МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

С. И. ДЕМБИНСКИЙ

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ В 8-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель — профессор Г. А. Владимирский

Москва — 1965

Защита диссертации состоится в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина

_1965 г.

Автореферат разослан_1965 г.

ВВЕДЕНИЕ

Программа Коммунистической партии Советского Союза так определяет задачи партии в области народного образования:

«Переход к коммунизму предполагает воспитание и подготовку высокообразованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду, к активной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, в области науки и культуры.

Система народного образования в нашей стране строится таким образом, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с жизнью, с производительным трудом. Народное образование, основанное на таких принципах, будет способствовать формированию всесторонне развитых членов коммунистического общества, решению одной из важнейших социальных проблем — устранению существенных различий между умственным и физическим трудом».1

Наряду с другими задачами усовершенствования народного образования партия ставит задачу обеспечить в течение ближайшего десятилетия 8-летнее образование той части молодежи, которая занята в нашем народном хозяйстве производством материальных ценностей и не имеет соответствующего образования.

В связи с бурным развитием науки и техники в нашей стране необходима высокая графическая грамотность рабочих и инженерно-технических служащих, основы которой закладываются еще в общеобразовательной школе. Механизация и автоматизация производства коренным образом меняют не только характер трудовой деятельности человека, но и соответствующие требования к его технической подготовке. Следовательно, предмету черчения, как «инструменту», посредством которого люди излагают свои и читают техни-

1 Программа КПСС, изд. «Правда», стр. 122—123.

ческие мысли других, следует уже в школе уделить такое внимание, чтобы добиться систематического расширения политехнического кругозора учащихся, вырабатывая навыки свободного чтения чертежей наряду с совершенствованием графических навыков. Решить эту задачу можно путем совершенствования организации учебного процесса, а также посредством улучшения системы обучения, продолжая искать наиболее эффективные методы сообщения учащимся знаний, умений и навыков в черчении.

Актуальность этих вопросов вполне очевидна, а их научно-методическая разработка во многом предопределит качество подготовки выпускника школы к жизни. Детальное изучение и научное обоснование некоторых наиболее важных вопросов методики обучения школьников черчению даст возможность выработать вполне определенную систему преподавания основ графической грамоты, а посредством этого разработать более конкретную и систематизированную учебную программу по черчению для общеобразовательной школы.

Основная задача автора диссертации сводилась к тому, чтобы путем обобщения личного многолетнего опыта обучения школьников черчению, а также изучения и систематизации лучшего опыта передовых учителей столицы и периферии оказать практическую помощь учителям массовых школ и дать конкретные, научно обоснованные ответы на закономерные и вполне естественные вопросы — как и чему учить учащихся.

Чтобы в той или иной мере решить эту задачу, автор проводил соответствующую экспериментальную работу, включающую отбор учебного материала для необходимой графической подготовки учащихся, завершающих восьмилетнее образование, и в связи с этим поиски и определение наиболее эффективных форм и методов обучения черчению.

Методологической основой разработанной автором системы и методов обучения учащихся черчению явились труды классиков марксизма-ленинизма, постановления партии и правительства о школе и некоторые другие материалы, относящиеся к вопросу политехнической подготовки школьников.

Наряду с этим автором систематически изучался и накапливался положительный опыт учительства, проводилось ознакомление с учебно-методической и научно-педагогической литературой, в которой нашли освещение вопросы, связанные с графической подготовкой учащихся. Исполняя на протяжении ряда лет обязанности общественного методиста по черчению школ Дзержинского района Москвы, автор имел возможность довольно обстоятельно ознакомиться с постановкой преподавания черчения в ряде школ этого района.

Изучение состояния преподавания черчения в школах дало возможность сделать некоторые выводы и разработать предложения, направленные на усовершенствование учебного процесса по данному предмету и активизацию всей учебно-воспитательной работы по черчению.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении — обосновывается выбор темы исследования и актуальность рассматриваемых вопросов.

Глава 1-я — «К вопросу о преподавании черчения в средней школе» — посвящена анализу современных требований к постановке преподавания черчения в общеобразовательной школе, выяснению его роли как учебного предмета в общей и политехнической подготовке школьников. В качестве основных вопросов исследования в 1-ой главе были поставлены следующие:

1) Рассмотреть некоторые вопросы совершенствования системы народного образования в нашей стране на основе программы партии и соответствующих решений, принятых на XX, XXI и XXII съездах КПСС.

2) Определить современные требования к преподаванию черчения в общеобразовательной школе, рассмотрев и сформулировав его роль и место в общей и политехнической подготовке учащихся, завершающих среднее образование.

3) Дать краткий исторический обзор состояния преподавания черчения в общеобразовательной школе, отметить основные недостатки в системе и методах обучения и указать некоторые пути их преодоления. Подчеркнуть целесообразность и возможность систематического изучения основ графической грамоты (включая элементы проекционного черчения) учащимися 5—6 классов как на специально выделенных для этой цели уроках, так и в связи с трудовым обучением. Для получения соответствующих данных, подтверждающих целесообразность более раннего обучения черчению, разработать примерный тематический план занятий и провести соответствующую экспериментальную работу.

4) Определить цели и задачи графической подготовки школьников, завершающих восьмилетнее образование.

На основании тщательного ознакомления с материалами, характеризующими основные этапы строительства советской общеобразовательной школы и системы обучения, автор приходит к следующим выводам:

1) Советская общеобразовательная школа за время своего существования сделала немало: из ее стен вышли сотни тысяч достойных представителей славной советской молодежи, показавших чудеса героизма как в мирном созидательном труде, так и в борьбе с врагами нашей Родины.

2) Наряду с целым рядом положительных сторон в обучении и воспитании советских школьников в работе общеобразовательной школы имели место и некоторые серьезные недостатки. Так, например, еще недавно общеобразовательная школа считала своей единственной задачей обеспечить выпускникам необходимую теоретическую подготовку для успешного завершения образования в высшей школе. Не отрицая важности этой задачи, нужно однако отметить, что такая постановка вопроса не могла не отразиться на формировании у учащихся правильного отношения к физическому труду в сфере материального производства.

3) В связи с непрерывно развивающейся и совершенствующейся техникой и научным прогрессом в нашей стране повышается роль общеобразовательной школы в деле обучения и воспитания учащихся. Перед школой стоит задача дать учащимся не только общее образование, но вместе с тем обеспечить надлежащую практическую подготовку, осуществить ознакомление с современным производством, с новыми техническими усовершенствованиями и научными открытиями. Это ознакомление неразрывно связано с другой важной проблемой обучения и воспитания школьников — совершенствованием знаний основ графической грамоты, с выработкой прочных навыков чтения и составления чертежей.

С переходом общеобразовательных школ на путь политехнического обучения встал вопрос о внесении соответствующих коррективов в содержание школьных (программ и, в частности, в программу по черчению. Определяя роль и место черчения в системе школьных учебных предметов, нужно подчеркнуть, что черчение должно быть не только одним из ведущих предметов политехнического цикла, но и одним из профилирующих предметов для большинства производственных специальностей. Знание школьниками основных приемов и правил графических построений и умение пользоваться ими в процессе изучения других учебных предметов способствует более прочному овладению учебным материалом по этим предметам.

Делая небольшой экскурс в историю преподавания черчения в общеобразовательной школе нашей страны, автор отмечает, что черчение как учебный предмет очень долгое время занимало в школе второстепенное место, длительный период времени не включалось в документ об окончании школы, а неудовлетворительная оценка по данному предме-

ту не служила препятствием к переводу учащихся из класса в класс и к выпуску из школы. Исследуя состояние преподавания черчения в общеобразовательной школе, автор приводит ряд примеров антинаучного, методически неверного решения проблемы графической подготовки учащихся. В диссертации обращается внимание на то, что в школах длительное время отсутствовала крайне необходимая методическая и учебная литература, а также учебные пособия по черчению, ощущался острый недостаток квалифицированных кадров учителей по данному предмету. Это объяснялось отсутствием специальных учебных заведений, готовящих кадры учителей черчения. Автор подчеркивает, что все эти недочеты являлись серьезным препятствием на пути совершенствования организационных форм и методов обучения черчению в общеобразовательной школе. Отмечая, затем, принятые партией и правительством решения об улучшении постановки обучения и воспитания подрастающего поколения, раскрывая сущность современных требований к народному образованию, автор на конкретных примерах показывает, как развивалась советская общеобразовательная школа, как и какими путями улучшалась в школах графическая подготовка учащихся. Автор придает большое значение выпуску в свет целого ряда учебно-методических пособий по черчению, что способствовало более серьезной подготовке учителя к урокам. В диссертации приводится аннотированный материал на вышедшие в помощь школе учебно-методические пособия. Далее автор отмечает, что наряду с выпуском в свет учебно-методической литературы по предмету были приняты действенные меры по организации на территории Российской Федерации художественно-графических факультетов при педвузах, что положительно сказалось на подготовке кадров специалистов по черчению, рисованию и труду как для средней, так и для высшей школы. Вместе с тем автором подчеркивается необходимость дальнейшего улучшения специальной и методической подготовки будущих учителей черчения, рисования и труда на вновь организуемых факультетах.

Исследуя вопрос совершенствования системы преподавания черчения, автор диссертации считает и экспериментально доказывает, что систематическое ознакомление учащихся с основами черчения вполне целесообразно начинать с 5-го или с 6-го класса, проводя эти занятия параллельно с преподаванием труда в данных классах. Как уже отмечалось, в 29 школе Москвы автор проводил экспериментальную работу по составленному им примерному плану. В экспериментальную проверку включались следующие вопросы:

а) проведение вводной беседы о роли и значении черчения в современном производстве и в быту;

б) ознакомление учащихся с основными чертежными материалами, инструментами и принадлежностями, а также выполнение некоторых графических упражнений;

в) изложение сведений о способе наглядного изображения предметов на плоскости;

г) изложение сведений о способе прямоугольного проектирования;

д) практические упражнения в решении проекционных задач.

Всего 10 уроков.

В результате этого небольшого эксперимента было установлено, что учащиеся 6-го класса вполне справляются с теми задачами, которые в настоящее время определяются программой 7-го класса. Результаты экспериментальной работы полностью опровергают точку зрения некоторых учителей и методистов, что «раннее» обучение основам черчения преждевременно. В связи с полученными результатами исследования вполне естественно встает вопрос о целесообразности внесения соответствующих изменений в учебный план школы и в школьную программу по черчению. Анализируя этот вопрос, автор отмечает, что он не одинок в своих рассуждениях по этому поводу, так как экспериментальные исследования в этом направлении у Б. Ф. Ломова, Н. Н. Демченко и других говорят в пользу высказанных диссертантом положений.

Глава 2-ая — «Организация и методика учебно-воспитательной работы по черчению» — освещает вопросы содержания и анализа ныне действующего учебного плана и программы по черчению для восьмилетней школы. В главе анализируется структура и содержание учебных занятий, рассматриваются типы уроков черчения, а также приложение основных дидактических принципов к построению уроков черчения. На конкретных примерах автор раскрывает роль учителя в активизации учебного процесса, поскольку совершенствование методов обучения и повышение интереса учащихся к занятиям черчением во многом зависит от того, кто ведет эти занятия, от умения учителя выбрать нужный прием или метод в обучении, от всесторонней подготовки учителя к уроку, от системы изложения и закрепления учебного материала. Автором разработаны календарно-тематические планы занятий в 7-х и 8-х классах. Эти планы экспериментально проверены в ряде школ Дзержинского района г. Москвы, а также в других школах столицы и периферии. В целом учителя положительно отозвались о предложенной автором системе расположения учебного материала по годам обуче-

ния и тематике. Особое место в данной главе занимают вопросы совершенствования методов обучения черчению. В диссертации приводится не только описательный перечень методов, но также раскрыта сущность каждого из них и даны рекомендации, относящиеся к рациональному применению этих методов на уроках черчения. Автор уделяет значительное внимание терминологии в школьном курсе черчения, поскольку этот вопрос недостаточно освещен в методической литературе для учителя, между тем как он имеет весьма существенное значение для научно-достоверного изложения учебного материала.

Автор высказывает свое отношение к выполнению чертежей на классной доске, к методике графической работы учителя, отмечая при этом, как и в каких случаях целесообразно использовать классную доску для выполнения на ней тех или иных иллюстраций. Говоря о роли чертежа на классной доске и методике графической работы учителя, автор, однако, полагает, что его утверждения и рекомендации не могут быть приняты в качестве единственных и непререкаемых. Но на раннем этапе обучения учащихся основам графической грамоты, выработке у них рациональных приемов работы чертежными инструментами и уяснения логики построения чертежей необходимость графических иллюстраций на классной доске является вполне очевидной. По глубокому убеждению автора не следует превращать классную доску в единственный «инструмент» для обучения учащихся черчению. Нужно усматривать серьезную методическую и педагогическую ошибку в тех случаях, когда все преподавание черчения будет вестись только на классной доске.

Изучая состояние графической подготовки учащихся в ряде школ Москвы и периферии, автор приходит к убеждению, что учителя, ограничивающиеся только уроками, как правило, не в состоянии решить той большой и ответственной задачи, которая возложена на школу в деле графической подготовки учащихся. Недооценка других форм и видов занятий по черчению порождает нерадивое отношение учащихся к предмету. Учащиеся в этом случае лишены возможности расширить свой кругозор в области графических изображений, а также получить целый ряд полезных сведений, относящихся к развитию их творческих способностей. В процессе ознакомления с постановкой преподавания графических дисциплин автором диссертации установлено, что только в 7 школах из 42 обследованных проводится полезная внеклассная работа с учащимися. Автор полагает, что недооценка этого вида работы с учащимися обусловлена по крайней ме-

ре двумя факторами: во-первых, сами учителя не проявляют должной заинтересованности в этом виде занятий, не учитывают большого организующего и познавательного начала внеклассных занятий; во-вторых, учителя не располагают сколько-нибудь систематизированным методическим пособием, использование которого приоткрывает завесу перед целым рядом неясностей в этом вопросе. Раскрывая методическую сущность и полезные советы к проведению внеклассных занятий по черчению, которые изложены в брошюре В. Н. Виноградова, автор разрабатывает в диссертации примерный план и программу внеклассных занятий, где показывается система и методика работы в кружке, как организующей ячейке всей внеклассной работы по черчению. Автор обращает внимание на то, что кружковые занятия по черчению нельзя рассматривать местом, где учащиеся восполняют пробелы, получившиеся в результате нерадивого отношения к учебным занятиям непосредственно на уроке. При изложении материала данного раздела главы обобщен как личный опыт работы автора в этом направлении, так и опыт работы учителей некоторых школ Москвы и периферии.

Глава 3-я посвящена вопросу организации школьного кабинета графики. Так как развитие практических умений и навыков по черчению находится в прямой зависимости от условий работы и соответствующего оснащения учебного процесса необходимыми пособиями и принадлежностями, автор считает целесообразным осветить в диссертации вопрос практического оборудования кабинета графики в школе, используя при этом личный опыт и те рекомендации, которые приведены в соответствующей литературе. В данной главе автором приведена научно разработанная классификация необходимого учебного оборудования и пособий с кратким описанием их устройства, изготовления и методики использования в учебном процессе. Автор подчеркивает, что значительная часть оборудования и учебных пособий для школьного кабинета черчения может быть выполнена учащимися под руководством учителей черчения, рисования и труда, что следует считать весьма важным воспитательным моментом. В заключительной части этой главы приводятся некоторые рекомендации, относящиеся к учету и хранению оборудования и пособий кабинета, а также показывается воспитывающее значение условий работы в кабинете с целью повышения познавательной деятельности учащихся как на уроке, так и в часы внеклассных занятий. В созданном автором диссертации кабинете черчения и рисования при 1140 школе Дзержинского района Москвы на протяжении многих лет систематически проводится педагогическая практика студентов художественно-графического факультета МГПИ имени В. И. Ленина, выпускники которого успешно используют

опыт работы данной школы и делают первые самостоятельные шаги на пути создания необходимых условий для более качественной постановки преподавания графических дисциплин в своих школах. Примером этому может служить творческая деятельность выпускников факультета А. Ф. Мукина, Н. В. Родиной и других, создавших хорошо оснащенные кабинеты графики в своих школах и добившихся значительных результатов в учебно-воспитательной работе. Характерно отметить, что опыт автора в создании кабинета черчения и рисования, описанный им в брошюре «Кабинет черчения и рисования в средней школе» («Просвещение», 1964) был подхвачен учителями ряда школ периферии. В кабинете черчения и рисования при 1140 школе автором помимо обычных уроков и внеклассных занятий ведется научно-исследовательская и методическая работа, связанная с поисками наиболее эффективных методов обучения черчению, а также организуются районные и межшкольные мероприятия, направленные на улучшение графической подготовки учащихся, повышение их интереса к предмету. В главе приведены научно разработанные санитарно-технические данные, относящиеся к окраске помещения и мебели кабинета, его освещению и установке мебели согласно гигиеническим требованиям. Длительное изучение результатов работы учащихся в условиях надлежаще оборудованного кабинета позволяет со всей очевидностью констатировать лучшие показатели в успехах учащихся.

В 4-й главе диссертации рассматриваются основные вопросы построения системы обучения черчению в восьмом классе. В действующей программе по черчению для восьмилетней школы наиболее сложный и вместе с тем ответственный материал курса сосредоточен в 8-м классе. В связи с тем, что в этом классе завершается восьмилетнее образование и подводятся некоторые итоги графической подготовки школьников, необходимо дать учащимся такой объем знаний, умений и навыков, который был бы достаточным как для работы на производстве, так и для продолжения образования в средней и высшей школе. А это, в свою очередь, обязывает учителей постоянно заботиться об усовершенствовании учебного процесса с тем, чтобы изложение материала курса было четким, методически продуманным и научно достоверным.

В преподавании черчения, как и в преподавании других предметов, должна быть определенная система, без которой немыслимо твердое усвоение учащимися учебного материала. Учитывая, что вопросы методики преподавания черчения в восьмилетней школе не нашли еще достаточно полной разработки и освещения в методической литературе, автор на основании проведенных исследований дает некоторые методические рекомендации и указывает наиболее эффективные

приемы в обучении черчению в 8-м классе. С целью получения необходимых данных для разработки системы обучения черчению автор в процессе работы над диссертацией ставил следующие задачи:

а) ознакомиться с состоянием преподавания черчения в некоторых московских и периферийных школах. При изучении системы и методов обучения черчению, применяемых в этих школах, обратить внимание на то, как и в какой методической последовательности излагается материал по таким темам курса как «Разрезы и сечения», «Обозначение и изображение разьбы», «Чтение чертежей деталей и сборочных чертежей», какая часть материала фиксируется учащимися в рабочих тетрадях и какая выполняется на форматах чертежной бумаги, каково качество графических работ. Определить, какая система подбора работ для самостоятельного выполнения их учащимися принята преподавателем, какова степень трудности и трудоемкости практических работ, выполняемых учащимися, как часто проверяются и оцениваются работы учащихся и, наконец, как оборудуется учебный процесс. Наряду с выяснением общих вопросов постановки преподавания черчения, автором также ставилась задача выяснить, каковы результаты учения, т. е. как прочно учащиеся усваивают изучаемый материал, каков характер ошибок, каковы навыки в работе чертежными инструментами. Постановка всех этих вопросов и получение результатов давали возможность определить систему работы педагогов обследованных школ, изучить и понять те методы, которые они используют на уроке;

б) на основе многолетнего личного опыта работы автора диссертации в качестве учителя черчения и рисования, а также изучения состояния преподавания черчения в ряде школ Москвы и периферии по действующей программе и опыта передовых учителей разработать к началу 1962—63 учебного года систему взаимосвязанных уроков черчения по всем разделам курса 8-го года обучения и дать методические указания к проведению уроков по этой системе. При разработке методических указаний установить и определить наиболее эффективные методы обучения, применение которых в учебном процессе способствовало бы активизации познавательной деятельности школьников. Вместе с тем считать целесообразным широкое использование в учебном процессе разнообразных и вместе с тем полезных наглядных пособий и новейших технических средств обучения. Предусмотреть обязательное проведение серии самостоятельных упражнений учащихся, подводящих итоги усвоения материала программы. Распределение материала курса произвести в соответствии с составленным календарно-тематическим планом;

в) провести в течение 1962/63 учебного года проверку

разработанных системы и методов обучения в двух восьмых классах 1140 школы и четырех восьмых классах 196, 247 школ, выбранных в качестве экспериментальных и проводивших обучение по разработанной методике. В качестве контрольных классов считать четыре восьмых класса 303 и 265 школ, где преподавание черчения проводилось по обычной методике, принятой учителями черчения данных школ;

г) в результате сопоставления полученных данных об усвоении учащимися указанных школ некоторых разделов программы сделать соответствующие выводы о целесообразности и эффективности разработанной автором диссертации системы обучения черчению в восьмом классе.

Однако нужно иметь в виду, что предлагаемая система обучения в восьмом классе может быть эффективной лишь в том случае, если учащиеся будут иметь полноценные знания основ проекционного черчения и вместе с тем твердые навыки элементарных геометрических построений. Отсюда следует, что начиная с 7-го класса (по ныне действующему учебному плану) учитель черчения должен проявлять заботу о систематизации тех сведений из курса, которые учащиеся получили на уроках труда, и кроме того, (и это, пожалуй, самое главное) постоянно следить за четким, последовательным и методически целесообразным изложением материала, относящегося к курсу черчения в седьмом классе.

На протяжении 1960/61, 1961/62 учебного года нами изучалась система обучения черчению по программе этих лет в восьмых классах 196, 265, 279, 303, 247 школ Москвы и 50 школы г. Горького. (Отметим, что в первой и в последней из названных школ имеются достаточно хорошо оборудованные кабинеты черчения, что способствует более качественной постановке преподавания черчения в этих школах). В процессе ознакомления с постановкой преподавания в этих школах было посещено около 140 уроков. Посещение уроков дало возможность изучить систему и методы обучения черчению, получить некоторые результаты ознакомительного исследования и вместе с тем достаточно объективные ответы на те основные вопросы, которые ставились нами перед проведением ознакомительного исследования. В целом, как удалось установить, учителя отмеченных школ проводят занятия, соблюдая известную методическую последовательность и придерживаясь основного направления программы — выработать у учащихся умения и навыки чтения и составления чертежей. В большинстве случаев графический материал фиксируется на форматах чертежной бумаги, что во всех случаях следует считать нерациональным. В личной педагогической

практике мы считаем целесообразным весь вновь объясняемый материал темы фиксировать в рабочих тетрадях, что дает возможность экономить значительную часть времени урока, а на форматах выполнять только те работы, которые являются итоговыми по соответствующим разделам программы. Это позволяет наряду с проверкой знаний учащимися материала программы иметь возможность совершенствовать их графические навыки. Наблюдение за процессом обучения черчению в упомянутых школах показывает, что отдельные учителя все еще придерживаются старой, изжившей себя методы обучения: в процессе преподавания у этих учителей преобладает чертеж на классной доске, выполненный учителем, и недостаточно осмысленное его перенесение учащимися на форматы. Уроки черчения в основной части обследованных школ проходят в обычных классных условиях с явным недостатком чертежных инструментов и принадлежностей. Существенным недостатком также является отсутствие надлежащих учебных пособий, крайне необходимых при объяснении довольно сложного материала программы. Учителя мало пользуются таким вспомогательным материалом, каким является технический рисунок, дающий большой педагогический эффект при объяснении таких разделов программы как «Разрезы», «Сечения» и др. При изложении основных положений ряда разделов программы имеются неточные формулировки и определения, ошибки в терминологии. Проверка и оценка работ учащихся в этих школах, как правило, своевременна и довольно обстоятельна. В отдельных случаях учителя не ограничиваются только выставлением соответствующего балла, но дают некоторые полезные пояснения характера ошибок, указывая, на что ученику нужно обратить внимание. К недостаткам следует отнести отсутствие должной системы в подборе графических работ для выполнения их учащимися, причем отдельные задания либо чрезмерно трудны по смыслу и трудоемки по исполнению, либо отличаются от других своей несложностью. Те учителя, у которых нам пришлось обнаружить подобного рода недочеты, объясняют это недостатком соответствующих учебных пособий, представляющих раздаточный материал в виде отдельных карточек заданий. Этими же учителями отмечается некоторая усложненность заданий, предложенных в сборнике О. В. Хотимской и Г. А. Наумовой. Серьезным недостатком на наш взгляд является принятая учителями система завершения графических работ не в классе, а дома. Это, как показывает наблюдение, порождает нерадивость, безответственность учащихся, невнимательность их на уроке, что делает его мало организованным и столь же мало эффективным. В отдельных случаях имеется ничем не оправданная и не обоснованная дробность так называемых «закрепляющих»

заданий по прорабатываемым темам и разделам программы, когда эти задания даются буквально вслед за лаконичным объяснением довольно сложного материала, т. е. в то время, когда в сознании учащихся еще недостаточно прочно отложилась суть изучаемого материала, когда учащиеся не сумели еще с достаточной полнотой понять и осмыслить «механизм» отдельных пространственных и графических преобразований чертежа. В работе основной части учителей этих школ нет системы опроса учащихся. Представление об успехах учащихся в черчении складывается только по их графическим работам, как правило, завершенным в домашних условиях. Наблюдение показало также, что не все учителя из упомянутых выше школ четко и методически обоснованно планируют учебный материал. Так, например, на некоторые наиболее трудные темы программы в тематических планах учителей предусмотрено весьма ограниченное время, что не дает в итоге должных результатов. Учителя слабо поощряют самостоятельность в работе учащихся, между тем как при рациональном и систематическом проведении самостоятельных упражнений активность учащихся значительно повышается.

Наблюдение за ходом уроков, ознакомление с приемами и методами работы некоторых учителей указанных выше школ показало, что основным и едва ли не главным недостатком большинства наблюдаемых нами уроков является отсутствие системы в распределении и изложении материала. (Надо отметить, что наиболее удачными в организационном и методическом отношении были уроки в 196, 247 и 50 школах).

Стремясь получить наглядный материал результата учения, т. е. выяснить, насколько прочно усваивается учащимися изучаемый материал, мы провели в 265, 303, 279, 247 и 196 школах серию контрольных уроков. Итоги контрольного урока по теме № 1 «Простые разрезы» (номер темы нами обозначен условно) показали, что значительная часть ошибок, которые допустили учащиеся в своих работах, вызвана неумением применить условный разрез. Известный процент ошибок может быть отнесен к нерациональному оставлению на чертеже линий невидимого контура, а также наличие сплошной линии при соединении на чертеже половины вида с половиной разреза. Изучение полученных цифровых данных проведенной контрольной работы позволяет сделать вывод, что там, где при объяснении темы учитель методически целесообразно применил серию наглядных пособий, результаты контрольной работы оказались значительно выше.

По итогам контрольной работы № 2 «Сечения» можно судить, что основным недостатком в работах учащихся были нечеткие представления фигуры сечения и нарушения приня-

тых правил и условностей при обводке вынесенных и наложенных сечений. И в этом случае учителя недостаточно использовали модели и другие дидактические средства, помогающие учащимся яснее представить процесс получения сечения и его графический результат.

При выполнении контрольной работы № 3 «Изображение и обозначение резьбы» основным недостатком следует считать неумение учащихся правильно нанести размеры, наличие несоразмерности диаметров, изображающих резьбу, изображение штриховой линией наружного диаметра резьбы па стержне, неверные обозначения шага резьбы и нанесение знака диаметра вместо буквы М, принятой при обозначении метрической резьбы на стержне или в отверстии. Однако нужно заметить, что этот раздел программы учащиеся в большинстве случаев усваивают лучше других. Это можно объяснить тем, что данный материал более доступен для понимания и не требует особых усилий мыслительной деятельности, нежели это необходимо при решении задач, связанных с мысленным расчленением детали с целью выяснения ее внешней и внутренней формы.

Итоги контрольной работы № 4 по теме «Чтение и составление чертежей деталей» свидетельствуют о недостаточной акцентировке внимания учащихся на необходимость соблюдения проекционной связи, на умение рационально наносить размеры на изображение, что прямым образом связано с чтением и составлением чертежей. В отдельных случаях ошибки обусловливаются неумением учащихся четко и ясно представить форму предмета, понять его геометрическую сущность.

Итоги контрольной работы № 5 на тему «Чтение сборочного чертежа методом деталирования» показывают, что данный раздел программы наряду с разделом «Разрезы и сечения» является наиболее трудным и требует при его изложении особого внимания со стороны учителя. Полученные данные контрольной работы № 5 свидетельствуют о неумении большинства учащихся анализировать геометрическую форму деталей, входящих в узел, что влечет за собой дополнительную серию ошибок. При выполнении такого рода работы наибольшие затруднения встречают учащиеся в выборе главного вида, изображая детали чаще всего так, как они выглядят на сборочном чертеже. К числу типичных ошибок следует отнести выполнение чертежей симметричных деталей с полным разрезом, т. е. так же, как эти детали изображаются в сборке. Известную трудность испытывают учащиеся при нанесении размеров на условно разрезанных деталях.

Проведенный нами ознакомительный эксперимент и полученные данные контрольных работ подтвердили целесообразность и необходимость разработки определенной системы

обучения и усовершенствования методики изложения материала.

Основными положениями, которые легли в основу разработанной нами методики, явились:

а) определенная система изложения учебного материала на основе марксистско-ленинской теории познания объективной действительности, важнейших принципов советской педагогической науки и психологии в обучении;

б) новые, наиболее эффективные приемы использования на уроке наглядного материала и современных средств обучения;

в) активизация сочетания слова и графических изображений при изложении нового материала;

г) система самостоятельных графических упражнений учащихся, подводящих итоги усвоения учащимися учебного материала по разделам и темам программы;

д) применение на уроках таких активных методов как моделирование и конструирование, способствующих развитию пространственных представлений у учащихся;

е) конкретизация учебного материала на уроке с последующей его графической обработкой;

ж) разумное включение в учебный процесс игрового момента, повышающего интерес учащихся к изучаемому предмету и способствующего развитию пространственных представлений, необходимых для беглого чтения чертежа;

з) повышение сознательности учащихся при изучении материала программы, активизация их внимания на необходимость изучения основ черчения, играющих существенную роль в усвоении учебного материала на уроках других предметов, изучаемых в школе;

и) активное привлечение на уроке примеров из окружающей действительности;

к) повышение производительности труда учащихся непосредственно на уроке путем усиления внимания учителя к рациональным приемам в работе чертежными инструментами.

Разработанная нами система взаимосвязанных уроков представляет собой определенный, проверенный на практике порядок изложения материала с учетом возрастающей трудности и в связи с этим активизации познавательной деятельности учащихся. Изложению материала серии уроков по определенной теме предшествуют краткие методические указания, что дает возможность учителю более правильно в методическом и педагогическом отношении строить урок.

Текстовая часть системы взаимосвязанных уроков надлежаще иллюстрирована чертежами, рисунками и фотографиями, которые учитель применяет в процессе изложения учебного материала.

На протяжении 1962/63 учебного года в шести восьмых классах 1140, 247, 196 школ Москвы уроки черчения проводились по разработанной нами экспериментальной методике обучения. После изложения основного материала каждой темы программы проводились самостоятельные контрольные работы, имеющие цель выяснить качество усвоения учащимися материала того или иного раздела программы. Особое внимание уделено трем темам, к которым мы отнесли «Разрезы», «Сечения» и «Чтение сборочных чертежей путем деталирования». Наряду с этим мы не ограничивались только практической стороной дела, т. е. выполнением чертежей. С целью более объективного подхода к оценке знаний учащихся мы систематически практиковали постановку вопросов к заданиям, на которые учащиеся должны были дать ответ в письменной или устной форме.

В качестве контрольных были выделены четыре восьмых класса 303 и 265 школ, где преподавание в течение того же учебного года проводилось по собственной методике учителей данных школ. Варианты проверочных заданий, используемых в экспериментальных классах указанных выше школ, были также предложены учащимся контрольных классов.

Для выявления эффективности разработанной нами экспериментальной методики по сравнению с применяемой учителями 303 и 265 школ помимо указанных контрольных работ по отдельным темам нами были проведены заключительные контрольные работы как в экспериментальных, так и в контрольных классах.

Для всех работ, выполненных учащимися экспериментальных и контрольных классов, был установлен единый критерий оценок. Так, работа, выполненная без ошибок, оценивалась баллами 5 и 4. Работа, имеющая незначительные и мало принципиальные ошибки, оценивалась баллом 3. Неправильно решенная или совсем не поданная работа оценивалась баллом 2. На основании полученных сравнительных данных мы могли судить о том, что лучших показателей в усвоении учащимися основных разделов и тем программы достигли классы, работавшие по предложенной нами системе обучения.

В БИБЛИОГРАФИИ приведен перечень литературы, с которой ознакомился автор в процессе работы над диссертацией.

ПРИЛОЖЕНИЕМ к диссертации является учебный фильм об организации кабинета черчения в школе и методике работы в нем, а также альбом с графическими работами учащихся 1140 школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа является попыткой раскрыть содержание и задачи курса черчения в восьмилетней школе в связи с научно-техническим прогрессом в стране, указать пути совершенствования организационных форм и методов обучения черчению и в связи с этим выработать определенную систему изложения учебного материала по основным вопросам графической подготовки учащихся, завершающих восьмилетнее образование.

На основе многолетней педагогической работы автора в качестве учителя черчения и рисования и в результате внимательного изучения состояния преподавания этого предмета в общеобразовательной школе решены следующие задачи:

ОПРЕДЕЛЕНЫ:

1) современные требования к постановке преподавания черчения в средней общеобразовательной школе;

2) роль и место черчения в трудовом и политехническом обучении учащихся;

3) основные недостатки в системе и методах обучения черчению и пути их преодоления;

4) пути совершенствования организационных форм и методов обучения черчению;

5) формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе учебной и внеклассной работы;

6) основные дидактические принципы в преподавании черчения;

7) роль и место учителя в организации учебно-воспитательной работы и графической подготовке учащихся;

8) методические и педагогические требования к устному изложению материала и графической работе учителя;

9) роль и место внеклассной и внешкольной работы по черчению.

РАЗРАБОТАНЫ:

10) вопросы организации учебного кабинета черчения и его оборудования; система внеклассных занятий по черчению;

11) основные вопросы построения системы обучения черчению в 8 классе.

ПРОВЕДЕНЫ:

12) ознакомление с методикой преподавания черчения в некоторых московских и периферийных школах и в связи с этим постановка контрольных заданий по основным разделам курса черчения в 8 классе;

13) экспериментальные и контрольные задания по разработанной автором методике.

ПОКАЗАНО,

что на основании представленных результатов контрольных заданий разработанная автором методическая система:

а) обеспечивает ознакомление учащихся с основными вопросами курса черчения 8 класса;

б) содействует развитию пространственных представлений и воображения учащихся, необходимых для свободного чтения и составления чертежей;

в) способствует активизации познавательной деятельности школьников;

г) содействует расширению политехнического кругозора учащихся и живому сближению теоретических знаний с жизнью;

д) позволяет сообщать учащимся такой круг знаний, умений и навыков, который необходим как для непосредственного участия в производстве материальных ценностей, так и для продолжения образования в средней и высшей школе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНО В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

1. Из опыта работы кружка по черчению, Учпедгиз, 1956.

2. Моделирование в черчении, Учпедгиз, 1957.

3. Методическое руководство к таблицам по черчению для 7-го и 8-го классов общеобразовательной школы, Учпедгиз, 1962.

4. О целесообразности и возможности более раннего обучения черчению. Ученые записки художественно-графического факультета МГПИ имени В. И. Ленина, 1964.

5. Кабинет черчения и рисования в средней школе, Изд. 2-е, «Просвещение», 1964.

Общий объем опубликованных работ составляет 22 авторских листа.

В соавторстве с В. И. Кузьменко составлен курс методики преподавания черчения в восьмилетней школе (пособие для студентов педвузов) объемом 20 авт. листов, который принят к изданию в 1965 году.

Л 27007. Подп. в печ. 5/1 1964 г. Заказ 8. Тираж 380

Тип. № 1 Росглавполиграфпрома Госкомитета Совета Министров РСФСР по печати. Москва, Садово-Самотечная, 1