Министерство высшего образования СССР

ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. И. МЕЧНИКОВА

А. К. ГРИБАНОВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ-ДОШКОЛЬНИКАМИ ОПЕРАЦИЯМИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО СЧЕТА

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК (ПО ПСИХОЛОГИИ)

ОДЕССА 1955

Работа выполнена в Харьковском государственном педагогическом институте им. Г. С. Сковороды.

Научный руководитель доцент, кандидат педагогических наук О. М. Концевая.

В системе общеобразовательного обучения важную роль играет подготовка детей дошкольного возраста к школе. В этой подготовке большое место принадлежит формированию у детей первоначальных математических представлений, выработке у них простейших счетных умений.

Практика обучения детей в детском саду и данные психологической и методической литературы показывают, что в освоении счета дошкольники испытывают определенные затруднения. Это обусловливает необходимость постановки специальных исследований, направленных на изучение природы самого счета и его генезиса, на выяснение природы трудностей и условий их преодоления.

Настоящая работа посвящена изучению процесса овладения детьми-дошкольниками операциями первоначального счета.

Диссертация состоит из введения, семи глав и заключения: I глава — История вопроса, II глава — Предмет и методика исследования, III глава — Счет в условиях свободного применения приема, IV глава — Развитие ручного компонента счета, V глава — Развитие речевого компонента счета, VI глава — Взаимоотношение ручного и речевого компонентов счета, VII глава — Формирование у детей дошкольного возраста счета на слух.

* * *

В первой главе диссертации кратко освещается история вопроса.

В решении вопроса о формировании математических понятий издавна ведется борьба между материалистическими и идеалистическим направлениями, между представителями метода изучения действий (Ушинский, Гурьев и др.) и метода изучения чисел (Грубе, Лай и др.).

Как известно, марксистский философский материализм исходит из того, что понятия об окружающем нас мире являются отражением объективной действительности. Научные понятия, в которых отражается реальная действительность, В. И. Ленин называл слепками с нее. Отражение человеком объективной действительности происходит в процессе его практической деятельности. Понятия — это не априорные формы, не врожденные свойства якобы неизменного человеческого

сознания, а добытые в процессе практической деятельности знания об окружающем мире, в которых отражены наиболее общие и существенные связи и отношения вещей и явлений. В процессе образования понятий важнейшую роль играет язык, который выступает в роли необходимого средства обобщения.

Эти же мысли классиками марксизма-ленинизма подчеркиваются и при рассмотрении формирования математических понятий.

В свете этих положений классиков марксизма большое значение для понимания природы счета приобретает учение И. М. Сеченова о формировании отвлеченного мышления. И. М. Сеченов выдвинул идею о том, что все психические процессы, в том числе и высшая ступень мыслительной деятельности, или, как он выражался, внечувственное мышление, по своему происхождению являются рефлекторными и осуществляются на основе единого рефлекторного принципа работы мозга. Из этого же принципа он исходил и при анализе «такой классической области внечувственного мышления», какой является математическое мышление. Рассматривая природу акта сосчитывания И. М. Сеченов указывает на его важнейшее условие — способность человека чувствовать паузы между периодическими раздражениями, в основе которой лежит мышечное чувство, получаемое от движения конечности. В процессе счета видимых объектов с опорой на ручное действие зрительные ощущения, получаемые от восприятия предметов, ассоциируются с мышечными ощущениями, получаемыми от движения руки и движения глаза. Таким путем образуется мышечно-зрительная ассоциация, которая лежит в основе счета видимых предметов.

Не менее важной является мысль И. М. Сеченова о роли речи при счете. Он указывает, что каждый выделенный предмет при сосчитывании необходимо зафиксировать определенным знаком. Эту роль и выполняет слово — числительное, фиксируя в сознании каждый выделенный объект и суммируя сосчитанное количество.

Идея И. М. Сеченова о рефлекторной деятельности мозга получила, как известно, дальнейшее развитие и фактическое обоснование в работах И. П. Павлова, раскрывшего мозговые механизмы процесса отражения. В своем учении о двух сигнальных системах он показал, каким образом человеческий мозг, отражая чувственные воздействия окружающей материальной действительности, вместе с тем обеспечивает человеку возможность мыслить отвлеченными абстрактными понятиями.

Указывая на значение первосигнальной основы мышления, И. П. Павлов придавал особую роль чувственным впечатле-

ниям, получаемым нами от органов движения. Его высказывания о роли кинэстезий в аналитико-синтетической деятельности являются дальнейшим развитием идей И. М. Сеченова о роли мышечного чувства.

Рассматривая деятельность второй сигнальной системы, И. П. Павлов и его ученики придают особое значение базальному компоненту речи, которому принадлежит основная роль в осуществлении функции абстрагирования и обобщения.

Учение классиков марксизма о природе человеческих понятий, положения Сеченова — Павлова об их рефлекторном происхождении являются руководящими для советской психологии и педагогики при решении ими конкретных вопросов своей науки, в частности при изучении процесса овладения детьми операциями первоначального счета.

В советской психологии проведен ряд исследований, посвященных изучению формирования первоначальных математических представлений1. В ряде исследований (А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина) изучались психологические основы овладения детьми первоначальными арифметическими умениями и знаниями в связи с решением более общих теоретических вопросов — о генезисе умственных действий.

Несмотря на ряд уже проведенных исследований, вопрос о формировании первоначальных счетных операций не получил еще достаточного освещения.

* * *

Во второй главе диссертации дана характеристика предмета, задачи и методики исследования. В изучении процесса овладения детьми первоначальными счетными операциями мы исходили из положения о том, что счет представляет собой сложное действие рефлекторного характера, которое на начальных ступенях своего развития состоит из действий руки и глаза ребенка, а также развернутого речевого действия — громкого называния числительных. Развитие сложной целостной деятельности нельзя понять без анализа тех изменений, которые происходят в каждом из указанных действий (компонентов счета) и в их соотношении. Эти вопросы требуют специального исследования.

Мы поставили своей целью изучить, какой путь проходят в своем формировании ведущие компоненты счета у ребенка, как они связаны между собой, как видоизменяется их взаимосвязь по мере развития, совершенствования счетной деятельности и какова роль каждого компонента на разных ступенях ее формирования. Все эти вопросы изучались на материале

1 Исследования Н. А. Менчинской, Г. С. Костюка, Л. А. Яблокова, Л. С. Славиной.

сосчитывания видимых, наглядных предметов и количеств, воспринимаемых на слух.

Мы не ставили своей задачей изучить все стороны счетного акта, изучить тот продукт, к которому приводит счет — понятие количества. В исследовании не изучались также и те изменения, которые претерпевают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, абстракция, обобщение. Эти вопросы должны быть предметом специального исследования. Нас интересовала проблема формирования счетного умения, как особого умственного действия.

Для того, чтобы изучить интересующие нас стороны счета мы расщепили целостную счетную деятельность на отдельные входящие в нее операции (отсчитывание рукой объектов счета, проговаривание числительных и т. д.) и превратили каждую из них в самостоятельный объект изучения. Добивались мы этого путем запрещения ребенку пользоваться привычным для него действием — сосчитывавшем предметов рукой или громким проговариванием числительных. Тем самым испытуемый ставился в условия, ограничивающие его в использовании привычных для него приемов ручного и речевого счета. Это способствовало его переходу от привычного для него приема сосчитывания к новому более совершенному приему.

Использовав этот методический прием, мы построили пять серий экспериментов.

Первая серия носила характер констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня развития счетной деятельности у детей разных возрастов. Остальные — носили характер обучающего эксперимента. Здесь создавались объективные условия, способствующие развитию той или иной стороны счета у детей. Достигалось это, во-первых, как уже указывалось, приемом запрета использования ребенком привычных для него, отстоявшихся приемов счета и, во-вторых, подсказом и показом нового приема. Объектами счета в указанных четырех сериях опытов выступали видимые предметы. Пятая серия опытов посвящена изучению формирования счета объектов, воспринимаемых на слух.

Первая серия опытов состояла из одного задания, в котором ребенку предлагалось сосчитать предложенную ему группу предметов. При этом его не ограничивали в использовании приема счета. Вторая, третья и пятая серии состояли из четырех экспериментальных заданий каждая: исходного задания и последующих трех заданий, постепенно ограничивающих возможности ребенка в использовании двигательных или речевых приемов счетной деятельности. Четвертая серия опытов состояла из одного экспериментального задания. В отличие от предыдущих серий опытов, здесь ребенок ставился в ситуацию

двойного ограничения, т. е. он должен был считать, не прибегая к опоре на действие руки и на внешнее речевое действие.

Испытуемыми в указанных опытах были дети двух детских садов г. Харькова. Опыты проводились с детьми трех возрастных групп. В I, II, III и IV сериях опытов применялся одинаковый счетный материал: каштаны и кубики. В V серии в качестве объектов счета выступали ритмичные звуки, получаемые от ударов в барабан.

Экспериментами было охвачено 90 детей. В результате проведения всех серий опытов автор имел возможность опираться на данные 535 индивидуальных опытов.

* * *

В третьей главе диссертации излагаются результаты первой серии опытов, посвященной изучению ступеней овладения детьми счетом в условиях общепринятого способа обучения в детских садах. В использовании приема счета, как уже указывалось, дети не ограничивались. Проведение этой серии в разных возрастных группах дало возможность выяснить в общих чертах те приемы счета, которыми обычно дети пользуются при определении количества и наметить общую линию развития счетных умений у детей. Оказалось, что выполнение счетной операции представляет собой сложное умение, опирающееся вначале на развернутые действия руки, глаза и на громкое называние числительных. Постепенно в процессе овладения ребенком счетом указанные действия претерпевают определенные изменения, выражающиеся в их сокращении, автоматизации, в замене одних действий счета другими.

В младшей группе при определении количества предметов большинство детей пользуются самыми развернутыми приемами — отделяют рукой каждый предмет от всей группы объектов счета, сопровождая эти действия громким названием определенных числительных. Но вместе с тем, уже здесь наблюдается переход к более совершенным и сокращенным способам определения количества: считая, ребенок не передвигает предметы, а только прикасается к ним, громко произнося при этом название числительных.

Дети средней группы при счете также пользуются рукой, но вместе с тем ручное действие здесь уже более совершенно: развернутое предметное действие с объектами счета (отодвигание, передвигание) заменяется более сокращенным прикосновением к предмету или указанием на него. Наряду с совершенствованием практической, действенной стороны счета, происходят соответствующие изменения и в его речевом оформлении: громкое называние числительных заменяется шепотом. Таким образом, дети совершенствуют технику сосчитывания одновременно как бы по двум линиям: по линии ручного дей-

ствия, осуществляющего счет, и по линии речи — способа называния, проговаривания числительных.

В старшей группе при определении количества дети в большинстве случаев пользуются тем же приемом, что и дети средней группы: прикасаются к предметам счета и проговаривают название числительных. Но вместе с тем, здесь появляется новая особенность; движение руки здесь производится в еще более сокращенной форме, прикосновение к предмету заменяется указанием на него. Имеют место факты сосчитывания количеств без участия руки, с опорой на действие взора. Наряду с развитием ручного компонента счета, определенные изменения претерпевает также и речь: от громкой речи дети все чаще переходят к речи — шепоту.

Общая тенденция развития приемов счетной деятельности у детей-дошкольников представлена на следующих таблицах:

Использование руки при счете в условиях свободного; применения

приемов счета

Приемы счета

Возрастные группы

Считают, передвигая рукой предметы

Считают, прикасаясь рукой к предметам

Считают, указывая рукой на предметы

Считают без опоры на ручное действие

Младшая группа . .

66,7%

33,3%

0%

0%

Средняя группа . .

13,3%

60г0%

26,7%

0%

Старшая группа . .

0%

60%

33,4%

6,6%

Использование речи при счете в условиях свободного применения приемов

Приемы счета Возрастные группы

Считают, проговаривая числительные громко

Считают, проговаривая числительные шепотом

Считают, проговаривая числительные только шевеля губами

Считают, в условиях полного выключения движения губ

Младшая группа

100%

о%

о%

о%

Средняя группа . .

46,6%

53,4%

0%

0%

Старшая группа . .

26,6%

60,0%

0%

13,4%

Таковы факты, полученные нами при изучении счетной деятельности детей разных возрастных групп в условиях свободного использования доступных им и привычных приемов счета.

* * *

В четвертой главе диссертации излагаются результаты второй серии опытов, посвященной изучению развития двигательной стороны счетной деятельности. В данной серии ребенка

постепенно ограничивали в использовании действия руки при сосчитывании данного ему количества; тем самым объективно создавались условия для его перехода к более совершенным приемам счета. Полученные данные показали, что двигательный компонент в процессе овладения счетной деятельностью проходит определенный путь развития: от развернутых способов осуществления счета путем передвигания до сокращенных приемов указания. Это путь постепенного свертывания, сокращения развернутого, насыщенного деталями ручного действия.

Все эти переходы от ступени к ступени особенно ясно видны у детей младшей группы. Приемы сокращенного счета (прикосновение, указание) в младшей группе еще очень неустойчивы и дети легко соскальзывают на более привычный резвернутый прием—путем передвигания предметов. По своей структуре эти сокращенные приемы еще очень сближены с предшествующими, более развернутыми способами счета: прикосновение приближается к передвиганию, а указание — к прикосновению. В младшей группе завязываются сложные взаимоотношения между действиями руки и глаза. В ситуации запрета пользоваться ручным действием у них появляется возможность производить счет без руки с опорой на взоровое действие. Практическое выделение объектов рукой ребенок заменяет зрительным расчленением и объединением сосчитываемой группы. Взоровое действие на этом уровне только зарождается и по своей структуре носит также еще развернутый характер. На этом этапе в большинстве случаев оно еще не может полностью взять на себя функцию руки и поэтому при ее исключении ребенок прибегает к другим вспомогательным движениям, в частности к движениям головы, копирующим действия руки.

Эта же закономерность развития ручного действия наблюдается в дальнейшем и у детей среднего дошкольного возраста. У них появляется уже некоторая свобода оперирования более сокращенными приемами ручного действия — прикосновением, указанием. По своей структуре эти приемы у детей средней группы носят уже более сокращенный, схематический характер. Наблюдается также дальнейшее развитие взорового действия. Но на этом этапе действие взора все еще носит развернутый характер и переход к этой форме счета нередко бывает связан с некоторыми затруднениями.

Для детей старшей группы не только развернутые приемы ручного счета, но и более сокращенные его формы — с опорой на прикосновение ri указание — являются пройденным этапом. Здесь не наблюдается уже такая строгая последовательность в переходе от ступени к ступени в овладении приемами ручного счета, дети от прикосновения сразу переходят к безручному счету, пропуская прием указания. На этом этапе высоко-

го уровня достигает и взоровое действие, которое может уже полностью заменить действие руки.

Результаты, полученные в данной серии опытов, приведены на сводной таблице по трем возрастным группам.

Счет у детей дошкольного возраста в условиях ограничения применения руки

Задания

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

^^^^^ Приемы счета Возрастные группы ^^^^

Могут считать предметы, прикасаясь к ним

Могут считать предметы, указывая на них

Могут считать предметы без участия руки

Младшая группа . . .

86,6%

73,3%

53,3%

Средняя группа . . .

100%

100%

86,6%

Старшая группа ....

100%

100%

93,3%

* * *

В пятой главе излагаются результаты третьей серии опытов, посвященной изучению развития речевой стороны счетной деятельности. Методика проведения экспериментов данной серии аналогична методике второй серии: путем усложнения предлагаемых заданий ребенок постепенно ограничивался в использовании речи при счете и переходил к более совершенным приемам речевого действия. Данные этих опытов показали, что речевое действие, осуществляющее счет, проходит определенный путь развития; от развернутого речевого счета путем громкого называния числительных до сокращенного счета про себя.

Дети младшей группы прибегают к самому развернутому речевому счету — к громкому проговариванию числительных Вместе с тем уже здесь дети начинают овладевать более сокращенной формой счетной речи — шепотом, хотя на данном этапе это умение еще недостаточно сформировано; по своей структуре шепот здесь сближен с громким проговариванием числительных. Перевод детей младшей группы к беззвучному счету в ряде случаев приводил к распаду счетной деятельности.

Выполнение счета в плане речи про себя без опоры на какое-либо внешнее речевое движение для большинства испытуемых младшей группы оказалось недоступным.

В средней группе наблюдается дальнейшее развитие речевого действия счета. Дети этого возраста свободно владеют более совершенной формой речевого действия—шепотом.

В отличие от младшей группы, здесь сокращенные приемы

внешнего речевого действия — шепот и беззвучный счет носят схематический характер. Большинству детей средней группы доступным оказался уже счет про себя, хотя с некоторыми затруднениями, выражающимися в соскальзывании на приемы внешнего речевого действия.

Более высокого уровня развития речевое действие достигает у старших дошкольников. Здесь наблюдается определенная свобода оперирования такими формами речи как шепот, беззвучный счет, которые сокращаются до минимума. Подавляющему большинству детей доступно уже самое совершенное использование речи—счет про себя. Но вместе с тем данные наших опытов показали, что речевая сторона счета на этом уровне не заканчивает своего развития.

На таблице приведены результаты, полученные в данной серии опытов по трем возрастным группам.

Счет у детей дошкольного возраста в условиях ограничения применения речевого действия

Задания

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

^^^^ Приемы счета Возрастные группы

Могут считать предметы, проговаривая числительные шепотом

Могут считать предметы, проговаривая числительные, только шевеля губами

Могут считать предметы в условиях полного выключения движения губ

Младшая группа . . .

807.

60%

20%

Средняя группа ....

100%

100%

73,3%

Старшая группа ....

100%

100%

86,6%

* * *

Проведенные серии опытов (вторая и третья) дали возможность представить себе, как развивается счетная деятельность у ребенка, какой путь проходит в своем формировании ручное и речевое действие, осуществляющие счетный акт. В развитии каждого из этих компонентов отражена история формирования счетной деятельности, тот путь, который она проходит от первоначальных до более высоких ступеней. Для того, чтобы лучше понять, в каком направлении идет это развитие, как изменяется рефлекторный состав счетного акта, мы продолжили анализ развития счета у детей. С этой целью в шестой главе исследования сопоставлены данные второй и третьей серий опытов, в результате чего мы выяснили линии развития обоих компонентов счета.

Сравнительный анализ развития ручного и речевого действий, осуществляющих счет, показал общую тенденцию в их

развитии, выражающуюся в постепенном совершенствовании обоих этих действий. Свое развитие указанные действия, или компоненты счета начинают в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок только становится на путь овладения счетной деятельностью. В среднем и старшем дошкольном возрасте идет дальнейшее совершенствование обоих этих компонентов. Это совершенствование связано с изменениями психологической характеристики каждого из них — из сознательного действия они превращаются в автоматизированные операции.

Но, кроме общей тенденции, в развитии ручного и речевого действий при сравнении обнаружились и некоторые различия в темпах их формирования. Это давало основание предположить, что удельный вес каждого из компонентов неодинаков на разных ступенях формирования счета. Для того, чтобы детальнее выяснить взаимоотношения действий руки и речи при счете, мы провели еще одну (четвертую) серию опытов, где ребенок ставился одновременно перед двойным ограничением.

Полученные данные свидетельствуют о резком снижении возможностей счетной деятельности при одновременном выключении движений руки и громкой речи.

Сравнительные данные использования руки и речи при счете у детей дошкольного возраста в условиях выполнения ими заданий ii, iii и iv серий опытов

"^^^^^ Возрастные группы Серий

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

11 серия опытов—задание № 3. Счет без опоры на ручное действие, со свободным использованием речи......

53,3%

86,6%

93,3%

III серия опытов — задание № 3, счет в условиях полного выключения движения губ, со свободным использованием руки . . .

20%

73,3%

86,6%

IV серия опытов — счет в условиях двойного ограничения; выключения движения руки и внешней речи . .

6.6%

53,3%

73,3%

Сравнительные данные, полученные во второй, третьей и четвертой сериях, дали возможность выяснить удельный вес

каждого из компонентов и их взаимоотношения на определенном уровне овладения детьми счетной деятельностью.

Результаты сравнения показали, что меньше всего сказалось на выполнении счетного задания выключение ручного действия, более пагубно сказалось выключение громкой речи. Причина этого явления заключается в том, что наряду с сокращением ручного действия у детей совершенствуется действие взора, которое на определенном этапе берет на себя выполнение функции руки, то есть развернутое материальное действие руки заменяется более сокращенным действием взора. В отличие от действия руки речевое действие не может быть заменено никаким другим действием. Поэтому выключение ручного действия привело к менее резкому снижению результатов, чем выключение внешней формы речи.

На основе детального изучения развития двигательного и речевого компонентов счетной деятельности в работе освещается также вопрос о ступенях, о формах счетной деятельности, об условиях перехода от одного этапа к другому, более высокому.

Развитие более высоких ступеней счета предполагает определенную подготовку его как двигательного, так и речевого компонентов.

Двигательный компонент должен создавать опору для совершенствования его речевой стороны. Речь со временем, как бы аккумулировав опыт руки, берет на себя всю тяжесть выполнения счетного действия. Сам же речевой компонент также проходит определенный путь развития, постепенно готовясь к роли заменителя руки. Эта подготовка начинается рано, с первых шагов овладения ребенком счетными умениями.

Процесс развития речевого компонента счета связан с определенными структурными изменениями; внешняя громкая речь постепенно переходит в речь про себя. Этот переход связан с изменениями в рефлекторном составе речевого акта, выражающимися в сокращении двигательной стороны речевого действия. Перевод к более сокращенным приемам речевого действия требует определенной «отработки» базального компонента речи.

Кроме структурных изменений, происходящих в развитии речевого компонента счета, в данной главе рассматривается также изменение той роли, которую выполняет речевой компонент в осуществлении счетной деятельности. Выступая вначале в роли средства обозначения единичных действий руки, слово вместе с тем приобретает новую функцию, превращаясь в основного носителя счетного акта. Эта замена ручного действия словом происходит постепенно, подготавливаясь еще на ранних ступенях формирования счетной деятельности. Здесь

завязываются сложные взаимоотношения между первой и второй сигнальными системами и начинает складываться тот процесс, который Н. И. Красногорский назвал «озвучиванием» двигательной реакции и «одвиживанием» новых слов. Затем слово постепенно становится заменителем двигательной реакции и происходит постепенная замена счета, основанного на предметном действии, более сложной его формой — счетом, основанном на проговаривании числительных.

Данные исследования показали, что одним из условий успешного формирования более совершенных и высоких форм счетной деятельности является постепенный и своевременный перевод отдельных ее компонентов от развернутых форм к более сокращенным.

В седьмой главе изложены результаты пятой серии опытов, посвященной изучению формирования у детей счета количеств, воспринимаемых на слух. Данные, полученные в этой серии, показали, что счет количеств, воспринимаемых на слух, является более трудным по сравнению со счетом наглядно воспринимаемых количеств.

Причина этой трудности лежит в необходимости в данном случае опираться на особое умение согласовывания произносимого числительного не с видимым, а со слышимым раздражителем, в установлении более сложных ассоциаций. Это умение формируется в дошкольном возрасте постепенно, последовательно совершенствуя свои формы.

Данные экспериментального исследования показали, что счет на слух, так же как и счет видимых предметов, формируется вначале как внешнее материальное действие, имеющее определенный рефлекторный состав. На начальной ступени формирования счет на слух опирается не только на громкую речь, но и на движение руки.

Только пройдя ступень развернутого материального действия, счет на слух воспринимаемых количеств переходит к высшей своей форме — к речевому счету. Эта речевая форма тоже не остается неизменной: от счета в форме громкой речи ребенок постепенно переходит к счету про себя. Для детей младшего возраста доступной оказывается преимущественно форма громкого счета. Дети средней группы подготовлены к более высоким ступеням — к беззвучному счету с опорой на развернутую артикуляцию речевых органов, а старшие дошкольники в большинстве своем владеют самым совершенным приемом счета воспринимаемых на слух количеств — счетом про себя.

* * *

В заключении подводятся итоги исследования.

В результате ряда экспериментов были получены данные, свидетельствующие о том, что счет представляет собой сложную деятельность, формирование которой предполагает овладение целым рядом действий, направленных на овладение отдельными сторонами счета. Процесс формирования у детей первоначального счета проходит сложный путь развития: от развернутой материальной формы сосчитывания количеств к более совершенной^ речевой форме. Этот переход связан с определенной перестройкой самого счетного акта, с постепенной отработкой, совершенствованием отдельных его компонентов, с определенными изменениями в характере речевой и двигательной сторон счетной деятельности.

Результаты опытов показали, что двигательный компонент счета носит сначала развернутый характер, в дальнейшем он претерпевает определенные изменения, выражающиеся в свертывании, схематизации действия руки и глаза.

Наряду с изменениями в структуре двигательных моментов счета изменяется также и та роль, которую выполняет рука и глаз на разных этапах овладения счетной деятельностью. Сначала глаз как бы следует за рукой, взоровое действие не может полностью взять на себя функцию двигательного компонента. Позднее происходит передача функции руки взоровому действию, глаз как бы аккумулирует опыт руки.

В процессе овладения счетом наглядно воспринимаемых объектов речевой компонент также претерпевает определенные изменения, заключающиеся в постепенном переходе от громкой речи к шепоту, затем к беззвучному проговариванию числительных и, наконец, к счету про себя.

Изучая вопрос о взаимосвязи отдельных компонентов счета на разных этапах его формирования, мы выяснили, что согласованность действий руки и речи является необходимым условием, обеспечивающим осуществление этой деятельности. С этим условием ребенок сталкивается с первых шагов обучения; здесь начинает завязываться то содружество руки и речи, которое проходит затем длинный и сложный путь развития. Содружество компонентов меняет свой характер на различных ступенях овладения счетной деятельностью. Тем самым видоизменяется и сама форма счета — из ручной она постепенно превращается в речевую.

Аналогичный путь развития проходит и другая разновидность чувственного счета — счет количеств, воспринимаемых на слух.

Проведенное исследование направлено на изучение кон-

кретного вида деятельности ребенка. Вместе с тем оно выясняет некоторые вопросы общей психологии, связанные с изучением общих закономерностей формирования умственных действий, одним из представителей которых является счет.

Данные изучения процесса формирования счетной деятельности конкретизируют положения Сеченова—Павлова о рефлекторной природе психики, о переходе от чувственной ступени познания к логической.

Некоторые данные, полученные в исследовании, могут быть учтены при разработке методики обучения детей первоначальным счетным операциям. Исследование показало, что счет является сложной деятельностью, включающей в себя ряд компонентов, выступающих для ребенка сначала в качестве самостоятельных действий. Это означает, что при обучении счету, необходимо специальное формирование отдельно каждого действия. Успешное руководство счетом предполагает также и учет неравномерности совершенствования двигательного и речевого компонентов. В практике обучения нужно учитывать, что речевой компонент формируется значительно медленнее, чем двигательный. Правильное руководство обучением счету предполагает постепенность перевода ребенка от элементарного ручного к более сложному собственно речевому счету. Нужна тщательная и длительная отработка двигательного компонента, являющегося чувственной основой счета. Только пройдя ступень развернутого материального действия, счет получит возможность подняться на более высокую ступень в результате аккумуляции речью опыта руки. Знание пути развития каждого компонента счетной деятельности и переходов от ступени к ступени обеспечивает успешное руководство формированием как отдельных компонентов, так и счетной деятельности в целом.

БР 20117. Зак. 632 Тираж 100

Типография Одесского госуниверситета им. И. И. Мечникова, Щепкина, 12. Подписано к печати 3/VI 1955 г.