КОМИТЕТ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

И. Ф. АЛИЕВ

ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯЗИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ В ВОСЬМОМ КЛАССЕ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по методике преподавания математики)

Научный руководитель доктор физико—математических наук профессор Г. Т. АХМЕДОВ

БАКУ-1965

Азербайджанский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина направляет Вам для ознакомления автореферат к диссертации тов. И. Ф. АЛИЕВА на тему: «Пути осуществления связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством в восьмом классе» и просит сообщить Ваши отзывы и замечания по данной работе Ученому совету института, (г. Баку, ул. Уз. Гаджибекова, 34).

Работа выполнена в секторе методики преподавания физики и математики Азербайджанского государственного научно-исследовательского института педагогики.

Решением Ученого совета Азербайджанского государственного педагогического института им. В. И. Ленина официальными оппонентами назначены:

1. Член-корреспондент АН Азерб. ССР — доктор физико-математических наук, профессор М. А. Джавадов

2. Кандидат педагогических наук (по методике преподавания математики) Н. А. Садыхов.

Автореферат разослан 1965 г.

Защита состоится 1965 г.

Ученый секретарь совета: (доц. И. Е. Юдкин).

Основной задачей Советской школы на современном этапе является воспитание нового человека, всесторонне развитого строителя коммунизма. Этот новый человек, помимо овладевания основами наук, приучается принимать участие в различных областях производства. Поэтому школа готовит подрастающее поколение к жизни, в особенности для производственной деятельности. Наряду с обучением учащихся основам наук, прививаются в них также навыки применения полученных знаний в жизни, в том числе в сельскохозяйственном производстве (в сельских школах).

В законе о школе указывается, что прочная связь обучения с практикой строительства коммунизма, должна стать основным принципом обучения и воспитания в средней школе.

Математика широко используется в различных отраслях сельскохозяйственного производства.

Для достижения успехов в сельскохозяйственном производстве требуются определенные математические знания. Овладевать математическими знаниями — это еще не значит овладевать умениями использовать эти знания в сельскохозяйственном производстве. Умение использовать полученные знания в сельскохозяйственном производстве вырабатывается и в процессе изучения математики в общеобразовательных школах. Поэтому в сельских школах преподавание математики нужно связать с сельскохозяйственным производством.

В сельскохозяйственном производстве используются различные измерительные приборы и орудия. Школа и вырабатывает у учащихся навыки пользования некоторыми из них приборов и орудий. Подготовка учащихся к использованию этих приборов и орудий проводится в процессе преподавания отдельных школьных дисциплин, в том числе и математики. Учащиеся в школе изучают приближенные вычисления, таблицы, приборы, вычисления при помощи машин, вычисления графическим способом, составление простых смет, проведение различных измерений и вычислений на земле и т. д. Поэтому все это надо показать им и обучать их применению

полученных навыков и умений в производстве. Значит связь преподавания математики с сельскохозяйственным производством обеспечивает политехнизацию преподавания математики и играет большую роль в подготовке учащихся к трудовой деятельности.

Связь преподавания математики с сельскохозяйственным производством помогает формированию у чащихся коммунистической морали, что рассматривается во второй главе диссертации.

Мы изучали вопрос осуществления связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством. С этой целью мы провели наблюдения в ряде сельских школ и установили связь с отдельными учителями математики в порядке переписки.

Наблюдения и ответы на письма показали, что подавляющее большинство наших учителей математики не правильно связывают преподавание математики с сельскохозяйственным производством, или не придают этому никакого значения, или же испытывают затруднение в осуществлении этого мероприятия.

Мы изучили так же состояние освещения этого вопроса в методической литературе. Анализ литературы показал, что вопрос связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством пока еще остается не решенным с методической стороны.

Отсюда мы сделали вывод, что имеется настоятельная необходимость в решении этого вопроса. Исходя из изложенного мы поставили перед собой цель исследовать вопрос связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством.

На основании наблюдений опыта работы учителей и исследования методической литературы мы и предположили, что преподавание математики можно увязать с сельскохозяйственным производством при помощи:

а) измерительных и вычислительных работ практического характера; б) задач с производственным содержанием; в) таблиц, схем, диаграмм и график по сельскохозяйственному производству; г) простых смет по сельскохозяйственным работам; д) наглядных пособий по сельскохозяйственному производству.

Правильность этого предположения проверена путем экспериментирования следующих тем, входящих в программу математики для VIII класса;

1) Квадратные уравнения;

2) Функции и графики;

3) Подобие фигур;

4) Тригонометрические функции — острого угла;

5) Вычисления площади поверхностей и объема геометрических фигур.

Эксперименты проведены нами в Холмилинской сельской средней школе Ленкоранского района, Гасильской средней и Арабоджакской восьмилетней школах Агдашского района, Башгейнюкской, Кишлинской, Зунудской восьмилетней школе и средней школе совхоза им. Орджоникидзе Варташенского района и других школах.

Были изучены местные производственные условия школ, в которых проводились эксперименты, собраны соответствующие материалы и на их основе организована работа по связыванию преподавания математики с сельскохозяйственным производством. Нами были проведены 11 экспериментов. Часть экспериментов была проведена с нашим участием, а часть самими преподавателями на основе составленного нами плана и предложенного материала.

В экспериментальных классах соответствующие програмные материалы были изучены по методике, разработанной нами, т. е. в этих классах планомерно осуществлялась связь преподавания математики с сельскохозяйственным производством, а в контрольных классах учителя вели уроки так, как они сами планировали.

Мы старались выявить влияние связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством на:

а) усвоение учащимися программного материала;

6) формирование умения учащихся использовать свои знания в сельскохозяйственном производстве;

в) ознакомление учащихся с сельскохозяйственным производством.

Кроме напечатанных статей, основные мысли диссертации были изложены авторам в докладах на научно-методических конференциях учителей математики ряда районов республики, на XV Республиканских «Педагогических чтениях». Мы организовали так же выступления учителей на темы связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и библиографии.

В введении — обосновывается актуальность вопроса о связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством.

В первой главе — «Сущность соединения преподавания математики с производством и анализ программ, учебников и методической литературы» дается обзор программ, учебников и методической литературы с точки зрения исследуемого вопроса.

Анализ программ и учебников по математике показал, что до постановлений ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. и от 25 августа 1932 года преподавание математики подчинялось в известной степени труду, сельскохозяйственным работам. Хотя данная тенденция играла положительную роль в осуществлении связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством, но все же не обеспечила получение учащимися последовательных и прочных теоретических знаний по математике. После вышеуказанных постановлений Партии эти недостатки были ликвидированы; но появилась другая крайность, была ослаблена связь преподавания математики с жизнью, особенно с сельскохозяйственным производством. В результате этого учащиеся, окончившие среднюю школу, не могли использовать полученные ими знания в производстве. XIX и XX съезды КПСС раскрыли эти недостатки, усилили внимание на изучение основ наук; а Закон о школе укрепил новое направление развития Советской школы в сторону укрепления связи школы с жизнью.

Теперь основная задача преподавания математики выражается в обеспечении усвоения учащимися прочных знаний и умений, в выработке умения использовать эти знания на практике, в жизни.

Анализ учебников показывает, что в учебниках математики, используемых в школах, очень мало материала, годного для пользования в усилении связи преподавания с сельскохозяйственным производством. Достаточно указать, что в книге И. Ларичева «Задачник по алгебре» (Азеручпедгиз, 1961) по темам «Квадратные уравнения» и «Функции и графики», которым в программе выделено 67 часов, включены только 21 упражнение с производственным, геометрическим и физическим содержанием.

С точки зрения исследуемой темы методическая литература разделена на две группы. В первую группу включена литература, где предъявляются практические требования к преподаванию математики и в известной степени излагается связь преподавания с производством, в том числе с сельскохозяйственным производством. В данной литературе ставится требование преподавать математику с позиций политехнического обучения и в этих целях рекомендуется связать преподавание с производством.

Во вторую группу включена литература, где излагаются средства и методы и содержатся материалы для связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством.

В данной группе литературы в определенной степени излагаются средства политехнизации преподавания математики, что относится также и к связи преподавания с сельскохозяйственным производством.

В этой литературе дано очень мало материала относительно сельскохозяйственного производства.

Анализ методической литературы показывает, что пока еще всесторонне не исследованы средства и формы связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством.

Вторая глава — «Пути осуществления связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством».

В данной главе анализируются различные пути осуществления связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством.

Опыт работы учителей показывает, что связь преподавания математики с сельскохозяйственным производством осуществляется в основном по двум направлениям. Одно из этих направлений состоит в обучении учащихся использованию полученных по математике знаний в сельскохозяйственном производстве, применению математических знаний на практике. Второе направление — это использование материалов сельскохозяйственного производства в процессе обучения, т. е. перехода от производства к обучению.

В практике наших школ в какой-то степени мы встречаемся с первым направлением. Второе же направление встречается очень редко. Но оно играет более полезную роль в осуществлении связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством, чем первое.

В данной главе излагаются следующие средства связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством.

Измерительные и вычислительные работы по применению теоретического материала на практике и решение задач.

Здесь раскрывается значение проведения учащимися практических измерительных и вычислительных работ с точки зрения связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством. Основываясь на примерах, подчеркивается, что измерительные и вычислительные работы проводятся как с целью изучения этой темы, так и с целью закрепления знаний учащихся.

Указанные работы могут проводиться и на уроке, и вне урока в виде домашних заданий. В связи с этим конкретизируются практические измерительные и вычислительные работы, которые должны быть выполнены учащимися 8-го класса.

Для рациональной организации практических измерительных и вычислительных работ учитываются следующее:

а) При распределении программного материала планируются практические измерительные и вычислительные работы;

б) При выполнении практических измерительных и вычислительных работ выбирается такая отрасль или объект, где

учащиеся лучше ознакамливаются с определенной областью сельскохозяйственного производства;

в) Обеспечивается самостоятельность учащихся при каждой измерительно-вычислительной работе;

г) При выполнении измерительно-вычислительных работ используются правила вычисления с приближенными числами, и соответствующие вычисления проводятся вычислительными линейками.

При этих условиях учащиеся понимают, что при практическом вычислении полученные числа бывают в основном приближенными; во время выполнения таких вычислений соблюдаются правила вычисления на приблеженных числах.

В данном разделе расказывается о возможности решения задач с точки зрения связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством.

Поэтому указывается, что одним из лучших средств этого является составление самими учащимися задач, содержание которых берется из сельскохозяйственного производства. Таких задач очень мало в ныне действующих учебниках, а имеющиеся задачи с таким содержанием не знакомят учащихся с местным производством. Передовой учитель сам подбирает подобные материалы из методической литературы и приспосабливает их к местным условиям производства.

На примерах доказывается, что задачи с сельскохозяйственным содержанием сначала берутся для решения из методической литературы. Потом заменяются данные этих задач данными местного производства и решаются- А после этого решаются задачи составленные самим учителем на основе материалов сельского хозяйства. Затем постепенно переходится к составлению и решению задач самими учащимися. Такие задачи составляются и решаются учащимися в классе или дома сначала по данным учителя. Н. К. Крупская отмечала, что «преподаватель математики особенно должен обращать внимание на составление вместе с учащимися жизненных задач, на стимулирование учащихся в этой области»1. Позже учащиеся решают задачи, самостоятельно составленные самими учащимися.

В данной главе диссертации указывается, что решения задач, составленных на материалах развития сельскохозяйственного производства в нашей стране.

В связи с изложенными делается вывод, что для рационального составления и решения задач с сельскохозяйственным содержанием учитель:

а) заранее планирует соответствующие задачи по темам;

1 Н. К. Крупская, избранные педагогические произведения, Учпедгиз, 1957 г. стр. 184.

б) добивается того, чтобы определенная часть решаемых задач составлялась на основе материалов сельскохозяйственного производства;

в) добивается того, чтобы учащиеся сумели использовать нужные сведения для составления задач;

г) дает необходимое разъяснение по сельскому хозяйству при составлении и решении задач.

В данной главе рассматривается значение и место таблиц, схем, диаграмм и графиков в обеспечении связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством. А затем указываются на таблицы, схемы, диаграммы и графики, которые используются в сельскохозяйственном производстве.

Здесь на примерах объясняется характер работы по использованию графических упражнений в процессе обучения, целью которой является, во-первых, выработка умения у учащихся выразить зависимости при помощи таблиц, схем, диаграмм и графиков, во-вторых, выработка умения использовать готовые таблицы, диаграммы и графики, понять характер зависимостей, отраженных в этих таблицах, схемах, диаграммах и графиках.

Автор в данной главе приходит к заключению, что составление таблиц, схем, диаграмм и графиков, использование их в процессе обучения является полезным средством осуществлении связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством.

В диссертации составление простых смет по сельскохозяйственному производству, как одно из средств связи преподавания математики с производством. Составление и использование простых смет помогают учащимся в понимании роли смет в рациональной организации сельскохозяйственных работ и способствуют подготовки учащихся к трудовой деятельности. Поэтому на основе примеров раскрываются правила составления смет учащимися с точки зрения связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством и даются конкретные методические требования к составлению смет.

Тут подчеркивается, что в программе старших классов по математике не учитывается составление учащимися смет. Но мы убедились в необходимости продолжить эту работу и в старших классах в виде внеклассных работ. Дается и перечень тем, по которым можно организовать составление учащимися VIII классов простых смет.

Составление смет учащимися имеет и другие воспитательные ценности. Например, силами учащихся строится мастерская, гараж, сарай и т. д. При составлении сметы нужной для завершения стройки данного объекта, учащиеся лучше понимают ту помощь, которую они оказывают школе.

В данной главе диссертации использование естественных материалов, фотоснимок, наряду с таблицами, схемами, плакатами, графиками, являются наглядными средствами осуществления связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством. Обращается внимание и на порядки составления и хранения этих наглядных средств.

Вторая часть этой главы посвящена формам связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством к ним относится: изложение и объяснение учителя; ответы учащихся; домашние задания; экскурсии и кружок.

В данной части диссертации объясняется значение слова учителя в обеспечении связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством. Учитель при помощи слова создает соответствующие ассоциации между математическими законами и производственными отраслями, где применяются эти законы.

На основе конкретных материалов объясняются пути осуществления учителем связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством. При этом учитель заранее определяет сельскохозяйственные отрасли, с которыми будет в дальнейшем увязывать конкретные темы, этим уточняет направление теоретических знаний в практике.

Учитывает новые сведения о сельскохозяйственном производстве, заменяет устаревшие.

Учитель использует представления учащихся о сельскохозяйственном производстве и опыты, которые они приобрели в жизни. Он организует работу учащихся так, что они самостоятельно заменяют факты учебника фактами, которые видели в сельскохозяйственном производстве и объясняют эти факты. Для рациональной организации такой работы учитель математики учитывает:

а) характер представления учащихся о сельскохозяйственном производстве в связи с изучаемой темой; б) целесообразность использования того представления на уроке; в) время использования представления о сельскохозяйственном производстве, если такового нет у учащихся.

Объясняется значение также домашних заданий с точки зрения связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством; излагаются пути выработки у учащихся умения выполнять домашние задания самостоятельно.

Мы обратили внимание на постепенное усложнение домашних заданий, направленных на осуществление связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством:

а) Использование при ответе ученика на уроке сведения, о сельскохозяйственном производстве, данные учителем в готовом виде; б) выполнение учеником упражнений, составленных учителем на основе материалов о сельскохозяйственном

производстве; в) сбор фактов по сельскохозяйственному производству, которые будут использоваться на очередном уроке: г) составление таблиц, схем, графиков и задач на основе фактов о производстве, предложенных учителем; д) самостоятельный сбор нужных сведений о сельскохозяйственном производстве и составлении на их основе таблиц, схем, график и задач; е) выполнение определенных измерительных и вычислительных работ в объектах сельского хозяйства; ж) составление учащимися сметы по сельскохозяйственному производству вне урока.

В данной главе говорится и о значении экскурсий с точки зрения исследуемой темы, а затем на основе материалов наблюдений и экспериментов излагаются виды организации и пути их проведения.

При рациональной организации экскурсий учитываются следующее:

а) при распределении программного материала по отдельным классам уточняются экскурсии, которые должны быть проведены; б) заранее составляется план каждой экскурсии и отмечается в плане. В плане учитываются вопросы, на которые ученики должны приготовить ответы; в) каждый ученик обеспечивается тетрадью, в которой он отмечает сведения, приобретенные во время экскурсии; г) возможность связи темы экскурсии со смежными школьными дисциплинами и другие.

В диссертации обосновывается необходимость экскурсий по ряду программным темам.

В данной главе диссертации раскрывается возможности кружка по математике с точки зрения исследуемой темы. К этим возможностям относятся, например, изготовление наглядных пособий по сельскохозяйственному производству; сбор сведений о сельскохозяйственном производстве, составление на основе этих сведений задачи и их решение; изучение жизненных, производственных причин появления теорий и законов математики; использование сведений о сельскохозяйственном производстве для стенгазеты кружка математики.

Все это отражается в плане кружка.

В заключении главы указываются, что средства и формы связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством дополняют друг друга.

Третья глава — Связь преподавания алгебры с сельскохозяйственным производством в VIII-м классе.

В данной главе примерами доказывается, что вычисление в сельскохозяйственном производстве проводится в основном приближенными числами. В программе математики для средней школы рекомендуется изучение сложения, вычитания, умножения и деления приближенных чисел. Но в ней не учи-

тывается изучение степени и корня этих чисел. Поэтому учащиеся не могут выполнять этих действий. Опыт показывает, что знание этих действий необходимо для учащихся старших классов. По нашему мнению в VIII классе в связи с определением квадратов чисел, правила степени приближенных чисел целесообразно изучить и получение приближенного корня...

Наблюдения, эксперименты и личный опыт автора показывают, что важным средством для изучения квадратных уравнений в связи с сельскохозяйственным производством является составление и решение задач, путем приведения их в квадратные уравнения отражающих сельскохозяйственное производство. Анализ учебников показал, что таких задач очень мало в нынешних сборниках алгебраических задач. Учитывая этот недостаток пособия учителю следует самим составлять и решать задачи с сельскохозяйственным содержанием. Сначала такие задачи составляет сам учитель и задает учащимся для решения (дома, в классе). Затем сами учащиеся на основе сведений, предложенных учителем или сведений собранных самими самостоятельно составляют и решают задачи. Этому во многом способствует экскурсии учащихся, организованные на различные области сельскохозяйственного производства. Сказанное подтверждается результатами эксперимента, проведенного в Холмиллинской сельской средней школе Ленкоранского района.

Результаты эксперимента показывают, что изучение квадратных уравнений в связи с сельскохозяйственным производством по указанному в диссертации способу повышает сознательность учащихся, способствует прочности знаний.

Наряду с этим в диссертации рекомендуется решать задачи, составленные на основе сведений, взятых из плакатов и различной литературы по сельскохозяйственному производству. Пути организации и проведения такой работы уточнены в опыте работы Гасильской сельской средней школы Агдашского района.

В связи с этим составлены 48 задач по сельскохозяйственному производству и решены некоторые из них. Большинство составленных и решенных задач относится к механизации, электрофикации и химизации сельскохозяйственного производства.

Во второй части данной главы рассматриваются вопросы изучения темы «Функции и графики в связи с сельскохозяйственным производством».

В нынешних учебниках тема «Функции и графики» дается вне связи с сельскохозяйственным производством. Даже нет никаких сведений о сельскохозяйственном производстве. Опыт работы передовых учителей показывает, что есть необ-

ходимость увязки изучения этой темы с сельским хозяйством. Чтобы изучать эту тему в связи с сельскохозяйственным производством, нужно заранее тщательно подготовиться к ней: собрать соответствующие материалы по сельскохозяйственному производству, распределить эти материалы по урокам, организовать экскурсию учащихся на птицеферму, гараж, животноводческую ферму и другие объекты сельскохозяйственного производства. Во время экскурсии учащиеся должны подготовить ответы на следующие вопросы:

а) Какова зависимость между количеством сельскохозяйственных машин и агрегатов в соответствии со сроком выполнения плана пашни, сева и сбора?

б) От чего зависит повышение урожайности?

в) От чего зависит количество зерна и семян, нужное для посева?

г) Какова зависимость между количеством скота и птиц на ферме и заготовленными кормами?

д) От каких условий зависит пополнение скота и птиц на ферме?

е) Какова зависимость между количеством скота и птиц на ферме и площадью требуемой хлевов, сараев и пастбищ?

ж) От каких условий зависит понижение себестоимости урожая?

з) Какая зависимость имеется между весом и мерой туловища коровы?

и) Какая зависимость имеется между весом коровы, количеством полученного от нее молока и нормой корма?

е) Какова зависимость между количеством скота и птиц электрической энергией, требуемой на их содержание?

л) Количество скота, птиц на ферме в течение нескольких лет и их урожайность?

м) Какие таблицы и графики использовались в этой области?

Учащиеся готовят ответы на подобные вопросы и отмечают аналитические выражения, таблицы и графики, которые они изучили во время экскурсии. Учитель намечает аналитические выражения указанных зависимостей, таблиц и графиков, изучение которых невозможно при экскурсии. Добиваются и другие сведения о развитии сельскохозяйственного производства за несколько предшествующих лет, об агротехнике, зоотехнике и технике сельскохозяйственного производства.

Учитель придумывает и то, где и как он будет использовать собранные сведения. После такой подготовительной работы он приступает к увязке изучению темы «Функции и графики» с сельскохозяйственным производством. Преподавание этой темы в связи с сельскохозяйственным производством показано в диссертации на основе опытов и наблюдений, про-

веденных в средней школе № 156 в Шувелянах Апшеронского района, восьмилетней школе в с. Арабоджак, в Джувинской сельской школе Агдашского района, в средней школе совхоза им. Орджоникидзе Варташенского района, в средней школе № 2 Масаллинского района.

По теме «Функции и графики» даны в диссертации 54 упражнения, указаны методы их составления и выполнения. Наряду с упражнениями, требующими составления графиков функциональной зависимости с аналитическим выражением даются и упражнения, требующие определения аналитического выражения и характера зависимости и использованием ее графического выражения.

Результаты наблюдения проверены в эксперименте, организованном в средней школе совхоза им. Орджоникидзе Варташенского района. Эксперимент показал, что преподавание темы «Функции и графики» в связи с сельскохозяйственным производством обеспечивает более глубокие и прочные знания учащихся по теме и вырабатывает у них умение использовать полученные знания в сельскохозяйственном производстве.

4-я глава диссертации посвящена связи преподавания геометрии с сельскохозяйственным производством в восьмом классе.

Связь преподавания темы «Пропорциональные отрезки» и «Подобие фигур» в связи с сельскохозяйственным производством излагается на основе эксперимента, проведенного в восьмилетней школы с. Гейнук Варташенского района. С этой целью был использован девять практических измерительных и вычислительных работ по сельскохозяйственному производству и выполнении 11 упражнения, носящих практический характер.

Например, используя два высокомера, учащиеся определил высоту главной водяной башни гидроэлектростанции, ширину реки — водяного источника колхоза, составили планы тутовой плантации, двух посевных площадей табака, пасеки, птицеводческой фермы и др.

Преподавание темы «Тригонометрические функции острого угла» в связи с сельскохозяйственным производством изложено на основе наблюдений и экспериментов, проведенных в 8-ми летних школах селения Арабоджак и Джува, в средней школе селения Гасиль Агдашского района и 8-ми летних школах селений Киш и Кунгут Варташенского района. С этой целью было использовано восемь практических измерительных и вычислительных работ и выполнены 8 упражнении практического характера.

К ним относится, например определение учащимися высоты высасываемой насосом воды для поливки предгорных хлопковых полей и огородов колхоза.

Преподавание темы «Вычисление площадей и объемов геометрических тел» в связи с сельскохозяйственным производством изложено на основе наблюдений и экспериментов, проведенных в 8-ми летней школе селение Кюрдбораны Бардинского р-на, в 8-ми летних школах селений Инча, Ашагы Кунгут, Балталы, Гейнук, Киш, в средней школе совхоза им. Орджоникидзе Варташенского района. Для проведения эксперимента использовались экскурсии организованные на животноводческую ферму и черепичный карьер и 18 упражнения практического характера. В качестве образца укажем на следующие упражнения:

1. «Силосная яма имеет ширину снизу 3,2 м, сверху — 4,2 м, высоту — 2,6 м, длину снизу 28 м, сверху 33 м. Сколько часов должен работать силосный комбайн марки «РИК-12», рубящий 12 тонн силоса за час на заполнение этой ямы? (1 куб. м силоса в яме весит в среднем 660 кг).

Себестоимость одной тонны силоса 5 руб. 17 коп., а в производственном плане колхоза учитывается 8 рублей. Определить, сколько рублей было съэкономлено при заполнении этой силосной ямы?»

В результате выполнения этих упражнений было определено сколько тонн вообще силосовано, сколько рублей съэкономлено путем снижения себестоимости.

2. «В яму, поперечное сечение которой напоминает трапецию, нужно расположить 20 куб. м картофеля. Сколько метров должна быть длина этой ямы, если глубина ее 1,2 м и ширина дна 1 м, ширина краев 1,4 м?»

В диссертации анализируются проведенные учащимися измерительные и вычислительные работы, производственные объяснения к практическим упражнениям в связи с их выполнением.

Эксперименты доказывают, что при осуществлении связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством так, как указывается в диссертации, учащиеся еще сознательнее овладевают математическими знаниями и, помимо ознакомления с различными областями сельскохозяйственного производства, вырабатывают умение применять математические знания в различных областях сельскохозяйственного производства.

Выводы. При преподавании любой темы по математике (в сельских школах) нужно знакомить учащихся с сельскохозяйственным производством, с тем чтобы применять эти знания, обучать учащихся применению математических знаний в сельскохозяйственном производстве. Это надо учесть при распределении программного материала.

Выполнение учащимися практических измерительных и вычислительных работ является полезным средством для

связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством. Если такие практические работы проводятся непосредственно учащимися в соотевтствующей области сельскохозяйственного производства, и часть орудий, нужных для выполнения этих работ, готовится учащимися, то учащиеся приобретают более прочные умения выполнения измерительных и вычислительных работ, знакомятся с данной областью сельскохозяйственного производства. Такие работы проводятся с целью подготовки учащихся к усвоению новых знаний и умений, с целью закрепления полученных знаний и умений.

При составлении и решении учащимися задач с сельскохозяйственным содержанием учащиеся приобретают умение самостоятельно решать задачи и приобретают сведения о сельскохозяйственном производстве. Такие задачи составляются и решаются сначала учителем. Затем учащиеся на основе данных учителем сведений сами составляют и решают их. Наконец учащиеся на основе собранных ими сведений сами составляют и самостоятельно решают задачи с сельскохозяйственным содержанием.

Нужные сведения для составления таких задач добываются на экскурсиях, организованных на различные сельскохозяйственные производства, из литературы по агротехнике, зоотехнике и технике сельского хозяйства.

Составление таблиц, схем, диаграмм и графиков по сельскохозяйственному производству в процессе преподавания математики и их использование в процессе преподавания математики создают условия при которых учащиеся лучше усваивают жизненное содержание этих таблиц, схем, диаграмм и графиков.

Участие школьников в выполнении простейших бухгалтерских работ, определении и проверке ряда технических и производственных норм, составлении сметы простых строительных и ремонтных работ в колхозе способствует выработке у них умение выполнить такие работы. Такие работы помогают подготовке учащихся к жизни.

Учитель математики должен подобрать для каждой темы соответствующие сведения по сельскохозяйственному производству и при преподавании использовать эти сведения- Собранные сведения о сельскохозяйственном производстве он систематизирует соответственно изменяя использует в каждом учебном году.

Если обращается особое внимание на использование учащимися при ответе соответствующих сведений о сельскохозяйственном производстве, на выработку умения и решения в классе и дома упражнений, используя эти сведения, то они в процессе учебы активизируются, сознательнее усваивают ма-

тематические знания и основательно знакомятся с различными отраслями сельскохозяйственного производства.

Экскурсии имеют огромное значение в осуществлении связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством. Поэтому учитель в начале года планирует экскурсии. План обсуждается на педсовете школы, определяется область или объект для экскурсии. Во время экскурсии собираются сведения о сельскохозяйственном производстве для использования их в процессе учебы.

В настоящее время программой не учитывается время на экскурсии. Это ограничивает связь преподавания математики с сельскохозяйственным производством. Но проведенные нами исследования показали, что целесообразно выделить в программе по математики соответствующие часы для проведения экскурсий. Во время увязки преподавания математики с сельскохозяйственным производством нельзя забывать, что основной целью преподавания этого курса является математическая их подготовка и развитие их логического мышления. Поэтому нельзя превращать преподавание математики в производственные объяснения. Эта связь должна создаваться в процессе сознательного усвоения курса математики и служить ему.

Учитель математики учитывающий требования связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством добивается больших успехов в повышении уровня математических знаний учащихся и в подготовке их к практической деятельности.

По диссертации были опубликованы в печати следующие материалы:

1. «Пути осуществления связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством», «Тезисы докладов I научной конференции аспирантов и диссертантов Азербайджанского государственного научно-исследовательского института педагогики», Баку, 1962 год.

2. «О преподавании тем «Квадратные уравнения» и «Функции и графики» в связи с сельскохозяйственным производством в восьмом классе». Сборник «Преподавание физики и математики», 1963 г., второй выпуск.

3. «Преподавание темы «Функции и графики» в связи с сельскохозяйственным производством», «Из опыта передовых учителей», Учебно-методический отдел Министерства Просвещения Азербайджанской ССР, 1964 г.

4. «Преподавание темы «Вычисление площадей и объемов геометрических тел» в связи с сельскохозяйственным производством», «Тезисы докладов II научной конференции аспирантов и диссертантов Азербайджанского Государственного

научно-исследовательского института педагогики», Баку 1964 г.

5. «Преподавание тем «Подобие фигур» и «Тригонометрические функции острого угла» в связи с сельскохозяйственным производством», Сборник «Преподавание физики и математики», 1964 год, выпуск второй.

6. «Преподавание темы «Вычисление и измерение площадей и объемов геометрических тел» в связи с сельскохозяйственным производством», Сборник «Производственное обучение в школе», 1964 год, № 3.

7. «Пути осуществления связи преподавания математики с сельскохозяйственным производством», Учебно-методический отдел Министерства просвещения Азербайджанской ССР, 1964 г.