «апта» или «джума». «Апта»—древнее слово, означает число семь, оно по санскриту — «саптан», по румынски — «шапта», по гречески — «хапта», по персидски— «хафта» и т. д. Слово «джума» — древнеперсидское, означает итог. Пятница также называется «джума» (у других тюркоязычных народов «джумга»).

Дни недели: семби (суббота), жексемби (воскресенье), дюйсемби (понедельник), сейсемби (вторник), сарсемби (среда), бейсемби (четверг), джума (пятница). Нами выяснено, что казахские названия дней недели являются переводами их вавилонских названий, заимствованными казахами и среднеазиатскими народами у персов. Это подтверждается корнем «семби» (на других тюркских языках «шамбе», «шамме»), соответствующим вавилонскому «шамме», «шамму». В последнее десятилетие дни недели на казахском языке стали писать в виде «сенби», «жексенби» и т. д. Мы считаем это неправильным и предлагаем писать их в правильной форме. В казахском (и во многих тюркских языках) дни недели в течение столетий правильно писались в форме «семби», «жексемби» и т. д.

До Великой Октябрьской социалистической революции печатных календарей на казахском языке не было. Начиная с последней четверти XIX века казахи пользовались печатными календарями, выходившими в Казани на татарском языке. Первый настольный «Крестьянский календарь 1923 года» на казахском языке вышел в 1922 году. Первый отравной календарь (1960 года) на казахском языке вышел в 1959 году. Подробные сведения об этих календарях,

1 См. Бируни, цитир. соч., а также Кары-Ниязов Т. Н., Астрономическая школа Улугбека, М.—Л., 1950.

2 О цикле будет сказано в следующей главе.

а также толкования основных понятий староказахского календаря (названий годов, месяцев, дней недели, загадок, пословиц и поговорок относительно календаря и т. д.) приведены в диссертации.

У казахов, как и у всех тюркоязычных народов, существовала интересная система счисления годов по циклам в 12 лет. Этому вопросу посвящена следующая глава диссертации.

Глава V. Двенадцатилетний животный цикл

В календарях большинства азиатских народов видное место занимал двенадцатилетний цикл летосчисления.1 Нумерация в этой системе счисления шла не при помощи порядковых числительных, а по названиям определенных животных, общее число которых 12. Эти животные следующие:

мышь, корова, барс, заяц, лу, змея,

лошадь, овца, мечин, курица, собака, свинья.

Животные в цикле следуют в указанном здесь порядке и каждому из них соответствует определенное место в цикле, т. е. один из номеров от 1 до 12. Поэтому такой цикл в востоковедческой литературе получил название животного или звериного.

По истечении 12 лет круг замыкается, после года свиньи появляется год не какого-нибудь нового животного, а наступает снова год мыши. Следовательно, год мыши есть не только год № 1, но и годы № 13, 25, 37, ... и т. д., а год коровы № 2, 14, 26, 38, ... и т. д., так могут продолжаться до бесконечности.

Двенадцатилетний животный цикл имел место в календарях стран от Тихого океана до Черного моря, от Индокитая до Сибири. Это показывает, что им в той или иной степени пользовалась половина человечества.

В календарях всех этих стран в основном встречаются только перечисленные животные и следуют они в одном и том же порядке: цикл начинается с года мыши и заканчивается годом свиньи. Исключение составляют циклы у телеут и алтайцев, в которых годы мечин и овцы переставлены. Этот факт приводит к мысли о единстве происхождения животного цикла.

В диссертации перечислены народы, которые пользовались животным циклом. Указано, что в Индии, Египте, Вавилоне, Риме, Греции, Западной Европе, у арабов, у славян его не было.

Непривыкшему с детства считать годы по циклу трудно запоминать порядок животных в цикле. Для облегчения этого диссертантом предложен стих на казахском языке из четырех строк, в каждой из которых по три слова, причем содержание стиха повторяет общеизвестную поговорку о верблюде, который не попал в число годов цикла, понадеявшись на свой высокий рост. Первые

1 Библиография к этой главе приведена в конце книги автора «Староказахский календарь», Алма-Ата, 1960.

буквы этих слов подсказывают первые буквы названий соответствующих животных.

Начало каждого года цикла — 22 марта, т. е. день весеннего равноденствия, а конец — 21 марта следующего года. Следовательно, цикловой год — год тропический.

В диссертации приводятся названия всех 12 животных цикла на следующих 23 языках: монгольском, калмыцком, китайском, японском, маньчжурском, тибетском, кхмерском, алтайском, вьетнамском, персидском, абазинском, кабардино-черкесском, телеутском, уйгурском, туркменском, киргизском, ногайском, азербайджанском, узбекском, татарском, башкирском, тувинском и казахском.

Можно сказать, что 10 из 12 животных понятны всем народам, пользующимся таким календарем. Расхождения имеются в понимании только двух животных,— лу и мечин,— названий которых мы привели без перевода.

Многие народы не имеют ясного представления о животном лу. Казахи, киргизы, крымские татары, ставропольские туркмены, ногайцы говорят «улу» (это слово означает глагол «выть», например, зверь воет), но не знают конкретно, что это за животное. Телеуты и алтайцы говорят «улы», что буквально означает «большое». Уйгуры и часть туркмен не знают года лу, он у них заменен годом рыбы. У китайцев под лу подразумевается дракон, а у персов — крокодил. Имеется и ряд других толкований лу, который приведен в диссертации.

Также обстоит дело и относительно мечин. На тюркских языках его называют «мешш», «мечш», «мэчш», «бэчш», «биджин» и т. д. Арабские авторы писали «маймун», «маймул», подразумевая под этим обезьяну. Н. Шимкевич переводил «мечин» на русский язык словом «раковина». Крымские татары и ногайцы говорили А. Н. Самойловичу, что мечин — божья коровка. Ставропольские туркмены считали его каким-то маленьким насекомым («6ip kÎ4Îk ала мэджек»). У А. Н. Седельникова лу — паукообразное, а мечин — многоножка. У. В. Радлова мечин — слизняк, бицин — злой дух. На китайских средневековых амулетах, изображающих двенадцатилетний цикл, мечин похожа на обезьяну.

В представлении казахов, киргизов, каракалпаков, телеут, алтайцев и некоторых других народв мечин, наряду с сурком,— выродившийся человек. По их легендам он был когда-то метким стрелком и хорошим человеком. Но со временем зазнался, отгородился от народа и стал думать лишь о своем личном благополучии. За это мечин (в некоторых вариантах сурок) был проклят, после чего превратился в животного.

Сопоставляя различные толкования лу и мечин, анализируя вариации слов «лу» и «мечин» на тюркских языках и учитывая некоторые древние обычаи тюркоязычных народов, мы высказываем мысль, что лу в первоначальном смысле был хищником (например, шакал, соболь, рысь), впоследствии понятие о нем абстрагировалось (может быть, в связи с исчезновением этих животных из преж-

них мест распространения) и стал фантастическим животным. Поэтому оно не может быть переведено на русский язык ни словом «дракон», ни словом «крокодил», как это делается сейчас. Его следует назвать и на русском, и на казахском языке просто лу. Мечин также животное, ставшее фантастическим, причем имеющим облик выродившегося человека, что послужило основанием принимать его за обезьяну. Однако мечин — не обезьяна, это слово также не следует переводить на другие языки.

Интересно отметить, что на одной из страниц, русского букваря К. Истомина, вышедшего в 1692 году, наряду с астрологическими знаками планет, имеются изображения петуха, лу и мечин.

Китайский животный цикл сильно отличается от цикла тюркоязычных народов. Он по существу является шестидесятилетним, образованным на основе двенадцатилетнего. Особенности китайского животного цикла, а также связанного с ним тибетского, японского и маньчжурского циклов изложены в диссертации.

Животный цикл изучали многие ученые, в том числе и отечественные: А. К. Казембек, В. П. Васильев, И. Н. Березин, Ч. Ч. Валиханов, Д. Банзаров, В. В. Радлов, В. В. Бартольд, Н. Ф. Катанов, А. Н. Самойлович, Л. Э. Коруновская, Б. А. Куфтин, С. В. Иванов, Г. П. Сердюченко и др. Из ученых Казахстана исследованием двенадцатилетнего животного цикла занимались А. X. Маргулан, А. Машанов, X. А. Абишев, В. Ф. Шахматов, Т. Н. Сенигова, И. В. Захарова и др.

А. Ремюза (1788—1852) полагал, что творцами двенадцатилетнего животнго цикла являются древние енисейские киргизы. Первоначальная родина животного цикла по Ж. Галеви (1827—1917) — древняя Греция, по Иделеру — передняя Азия, по А. Вамбери (1832—1913) —империя монголов (татар). Изобретателями животного цикла П. К. Коковцев и Н. П. Остроумов считали монголов, С. В. Иванов считает китайцев, В. Н. Шахматов считает древние кочевые племена Казахстана и Центральной Азии. Имеются и другие предположения. Наиболее интересные исследования по этому вопросу, как нам кажется, содержатся в трудах французского ученого Э. Шаванна (1965—1918). По Шаванну двенадцатилетний животный цикл создан древними тюрками.

Сопоставляя многочисленные теории происхождения двенадцатилетнего животного цикла мы приходим к выводу, что животный цикл возник 3000—4000 лет тому назад у древних пастушеских племен, населявших отроги Алтая. Потомками этих племен являлись древние тюрки, монголы, гунны и др.

Двенадцатилетний животный цикл у казахов и киргизов называется «мушель», у туркмен — «муче», у узбеков и таджиков — «мужаль», «мучаль», «мульчар». На других тюркских языках встречаются другие вариации этих слов. Смысл слова «мушель» никем из исследователей не изучался. Видимо большинство европейских ученых этого слова не знало. Мы обращаем внимание на состав этого слова. Можно предположить, что «мушель» есть видоизмене-

ние древнетюркских слов «муш ель», или «муш йыл». «Муш» означал десять (алтмуш — шестьдесят, жетмуш — семьдесят), «ель» (или «эль» все равно) — племя, государство, страна, «йыл» — год. При таком толковании «мушель» будет либо «десять племен», либо «десять лет».

В литературе имеются указания, что до двенадцатилетнего животного цикла существовали четырех-шести-восьмилетние циклы. Исходя из этого можно предположить, что первоосновной двенадцатилетнего цикла служил цикл десятилетний, который впоследствии, после включения еще двух годов (например, годов лу и мечин), стал двенадцатилетним. Исторически десятичная система счисления возникла раньше, чем двенадцатиричная. Это соответствует также тому, что в одном из вариантов древнетюркского календаря год делится на 12 месяцев, из которых первые 10 называются «первый месяц», «второй месяц», «десятый месяц», остальные два — «большой месяц» и «малый месяц».

Допустим, что «муш ель» означали 10 племен. Тогда выходит, что когда-то существовали племена мышей, коров, барсов и т. д. Как понимать это? Эта кажущаяся нелепость вполне объяснима.

Почти у всех древних народов существовал культ священных животных. Так, в странах среднего Востока почиталась корова, у у тюрков — конь, у китайцев — дракон. Если так, то «лошадиное племя» будет племенем, почитавшим коня, «коровье племя».— племя, почитавшее корову и т. д. При этом некоторые племена могли быть названы по их географическим положениям или экономическим признакам. Например, «племя мечин» — страна, где мечины водятся. Известно, что в юго-восточной Азии водятся человекообразные обезьяны. Местные жители их считают выродившимися людьми и называют «лесными людьми» («оранг-утан» означает «лесные люди»). Видимо, тюркоязычные народы, в том числе казахи, не случайно называли раньше Индонезию страной «Мэшин». «Племя барса» может быть племенем, занимавшимся охотой на барсов и т. д. Местность может быть названа также по зоологическому признаку, например: «жыланды» (местность, где много змей), «куланды» (где куланы обитают), «архарлы» (где архары водятся).

Такое толкование животных цикла соответствует и двойственности знаков цикла: в древнейших четырех-шестилетних циклах животные обозначали не только год, но еще и страны света. Так, например, в четырехлетнем цикле лу, перепелка (или курица), барс и черепаха соответствовали четырем временам года и четырем странам света. В шестилетнем цикле «свинья» и «корова» имели смысл «север», «лошадь», и «овца» — «юг», «курица» — «восток», «собака» — «запад».

Сюда же примыкают толкования названий некоторых народов. Известный русский синолог академик В. П. Васильев (1810—1900) был склонен отождествлять слово «тонгуз» (год свиньи) с названием народности тунгус. Лингвистами отмечено, что слово «нохай» (по монгольски — собака) близко к слову «ногай» (ногайцы).

а мохай» (по монгольски — змея) близко к слову «мохэ» (дальневосточное племя, разгромленное Угеде-ханом). «Хон» (по монгольски— овца) напоминает «хунн» или «гунн», кочевые племена, известные своими опустошительными войнами.

Такое назание племен и стран именами животных в древности могло иметь свое этнографическое и географическое основание, соответствующее представлениям людей того времени. Это подтверждается списком, имеющимся на «Ватиканском папирусе», хранящемся в Риме. В списке перечислено 12 стран, каждой из которых сопоставлено одно животное, именно: 1) Персия — кошка, 2) Вавилон— собака, 3) Каппадокия — змея, 4) Армения — скарабей, 5) Азия — осел, 6) Иония—лев, 7) Ливия — козел, 8) Италия — бык, 9) Крит — ястреб, 10) Сирия—обезьяна, 11) Египет —ибис, 12) Индия — крокодил.

Таким образом, 12 животных цикла — это 12 малых и больших стран, известных хотя по наслышке древним кочевым племенам, создавшим двенадцатилетний животный цикл, а не просто мышь, собака, курица и т. д. Каждая из этих стран, по представлениям древних, становится счастливой, когда наступит соответствующий их год.

Диссертант стремился изложить основные вопросы преподавания календаря в средней школе и педучилище и оказать помощь учителям и работникам отделов народного образования.

Автором опубликовано 8 работ, в том числе 2 учебных пособия по высшей математике для учителей-заочников. По данной теме в 1960 году опубликована книжка «Староказахский календарь» объемом в 7 печ. листов и статья «Календарь — ключ времени» в «Учитель Казахстана» 17 октября 1957 года.